Опубликовано: 6300

Кто нарушает сон древних курганов?

Кто нарушает сон древних курганов?

В летний период у археологов начинается лихорадка или "полевой зуд", как они ее сами называют. Однако если настоящие ученые стараются сохранить для отечественных потомков многое из наследия предков, то так называемые "черные археологи" уничтожают ценные экспонаты навсегда.

Многие находки безвозвратно покидают территорию Казахстана. Археолог, раскопавший знаменитый Беррельский курган - Зейнулла Самашев говорит, что понятие "черный археолог" само по себе неправильное: - Среди археологов, коих в Казахстане насчитывается всего лишь около 40, никто не станет заниматься ограблением исторических находок с целью дальнейшей перепродажи. История придумала для современных грабителей другое название - бугровщики. Любая информация о раскопках для бугровщика - руководство к действию, тем более что в газетах чаще любят преподносить сенсационность находки, обращая внимание на блеск золота. Это подогревает страсть людей к кладам и раскопкам. Так кто же они современные бугровщики? После распада Советского Союза и открытия границ, в обедневшие страны СНГ, в том числе и Казахстан, хлынул поток иностранных специалистов и туристов. С карманами, набитыми долларами, они сразу стали теми, кто заказывал музыку. Нашлись и любители древности, охочие до денег. Нужны предметы археологических раскопок - пожалуйста, любой каприз за ваши деньги. Как правило, эти люди обладали некими знаниями и питали живой исследовательский интерес к наукам и истории. Археология и кладоискательство стали рассматриваться как источник дохода. Хотя и не в таких масштабах как в России, где черные археологи оснащены по последнему слову техники - лэп-топами, фотовидеоапаратурой, высокоскоростными джипами. Появлению черных археологов способствовали обстоятельства: старый союзный закон "Об охране и использовании памятников историко-культурного наследия" перестал работать с распадом Союза. А новые законы принимать не торопились. Принятый в 1992 году в Казахстане новый закон сегодня тоже уже не актуален. Кстати, на днях, в парламенте обсуждались новые поправки в этот документ. Что будет дальше, покажет время. Пока же деловые предложения от любителей древности время от времени поступают различным специалистам, которые могут иметь знания по истории края, работникам музеев, другим ученым. По рассказу одного из сотрудников краеведческого музея Павлодара, по специальности историка, к нему как-то обратился владелец антикварной лавки, которая обосновалась в одной из крупных гостиниц Павлодара. Под предлогом интереса к научной работе, антиквар предложил встретиться. Суть беседы с глазу на глаз состояла в том, что у антиквара имелся металлоискатель, а у ученого - четкие знания о том, где и что искать. Последнему предлагалось применить свои знания в корыстных целях. Деньги за вырученную находку - поделить поровну. К счастью, ученый от "заманчивого" предложения отказался, поскольку, дорожил своей репутацией. Между тем, все меньше становится бесплатных радетелей древности, которые раньше спешили поскорее сдать свою находку в музей. А ведь тогда за умеренную плату местный музей обзаводился поистине бесценными экспонатами. Например, бронзовый топорик в Павлодарском краеведческом музее некогда был приобретен всего за 80 долларов! Если говорить о "залежах" несметных исторических богатств, то на территории Павлодарской области некогда в результате аэрофотосъемки было обнаружено более 1000 древних захоронений - все они ждут своего часа и таят в себе новые открытия. Но вот кто первым доберется до них - ученый или черный копатель древности, - остается под большим вопросом. Копать курганы - дело трудное, требующее знаний. Нужно доподлинно знать, где начать копать, иначе можно потратить силы впустую. Тем не менее, по сведениями археологов, им чаще всего приходится иметь дело ограбленными курганами. И не факт, что они были разграблены нынешними искателями древностей. Бугровщики древности, например, оставляли после себя характерные воронки вверху курганов, пытаясь добраться до погребальной камеры, где обычно сосредоточены богатства. Такие свидетельства есть и на Бурундайских курганах, которые археологи мечтают превратить в музей: с одной стороны будет охрана, с другой - на карте Казахстана появятся новые туристические маршруты. Места надо знать Сотрудник института археологии имени Маргулана Гульнара Жумабекова, которая закончила целый научный труд по кладам Казахстана, говорит, что сегодня в связи с активным освоением территории, например, в Алматинской области, издавна славившейся богатыми караванными путями, а значит и большим количеством ценных артефактов, крестьяне, а зачастую строители обнаруживают множество интересных для науки предметов. Правда, в руки ученых подобные находки попадают нынче редко. В крайнем случае, откопавшие такой клад люди обращаются к музейным работникам, чтобы те протестировали находку на предмет принадлежности к той или иной эпохе и выдали справку. На просьбы хотя бы показать предмет (на покупку находок у музеев нет денег) просители обычно отвечают отказом или предъявляют лишь фото. Скорее всего, затем ценные артефакты перекочевывают в частные коллекции иностранцев, которые не скупятся на щедрое вознаграждение. Алишер Акишев, археолог с большим стажем, ныне работник Центрального музея Казахстана, говорит, что раньше музеи снаряжали целые экспедиции на сбор и покупку экспонатов у населения. Сегодня деньги на подобные мероприятия выделяются мизерные. Если удастся уговорить обладателя ценной находки продать меч эпохи бронзы за 10 тысяч тенге - то это большая удача. Такие редкие вещи не попадают даже в антикварные магазины и лавки. Ведь желающих вложить деньги в дикорастущий антикварный рынок - море. Сегодня уже никто не станет переплавлять серебряные или золотые монеты, найденные в окрестностях Алматы, чтобы заказать себе эксклюзивные серьги. В первозданном виде, их цена мгновенно повышается в десятки раз. Впрочем, совсем недавно знатоки древности видели в одном из антикварных отделов тюргешские монеты 7-8 века до н.э., каждая из них стоила не меньше 5 тысяч тенге. Часто можно видеть в продаже монеты из Сарайчика - весной половодьем смывает часть грунта на городище и на свет выходят настоящие сокровища, которые местные жители торопятся предложить иностранцам. Недавно Алишер Акишев своими глазами видел в антикварной лавке сфероконусы из глины и керамики для хранения благовоний. - Продавцы антиквариата неохотно делятся информацией о том, откуда раритеты. Но знающий человек может безошибочно предположить происхождение предметов. Сейчас Казахстан стал побогаче, так что к нам везут артефакты даже из соседних республик - Узбекистана и Кыргызстана, - говорит Алишер Акишев. По словам археолога Зейнуллы Самашева, вся территория Казахстана - это неисчерпаемый источник богатства. И в археологическом плане тоже. - Земля от Алтая до Северо-Восточного Каспия и до Южно-уральских гор в свое время была контактной зоной. Только через эту территорию проходили все древнейшие средневековые миграции. Здесь проходили очень важные этнокультурные процессы, формировались разные культурные типы. Начиная с каменного века здесь находили богатые источники сырья, драгоценных металлов, бронзы, меди, олова. Поэтому следы пребывания людей хорошо сохранились. Это не только курганы, но целые города, поселения, стоянки, металлургические центры. Есть следы древних выработок, шахт, наскальные рисунки… Богатства под ногами В Восточном Казахстане откопать археологические древности совсем не сложно, достаточно знать логику наибольшей вероятности находок. Чета усть-каменогорских преподавателей, ведущих семейный поиск уже несколько десятков лет, считает, например, самым перспективным левый берег Иртыша и Бухтарминского водохранилища. Дело в том, что после возведения на Бухтарме ГЭС под воду ушли десятки, если не сотни курганов. Ученые спешили с раскопками, но изучить в сжатые сроки такое количество памятников было не под силу. Теперь каждый год рукотворное море выносит на берег исторические ценности. Семейная коллекция усть-каменогорцев насчитывает уже свыше сотни предметов от наконечников стрел и керамических осколков до кинжалов и монет. Однако оценить реликвии некому - преподаватели не афишируют свое хобби и, соответственно, не демонстрируют находки экспертам. - Мы ищем каждое лето, - рассказала Ольга. - И не только на побережье. Однажды бусину из сердолика нашли в Катон-Карагайском районе, когда просто остановились возле какого-то ручья, а в Шемонаихинском районе на берегу речушки мужу попались фрагменты древних сосудов. Особого секрета у нас нет, надо просто внимательней смотреть под ноги. - Известно, что по территории современного Восточного Казахстана издревле проходили пути из Семиречья и Средней Азии на Алтай и в Сибирь, - говорят на кафедре истории Восточно-Казахстанского университета. - Купцы везли предметы роскоши - шелк, ювелирные изделия из бронзы, серебра и золота, украшения. Разумеется, часть товара оседала на Верхнем Прииртышье. А сегодня немало желающих найти эти сокровища. Страшнее черного археолог серый Серый археолог для Костанайской области - главный враг науки. При этом к археологии он не имеет, как правило, никакого отношения. Это, скорее всего местный житель, который краем уха слышал или видел, что всякая древность имеет свою цену… А раз имеет - самое мудрое притащить редкость к себе в сарай, а там уж и разбираться. Так в 2004 году было уничтожено уникальное захоронение недалеко от поселка Кульчукай в Мендыкаринском районе. Проблема касается не только археологических памятников, но и палеонтологических. Несколько лет назад питерский профессор чуть не плакал над разрушенными от неправильного хранения отпечатками древних растений и животных. Селяне Узункольского района обнаружили после бурного паводка и сопутствующего ему прорыва плотины останки … мамонта. Кости разобрали по сараям, а гонца отправили "в город", чтобы пристроить находку подороже. В результате, когда кости мамонта, наконец, попали в руки специалисту, они уже начали "сыпаться": пребывание древностей на воздухе без специальной обработки - губительно. На территории Костанайской области, несмотря на огромное количество могильников и древних поселений, для археологических пиратов-специалистов большого раздолья нет. Древние сосуды, найденные на территории Казахстана, стоят в районе $100, бронзовые изделия, наконечники стрел, украшения, монеты, конечно, дороже. Но и раскопать их самостоятельно куда проблематичнее: вскрыть курган в одиночку - дело неблагодарное. Край непуганых святых В Мангистауской области почти 370 захоронений святых (аулие). Это больше, чем где бы то ни было в мусульманском мире. Мало того, все захоронения и памятники сохранились в достаточно хорошем состоянии. Занесенные песком памятники, которые откапывают археологи, находятся практически в первозданном виде. Дело в том, что строили их не из глины, как в Средней Азии, не из дерева, как на севере Казахстана, а из железистого ракушечника, этот камень практически не подвержен разрушению. Он очень прочен и приспособлен к любым климатическим условиям. Помимо мусульманских святынь, на Мангистау находят захоронения бронзового века и даже каменного. Есть несколько прекрасно сохранившихся зороастрийских храмов. На фундаменте некоторых из них в более позднее время построены мусульманские мечети. В области очень много курганов, которых лопаты археологов еще не касались. И, в ближайшее время, вероятно, не коснутся, потому что есть опасность, что памятники древности, как только там появятся археологи, будут разграблены черными копателями. Местный археолог Андрей Астафьев уверен, что на Мангистау можно найти нечто подобное "Золотому человеку", есть обнаруженные курганы, в которых захоронены явно не простые кочевники, а знать. Трогать эти курганы археологи не хотят. При современном финансировании раскопать за один сезон захоронения такого объема, археологи не в состоянии, обеспечить охрану на зимнее время тем более, а стоить тронуть захоронение, тут же появятся черные археологи, которые без всякого финансирования разворуют все, что можно. Уже неоднократно случалось, что Андрей Астафьев и его коллеги находили уникальные памятники, раскапывали их, фотографировали, и снова закапывали, от греха подальше. Хотя в последнее время среди местного населения вырос интерес к религии, и археологи придумали способ, как защитить уникальные памятники. На месте раскопок, они сами устанавливают шест, с привязанными нему тряпочками (туяки). Такие шесты на Мангистау символизируют могилу святого. Многих любителей покопаться в старине, это останавливает. Но, к сожалению, далеко не всех. P.S. Впрочем, возможно, что дела на самом деле обстоят вовсе не так, как нам преподнесли это специалисты. Один из них, пожелавший остаться неизвестным сообщил нам, что на самом деле черная археология - самая что ни на есть прерогатива государства, разграблением национального достояния занимаются вполне респектабельные государственные чиновники и просто богатые люди, имеющие неплохие связи с властью…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи