Опубликовано: 1300

Хорошего человека мытарем не назовут

Хорошего человека мытарем не назовут

Как ни странно, но сегодня будем только о своем, о родном и местном. Тем более, что как минимум две темы республиканского масштаба оказались ныне для казахстанцев намного интересней глобальных мировых проблем.

МГД обнаружило "индейцев", и очень обрадовалось Одной из самых бурно развивающихся новостей начавшегося 2002 года в нашей республике, безусловно, является ввод в практику многочисленных налоговых новшеств. Новшеств, которые, по мнению их авторов из Министерства государственных доходов, должны стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Но, пока все получается наоборот. Причем, как почти всегда бывает, первыми от новшеств фискальных властей пострадали самые бедные участники экономического процесса - предприниматели с розничных рынков. Потому что их опять заставили оплачивать право на торговлю через разовые талоны. А так как налоговики перед этим заботливо подняли в несколько раз налог на землю, то владельцам рынков не оставалось ничего другого, как повысить цену этих разовых талонов. Что и говорить, странно у нас все-таки некоторые воспринимают идеи стимулирования малого и среднего бизнеса. Как сообщается в различных СМИ, общий сбор с "базарных" торговцев увеличился с нового года на 30-40%. Что уже привело к целому ряду стихийных забастовок на рынках. Еще более удивительно и гадко узнавать о том, что, согласно нового законодательства, материальная помощь в случае смерти близкого родственника отныне облагается налогом. Денежная же помощь пострадавшим от профсоюза теперь тоже подлежит налогообложению, - до 30 процентов. Недаром, многие профсоюзные сообщества уже прогнозируют повышение градуса социального напряжения в нашей республике в связи с новой налоговой ситуацией. И не только прогнозируют, но и бомбардируют министерство госдоходов письмами с вопросами о том, как понимать весь этот новоявленный налоговый бред? В принципе, возмущение рыночных торговцев и профсоюзных вожаков можно понять. Не обязательно их принимать, но понять можно. Они жили в одной системе налоговых координат, теперь их заставляют жить совсем в другой. Правда, смущает, что "по разные стороны баррикад" достаток "розничных" предпринимателей воспринимаются абсолютно по-разному. Например, депутаты алматинского гормаслихата, утверждая сумму сборов на рынках, считали и считают, что доход торговца на продуктовом рынке составляет 18 тысяч тенге в день. А сами торговцы говорят только о тысяче. 18 тысяч и 1 тысяча, - как говорится, почувствуйте разницу! Истина здесь, вероятно, как всегда лежит посредине. Но восемнадцатикратное превышение ожиданий государства по поводу доходности мелкого бизнеса - это уже слишком. Или в маслихате арифметику вкупе с основами рыночной экономики не проходили? Весьма показательна, в этом смысле, мысль президента Независимой ассоциации предпринимателей Талгата Акуова, которую он высказал на одном из национальных каналов. Он напомнил телезрителям о том, что Колумб привнес в Америку цивилизацию, после чего там пропали индейцы. В нашей стране роль "индейцев", как вы понимаете, отведена мелким торговцам. И сегодня с помощью "цивилизованных" новшеств в налоговой системе их хотят довести до вымирания. Что, по мнению фискальных авторов, приведет к приходу на розничный рынок крупных фирм. А это, в свою очередь, повысит качество предоставляемых на рынках товаров, увеличит их стоимость, и, в конце концов, преумножит цифру налоговых сборов с этого сектора экономики. Одно здесь странно. Из этой цивилизованной схемы напрочь выпадают "индейцы", то бишь мелкие предприниматели. Видимо, министр госдоходов Зейнулла Какимжанов, лоббируя законодательное оформление данных налоговых новшеств, использовал лозунг из старого советского анекдота про то, что "по пути в коммунизм никто никого не обещал кормить". Я знаю, кто-то скажет: а вообще неплохо, что государственная власть пускай и такими зверскими способами пытается сформировать у своих граждан чувство самостоятельности и ответственности за собственную судьбу. Потому что, только с такими людьми мы и сможем построить свободное, демократическое, рыночное общество. Правда, тогда возникает вопрос: а, что, - у самого государства чувство ответственности за судьбу собственных граждан так никогда и не будет сформировано? И работники разнообразнейших республиканских министерств так и будут относиться к нам, простым гражданам, как пешкам на шахматной доске или, хуже того, как к подопытным кроликам (вариант: североамериканским индейцам). Кто страдает суицидом: мы или налоговые службы? При этом, не надо забывать и том, что нынешние налоговые новшества критиковались еще до их принятия. Не говоря уже о том, что бизнесмены перманентно жалуются на то, что каким бы ни был налоговый кодекс, - он всегда трактуется чиновниками только по своему усмотрению. То есть в фразе: "Казнить нельзя помиловать", запятые расставляются абсолютно произвольно. Как будет угодно налоговому бюрократу. А многочисленные эксперты и особо отважные предприниматели уже сегодня в январе все громче говорят о том, что нынешняя попытка увеличить налоговые сборы неизбежно приведет к серьезному недобору налогов государством. Помимо морально-этических проблем, которые привнесли в нашу жизнь нынешние налоговые новшества, все большую "популярность" в кавычках получает и тема новых форм и правил налоговой отчетности. К примеру, уже к 20 января все предприниматели обязаны предоставить предварительные расчеты налогооблагаемой базы, а специальных бланков для этого, как не было, так и нет. С другой стороны, сам пакет новых правил налоговой отчетности составляет 250 форм или около 700 страниц. Страниц, каждую из которых налогоплательщику надо тщательно заполнить. То есть, в министерстве госдоходов видимо считают, что любой предприниматель в Казахстане уже настолько богат, что может иметь целый штат бухгалтеров, которые день-деньской будут заполнять налоговые формы. Кстати, журналисты некоторых республиканских газет уже сумели с большим удивлением раскопать такой факт: весь пакет новых налоговых форм и правил можно купить только в нескольких фирмах. И за приличные деньги. Вот только, чем именно эти фирмы так милы сердцу руководителей министерства госдоходов, - журналисты узнать не сумели. Как и не сумели они дознаться, почему РЕАЛЬНО о новых налоговых формах налогоплательщики узнали от этого министерства только в самом конце прошлого года. Дело дошло до того, что даже всегда лояльный и к министерству государственных доходов и к его руководителю председатель Национального банка страны Григорий Марченко на последней своей встрече с журналистами был вынужден публично задуматься над тем, что же это такое - нынешний налоговый кодекс. Размышления эти были по большей части столь грустными, что не могу не привести небольшую цитату из них. Итак, г-н Марченко дословно сказал: "Была идея такая, чтобы написать такой налоговый кодекс, который бы не требовал дальнейших разъяснений и уточнений, но… я не хочу Черномырдина цитировать. …По ряду вопросов мы несколько писем писали в МГД, Ассоциация финансистов тоже задает вопросы. …Думаю, надо в рабочем порядке отработать их с МГД. Чтобы не было взаимных обид и претензий". Руководитель Нацбанка РК, при всей своей бесшабашности, человек очень осторожный. И уж, если он заговорил о том, что созданные налоговиками проблемы надо решать без "взаимных обид и претензий", то, значит, что-то сильно напортачили в ведомстве г-на Какимжанова. А это говорит только об одном: во все более разгорающийся конфликт общественных интересов, образовавшийся в нашей стране после ввода налоговых инноваций, теперь фактически включился еще и главный банк страны и банки второго уровня. То есть, даже в самом благоприятно развивающемся секторе казахстанской экономики - банковской, так до конца и не поняли, ЧТО хотели, и ЧЕГО же добиваются главные мытари страны, посредством фискальных новшеств. Напомню, что официальная версия налоговиков - это стимулирование малого и среднего бизнеса. На деле же, пока получается государственная акция против мелких предпринимателей. Которым теперь надо или застрелиться или, пойти громить и поджигать ближайшую налоговую инспекцию. То есть, в любом случае дойдет до летальных исходов. И этого хотели добиться в министерстве государственных доходов?.. Улучшим, поддержим, отпропагандируем Второй темой, широко обсуждаемой в республике в 2002 году, стал, извините за тавтологию, Год здоровья. Ведь, в первые же дни этого года стало известно о том, что последующие 365 дней казахстанцы проживут под лозунгом здоровья. 2 января президент страны Нурсултан Назарбаев объявил 2002 год - Годом здоровья. О чем тут же и пописал соответствующий указ. Официальные причины подобного шага главы государства изложены там же в указе; цитирую: "в целях улучшения здоровья народа Казахстана, поддержки системы здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни". Что ж, здоровье - дело благое. Особенно, если это касается здоровья целой нации. Но, почему президент страны выбрал для лозунга на текущий момент именно "здоровые" в кавычках проблемы, а не, к примеру, проблемы пенсионеров или проблемы малых городов республики? Скорее всего, все дело в личном выборе президента. То есть, когда его помощниками был подготовлен спектр тактических социальных вопросов, которые государство, благодаря "нефтедолларам", сможет решить в ближайшее время, - наиболее перспективным и экономически выгодным для страны направлением господину Назарбаеву показалось именно укрепление здоровья народа. Здесь интересно отметить, что существовали и другие варианты "профилирования" текущего года. Так спикер Мажлиса Жармахан Туякбай, встречаясь со своими избирателями прямо перед Новогодними праздниками, с уверенностью говорил о том, что 2002 год будет Годом сельского хозяйства. Но, как оказалось, проблемы села, вернее сказать, решение этих проблем отложено до лучших времен. Видимо, нет еще в государственных закромах столько "нефтедоходов", чтобы замахнуться на глыбу вечно убыточного села… Не было, наверное, у казахстанского сельского хозяйства и таких лоббистов, какие есть у представителей системы здравоохранения. Ведь в их передовых рядах находится не кто-нибудь, а сам вице-премьер правительства Имангали Тасмагамбетов. Кстати, скорее всего, текст вышеупомянутого указа согласовывался именно с этим чиновником. И, почти наверняка, что господин Тасмагамбетов по личной инициативе внес в этот документ пункт о том, что он лично возглавит государственную комиссию по проведению Года здоровья. А, что: опыт руководства подобными комиссиями у него есть (вспомните прошлый юбилейный год); все проблемы, существующие в здравоохранении, он знает, как свои пять пальцев (недаром он курирует эту сферу на посту заместителя премьер-министра). Вот, и карты ему все руки. Одно настораживает, - организация праздничных мероприятий, это, все-таки, отнюдь, не кропотливая изо дня в день работа по улучшению здоровья нации… В любом случае, столь славно названный год начался, а Государственная комиссия, организованная указом президента, по всем прикидкам, сейчас должна быть уже не только сформирована, но и обязана упорно трудиться над составлением программы совместных действий всех государственных органов в этом здоровом году. Ведь Годом здоровья объявлен только 2002 год, а дни его неумолимо тают. Незаметно так, уже прошло полмесяца… Если же оставить в покое временные показатели, то по всему видно, что, на самом деле, улучшение здоровья населения, поддержка системы здравоохранения, да к тому же, еще и пропаганда здорового образа жизни - дело отнюдь не одного года. Недаром, руководитель данной госкомиссии г-н Тасмагамбетов уже успел на днях в интервью журналистам, как бы, проговориться о том, что главными направлениями работы, на его взгляд, являются четыре крупных задачи. 1-я: создание сети первичных медучреждений; 2-я: широкая борьба с инфекционными заболеваниями; 3-я: профилактика населения, особенно в сельской местности; 4-я: ремонт старых и строительство новых медучреждений. Сами видите, работ здесь для властей - невпроворот. И одним годом никак не отделаться. Раз программа. Два программа. Три…, опять программа?! Другое дело, что сам факт создания госкомиссией программы действий в 2002 году - проблем со здоровьем нации сразу не решит. И завтра не решит. Да, и сколько у нас таких программ уже было?.. В 1998г. принята государственная программа здоровья народа, - сейчас ничего не говорит о ее выполнении. В 2001г. правительством была принята программа по обеспечению чистой водой, - и опять, кроме выделения бюджетных средств, никаких реальных сдвижек в этом вопросе население страны не чувствует. В ближайший год готовится введение новой системы медицинского страхования, - но большинство экспертов и обыкновенных граждан боится повторения аферы с ФОМСом. И потом, широко известно, КАК наши чиновники могут "закопать" любую реформу и профанировать здравую идею. Грустные мысли о работоспособности наших чиновников являются сколь банальными, столь и привычными для казахстанской общественности. И, когда речь заходит не об организации очередных юбилейных тоев, а о кропотливой работе на благо всех граждан страны, - у этой самой общественности возникает масса вопросов по поводу того, КАК местную бюрократию можно будет заставить заботиться о здоровье нации? Второй темой в этой массе вопросов, являются, конечно же, деньги. Сколько их будет выделено, как они будут потрачены и так далее. Граждане республики весьма заинтересованы этой проблемой. И проведенные журналистами опросы показывают, что, по мнению простых жителей, реализация мероприятий Года здоровья упирается только в деньги… Подводя итог всему сказанному, хочу отметить, что решение объявить 2002 год Годом здоровья - это, безусловно, нелегкое для президента страны решение. Слишком велика ответственность. Здоровье нации, ведь, не спрячешь за праздничной риторикой и мишурой разнообразных мероприятий. Здесь нужна конкретная, я бы даже сказал, точечная работа. И работа эта очень тяжелая. Потому что, нельзя ТОЛЬКО решить, что отныне 2 % от ВВП республики будут направляться нужды здравоохранения; нельзя ТОЛЬКО бюрократически реанимировать министерство здравоохранения; и, наконец, нельзя ТОЛЬКО объявить очередной год - Годом здоровья. Для этого ведь, большого ума не требуется. А требуется, после всех этих заявлений, еще и иметь характер и волю, чтобы довести их все до логического конца. Поэтому-то, нынешний год станет одним из серьезнейших экзаменов для казахстанской власти на зрелость. Ведь дело не только в том, что за свои слова и обещания надо уметь отвечать, но и в том, что на этот раз речь идет о здоровье; о здоровье нации целого государства… "Я" полумесяца Несомненным лидером в области ничем не спровоцированного самовыпячивания в начале 2002 года остается Жаннат Ертлесова. Отставной вице-министр обороны продолжает разговаривать с журналистами в том же стиле, что и со своими близкими друзьями. То есть: "Я", "Я" и еще раз "Я". Последний рекорд был достигнут Жаннат Джургалиевной в газете "Время" от 03.01. Ничего не подозревающим журналистам она забубенила такие четыре ответа на три их вопроса, что только в первом абзаце газетного материала слова: "я", "меня", "мой", "моего", - присутствовали в количестве аж, 8 штук. Всего же в этом интервью г-жа Ертлесова упоминала о себе в первом лице 15 раз! Совершенно забыв при этом, что "я" - последняя буква в алфавите языка, на котором она так бодро пытается создать себе образ казахстанской ЖанныД`Арк. Ау! PR-мэны! Помогите бедной женщине выпутаться из дебрей собственного "я"! А то, сгорит политическая звездочка, так и не долетев до олимпийского небосклона.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи