Опубликовано: 1600

Когда они уйдут со школьного двора…

Когда они уйдут со школьного двора…

В Казахстане ощущается дефицит педагогических кадров. Работать за мизерную зарплату не соглашаются даже вчерашние выпускники вузов.

Со студенческой скамьи молодые специалисты предпочитают направляться прямиком в престижные и не очень, желательно частные фирмы и предприятия. На днях зашла в продуктовый магазин возле дома. И очень удивилась, не застав там прежнего продавца. На мой вопрос незнакомая женщина за прилавком, ответила: пошла работать в школу… Я же почему-то вдруг подумала, что наверно совсем худо в Казахстане стало с учителями, если продавщицы после семи лет непрерывной работы в магазине оказываются востребованы системой среднего образования… Официально в Казахстане проблем с педагогическими кадрами нет. Департаменты образования пока что справляются с временными трудностями по подбору кадров на каждый учебный год. Но с каждым годом делать это становится все труднее. Директор одной школы-гимназии Алматы начала ежегодное собрание для родителей с рассказа о том, что школу летом покинуло 16 учителей. Среди них преподаватели английского языка, математики, информатики, физкультуры, химии и физики. - Школа по результатам ЕНТ выиграла две интерактивные доски, готовиться к таким урокам надо как минимум по пять часов кряду, сидеть в интернете, обладать определенными знаниями, но у меня таких кадров нет. Кто ко мне придет на мизерную зарплату? По мнению другого директора, особо остро нехватка ощущается в школах с русским языком обучения. - Не идут в педагогические вузы на русское отделение, - констатировала она, - на казахские отделения идут, потому что на них спрос, а потом требования к ним у учащихся и родителей занижены. Вы поинтересуйтесь, сколько в этом году студентов зачислено на педагогические специальности в главных вузах страны. Поинтересовались. В КазНУ имени Аль-Фараби в этом году на русскоязычные отделения по педагогическим специальностям поступило: на физику - 37 студентов на казахское отделение и 10 - на русское, на биологию - 4 и 2, на химию - 15 и 5, на преподавание казахского языка и литературы - 29 и 3(!), на историю - 11 и 5, на географию - 4 и 1, соответственно. Преподавателей-математиков в КазНУ не готовят. В главном педагогическом вузе страны КазНПУ имени Абая данные тоже неутешительные. Разница приема на русские отделения и казахские в пользу последних - в разы. Например, на психолого-педагогический факультет русского отделения поступило 37 человек, на казахское - 115, на физико-математический факультет соответственно 167 и 19, на филологический факультет - 91 и 37! В графе "заочное образование" на русских отделениях факультетов вообще полный штиль. В приемной комиссии поведали, что выпускники прошлых лет не желают работать по специальности. Например, учителя информатики стараются найти работу на фирме, а "англичане" в престижной иностранной компании. На русское отделение факультета готовящего учителей начальных классов не было подано ни одного заявления о приеме. Это говорит о том, что через четыре-пять лет новых учителей начальная школа не получит! - Средний возраст учителей - свыше 45 лет. Кто их заменит завтра? Об этом кто-нибудь думает? - озадачила нас знакомый директор школы-гимназии. Впрочем, стареют учителя не только в городах, но и в селах. Руководитель исследовательского фонда "Сандж" Жанар Джандосова приводит цифры исследования проведенного в сельских малокомплектных школах. - На селе наблюдается отток молодых специалистов и старение педагогических кадров. Стаж 42 процентов учителей сельских школ составляет 20-30 лет, и только 17 процентов работают в школе менее 10 лет. Выяснилось также, что сельский учитель получает в среднем до 30 тысяч тенге, что в два раза меньше республиканского показателя средней заработной платы. Выпускники педагогических высших учебных заведений и колледжей, неохотно идут работать в школу, и особенно их не радует перспектива возвращения в село, где отсутствует социальная сфера и достойные условия труда. Не предусмотрен социальный пакет льгот для молодого специалиста, нет жилья, не выплачиваются подъемные деньги, нет доплат за работу в МКШ. Все эти факторы влияют на то, что молодой педагог остается в городе. Но и в городе удержать профессиональные кадры становится труднее. Если раньше многие директора школ привлекали хороших специалистов с помощью так называемых родительских фондов, откуда платили им премиальные и надбавки, то в связи с приказом начальника департамента образования, предписывающего закрытие подобных "кормушек", ситуация резко усугубилась. Учителя потекли из школы рекой... Начало года ознаменовалось рекордно малым количеством уроков во многих школах Алматы, когда после трех уроков дети вынуждены были идти домой. Кстати, возможно по причине отсутствия педагогов министерство образования решило увеличить нагрузку для учителей физкультуры, руководствуясь принципом: сила есть, ума не надо. Хотя мы очень надеемся, что сделано это было в целях улучшения физической подготовки школьников и укрепления их здоровья. Между тем, в Алматы уже отмечен новый опыт. Учителя как представители бюджетной профессии открыто бастовать не могут, посему делают это ногами. Те, что посноровистей стали уходить в образовательный бизнес, открывать центры раннего развития для дошколят, в репетиторы, а родители вынуждены были… вновь вернуться к родительским общественным фондам, чтобы доплачивать из своего кармана то, что никак не хочет доплачивать учителям государство. Каждый родитель рассуждает так: пока учителя дождутся достойной зарплаты, мой ребенок вырастет. Так что зачем откладывать на завтра то, что нужно делать сегодня? И платит… Просто цифры Говорят, что, в 2008/09 учебном году педагогические вузы и колледжи выпустят в общей сложности 9290 специалистов (5 470 и 3 820). Школы с казахским языком обучения получат почти 6907 учителей, школы с русским языком обучения - 2364 педагога. По данным агентства по статистике общее количество учителей составляет 268 522 человека. Эта цифра неуклонно падает из года в год. Например, если в 2004 году в Казахстане было 286 934 учителя, то уже к 2006 году их количество уменьшилось до 282924 педагогов. С чем это связано статистика умалчивает. Но мы-то с вами знаем.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи