Опубликовано: 1500

Куда капают наши денежки?

Куда капают наши денежки?

Граждане, добросовестно отчисляющие на свою старость 10 процентов от заработной платы, и не подозревают, что, вполне возможно, не все их денежки поступают на их же пенсионные счета. Дело в том, что в последнее время значительно увеличилось поступление невыясненных сумм в накопительные пенсионные фонды. В ноябре "держатели" народных денег обнаружили 2,618 миллиардов "бесхозных" тенге.

Ошибки - сплошь и рядом А мы-то думали, что двухгодичной давности скандал вокруг многочисленных СИКов с ошибочными данными (помните, в свою бытность министром труда и социальной защиты Николай Радостовец обнаружил, что у него - три СИКа?), когда пенсионные деньги одного человека аккумулировались сразу на нескольких пенсионных счетах, исчерпан. Ан нет! Пенсионные деньги продолжают путешествовать по финансовым структурам. Особенно этот процесс стал активизироваться именно осенью. Если в сентябре "невыясненные суммы" составляли "всего" чуть больше 31 миллиона тенге, то в октябре - уже свыше 1,2 миллиарда тенге. Караван.kz обратилась за разъяснением ситуации в Комитет по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты РК. Оказалось, что основными виновниками ошибок являются бухгалтеры предприятий, перечисляющих пенсионные взносы и работники банков, обслуживающие плательщиков. Если классифицировать эти ошибки, то наиболее часто они встречаются в реквизитах вкладчиков: либо проходит несоответствие с данными в удостоверении личности либо с данными в пенсионном договоре. Могут также включаться в списки на перечисление сотрудники, которым неправильно присвоены СИКи. Иногда доходит до смешного. Человек заключил договор с другим фондом, а бухгалтер по привычке отправил его деньги в старый фонд. Или - работник пенсионер и освобожден от уплаты пенсионных взносов, а бухгалтер - всех под одну гребенку. Впрочем, на этом "человеческий фактор" не исчерпан. Всякий раз сотрудники фондов открывают кладезь ошибок для себя заново. При этом простые плательщики даже не догадываются, какие страсти разгораются вокруг их же денег. Что же касается внезапного всплеска ошибочных перечислений, то специалисты Комитета по регулированию деятельности НПФ связывают это с проведением в государственном накопительном пенсионном фонде инвентаризации базы данных. Сегодня доля ГНПФ в общей сумме ошибочно зачисленных пенсионных взносов составляет 54 процента - 1,428 миллиарда тенге. Из них возвращено было 99 процентов. Основную сумму возвращенных пенсионных взносов составили пенсионные взносы вкладчиков, которые ранее перевели свои пенсионные накопления в негосударственные накопительные пенсионные фонды. Кто-то не поставил об этом в известность своего бухгалтера, а где-то бухгалтеры забыли о том, что теперь у того или иного работника заключен новый договор - с негосударственным фондом. Кто разберет клубок проблем? Почему сейчас происходит такая путаница с пенсионными деньгами, мы попросили высказаться специалистов, имеющих непосредственное отношение к пенсионной реформе. Председатель Совета директоров Союза участников пенсионной системы РК Нуржан АЛИМУХАМБЕТОВ: - Вполне возможно, это связано с тем, что некоторые фонды недостаточно чисто относятся к зачислению пенсионных денег. Они, по идее, должны вернуть ошибочно перечисленные деньги или взять письмо-подтверждение и после этого исправить платеж и "посадить" его точно на счет. Если с ошибкой зачислять, это значит открыть новый счет и оставить до выяснения. Я просто знаю, что все-таки ряд фондов такое делает. Не исправляя ошибку, зачисляют деньги на новый счет. А все потому, что бухгалтеры предприятий на фонды ворчат, что им приходится вторично делать одну и ту же работу, исправлять ошибки, хотя это их ошибка. И поэтому некоторые фонды, для того, чтобы выглядеть в глазах бухгалтеров более привлекательно, ошибочно "садят" деньги, рассчитывая разобраться как-нибудь потом. Начальник отдела по присвоению СИКов Государственного центра по выплате пенсий Атыркуль ЕШИМКАНОВА: - Сначала работодатели не придавали никакого значения тому, что, отправляли документы на обработку с какими-то неточностями в дате рождения или в имени-фамилии. Теперь, когда они все поняли и дают правильные данные, получаются "невыясненные суммы". У меня самой часто возникают такие вопросы. Был такой случай. Пришли данные на Иванову Анну и в имени одна буква "н". По логике, такого просто не должно быть. Я сама лично звонила и выясняла - действительно ли это так. Нашли этого вкладчика, и она подтвердила, что у нее в паспорте имя написано с одной "н"! А сколько ошибок мы вылавливаем, полагаясь только на свою интуицию!.. На сегодняшний день задержек по выдаче СИКа нет. Потеряли СИК - выдается дубликат. Наши подразделения в различных регионах делают запрос в центральный аппарат и мы ищем в базе данных. Вся информация по республике находится здесь. Человек получает тот же код, что у него и раньше был, только это уже не свидетельство о присвоении СИКа, а его дубликат. Почему это происходит, понятно. Люди, меняя работу, забывают забрать оригинал СИКа, либо предприятие ликвидируется, и работники не успевают забрать свои документы. Получить дубликат - нет никаких проблем - для этого только нужно назвать свои данные. В среднем за этот год мы имели по 100 тысяч таких обращений в месяц! Председатель Комитета по регулированию деятельности НПФ Министерства труда и социальной защиты Есет БУТИН: - Я не могу сказать, что это повсеместное явление. Это рабочий момент. Я не вижу в этом большой проблемы. Конечно, эти вопросы прорабатываются, если предприятие не перечисляет, налоговая инспекция начинает работать. Здесь нет такой большой проблемы. Бухгалтеров предприятий мы постоянно просим соблюдать порядок уплаты пенсионных взносов и ответственно относиться к заполнению платежных документов при перечислении пенсионных вносов. Но хотелось бы еще раз напомнить вкладчикам накопительных пенсионных фондов - следите за формированием своих пенсионных накоплений!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи