Опубликовано: 11960

Казахский язык - через тернии к звездам

Президент Казахстана в своем ежегодном Послании уделил большое внимание развитию государственного языка и его роли в укреплении молодого государства: "Мы также должны приложить все усилия для дальнейшего развития одного из главных факторов единения Казахстана - государственного языка нашей страны, родного для всех казахов".

Высказанная Президентом мысль созвучна с мыслями многих казахстанцев. Казахстан - одна из тех республик бывшего Советского Союза, где носители родного языка - половина населения, и из этой половины еще половина - не владела своим языком, т.е. большая часть населения его никогда не знала. Поэтому на период становления независимости казахский язык стал теряться, выпадать из многих сфер жизни казахстанского общества. Под вопросом стали его существование, его востребованность и престиж. Сейчас, когда наше государство стало независимым, такое положение родного языка не устраивает большую часть казахстанского общества. Об этом говорят народные избранники - депутаты. Принимаются законодательные решения, чтобы казахский язык смог занять достойное место. Вопрос имеет определенную сложность, неадекватное и острое восприятие некоторой частью общества. Поэтому и интерпретируется по-разному, в зависимости от сословия, национальности и т.д. Мне, как патриоту своей родины, как казаху, тоже хотелось бы поделиться своим мнением по этому поводу и рассмотреть тему языка, как всегда, через определенную призму - через историю народа - носителя языка, философию, экономику, терминологию. Как происходило развитие языка, если дошло до того, что вопрос о нем стал таким значимым и поднимается на государственном уровне? По-видимому, не решив вопроса о языке, мы просто не сможем двигаться дальше как суверенное государство. I. Язык как средство накопления информации Вначале остановлюсь на том, какое значение имеет язык для человечества. Язык, как известно, выполняет несколько функций. Выделю из них две. Большинство людей на вопрос об основных функциях языка, отвечает, что язык - это средство общения. Если рассматривать язык только как средство общения, то можно сказать, что есть различные формы общения - с помощью жестов, мимики. Думаю, все-таки основные его свойства - излагать и накапливать информацию. Сам человек, как какая-то экономическая, физическая единица, слаб. Ему присуще коллективное чувство, как и животному. Но силен он не когтями, мышцами или зубами, а разумом, способным принимать логическое решение на основе информации. Т.е. знания - это нематериальные активы, накопленные обществом, а язык - ключ к данным богатствам. Итак, поговорим о таком свойстве языка, как накопление информации. Именно с этой точки зрения я хотел бы рассмотреть казахский язык, через призму истории казахского народа. Две тыс. лет назад казахский народ создал по тем временам степное "экономическое чудо". Это было общество с развитой материально-технической базой, с отлаженными, прогрессивными производственно-бытовыми отношениями. Казахи, как народ, были самыми передовыми относительно окружающих народов того времени. Почему я так считаю? 2 тыс. лет назад, на заре бронзового и начале железного веков, уровень развития науки и техники был низок. Говорить о наличии каких-то механизмов нельзя. Казахи же в то время создали такое производство, что потребности человека в продуктах питания, одежде, транспорте полностью удовлетворялись (за счет кочевого животноводства) по сравнению с оседлыми народами. В казахском обществе было освоено производство железа. Значит, оно отличалось более прогрессивной технологией, чем была у оседлых народов. Чтобы производство работало на том уровне развития, казахи построили в обществе взаимоотношения с высокой степенью ответственности, т.е. создали родовое устройство. Это было самое гуманное устройство, в котором все было распределено: воспитание и развитие детей, защита и поддержка стариков и прочих социально незащищенных групп. В нем отражались все взаимоотношения производства и быта. Член этого общества - казах, благодаря эффективному способу производства, был всегда сыт. Психологи же говорят, что сытые люди - смелые люди. Такое производство требовало знаний, развития интеллекта. Люди вынуждены были вступать в различные устойчивые взаимоотношения. Это поднимало нравственность, культуру. Накапливалась определенная информация, сформировался язык, была придумана письменность. Но она не получила развития, так как при кочевом образе жизни накапливать информацию в письменном виде было невозможно - для этого нужны стационарные хранилища. Поэтому казахи-кочевники придумали другой способ накопления информации - устный, в памяти - пословицы, поговорки, песни, то, чему присуща рифма, для более быстрого и легкого запоминания. Таким образом, весь окружающий казахов мир, вся информация об их быте, жизни, взаимоотношениях, обычаях в течение тысячелетий оттачивалась и перекладывалась в пословицы, поговорки, песни и запоминалась. У оседлых народов того времени хорошо жила лишь определенная часть: аристократы-диктаторы, военные. Оседлое общество видело прогресс только через эксплуатацию. Поэтому любые достижения науки использовались не для изготовления орудий труда, а оружия, чтобы порабощать других людей и отнимать плоды их труда. Европейские народы в последующем перенесли эксплуатацию со своего народа на народы других стран, завоевывая их и образуя колонии. Были и такие оседлые народы, которые жили за счет торговли, например, население Венеции, народ - евреи. Экономика оседлых народов была менее эффективной, отсутствовали механизмы, орудия труда были примитивными. Что касается социально-политического устройства, то повторюсь, что хорошо могла жить только небольшая часть общества: аристократы-диктаторы и военные. Аристократы жили за счет нещадной эксплуатации, присвоения результатов чужого труда, захвата чужих земель и пленения людей их населявших. Все это делалось руками военных, они же поддерживали силой власть аристократов. Доминировала идеология по закону джунглей: кто сильнее, тот и правит. В те времена у оседлых народов существовало несколько групп: угнетатели, угнетенные и торговцы. Идеология угнетателей была бесчеловечной. У угнетенных тоже должна была существовать определенная идеология, они так же нуждались в духовной пище. Данная потребность родила религию равенства, братства: христианство, мусульманство. И написана она была, на мой взгляд, на примере жизни народа, который в реальной жизни жил по закону братства, родства, т.е. по закону жизни наших предков-казахов. В последующем религия была воспринята всем оседлым обществом, а не только его угнетенной частью. Религиозные деятели также заняли значимое место в обществе. Торговцы создали свою религию, которая делала их способ производства надежным, постоянным и прогрессивным. Это иудеи, которые во взаимоотношениях между собой учли жизненный опыт казахов. У казахов нравственность распространялась на весь народ, независимо от доходов, так как доходы принадлежали всему роду. Но как бы то ни было, средства у небольшой прослойки оседлого общества накапливались. Это давало возможность развивать духовные потребности человека: культуру, естественные науки. У этих народов развивались языки, накапливалась информация. Чтобы хранить и передавать информацию была создана письменность. Для хранения письменной информации стали строить книгохранилища, библиотеки, в которых были ответственные за это люди. Чтобы передавать знания, создавались учебные заведения - от школ до университетов, где работали педагоги. Постепенно поднималась значимость этих заведений и людей, работающих в них. Это была одна из самых высокооплачиваемых категорий работников цивилизованного мира. II. Влияние казахов на жизнь оседлых народов В кочевом же обществе значимыми людьми были аксакалы, которые хранили информацию в своей памяти и передавали другому поколению, акыны и те люди, что рифмовали информацию для лучшего запоминания. Я охарактеризовал жизнь оседлых и кочевых народов и использование языка для накопления знаний, со своей точки зрения. Казахи накапливали знания в устной форме в виде пословиц, поговорок, песен, оседлые народы - сначала в письменной, затем и в печатной форме. В то время, 1000-2000 лет назад, как я уже говорил, казахское общество было самым прогрессивным. Казахи вступали во взаимоотношения со многими народами: славянами, персами, арабами, индусами, китайцами и т.д., т.е. между ними шел торг, обмен знаниями, культурой. И эти народы брали от казахского народа все самое прогрессивное: знания, виды производства, открытия, кадры, идеологию. В казахском обществе сформировались многие традиции, направленные на укрепление рода, прежде всего, это увеличение численности и сплоченности членов рода. Был провозглашен культ мужчины, культ многоженства и поощрялась многодетность, существовало правило, что в доме с родителями оставался младший сын. Многоженство у некоторых народов было уделом аристократии. Казахское общество того времени, находясь на территории степей и ведя производство - кочевое животноводство, при данных традициях быстро оказывалось перенаселенным, поэтому всегда возникала потребность лишним членам данного общества (в основном старшим сыновьям) периодически уходить из степей. Их снаряжали - давали лошадь, необходимое оружие, и они уходили к оседлым людям внаем. Их с большой охотой нанимали на военную службу аристократы-диктаторы, так как по тем временам это были самые профессионально подготовленные, обладающие передовыми военными технологиями, кадры, а по морально-нравственным поступкам - самые надежные исполнители воинского долга. Так снималась социальная напряженность в степи, а также шло большое распространение универсального транспортного средства - лошадей - по всему миру. С появлением лидера в степи, который устраивал все рода, также периодически шел массовый отток из степи больших групп казахов. Что тоже вело к уменьшению ее перенаселения. Мы знаем много примеров того, как тюрки оказывались во главе некоторых народов, например, в Египте Бейбарс, в Индии Бабур и т.д. У европейских народов известны Аттила, Культегин. По информации самих российских историков многие дворяне в России были выходцами из Золотой Орды, выходцами из кочевников. Существовали у казахов взаимоотношения и с евреями. Слово "казах" в переводе с древнего иврита означает "сильный, непобедимый". А также - с арабами, так как при переводе Корана видно, что его суры и аяты схожи с казахскими пословицами и поговорками. Казахский язык требует тщательного изучения с точки зрения его способности к накоплению информации в устной форме. Ведь казахское общество практически не изучали, так как оно было закрытым, кочевым. Из всего сказанного напрашивается вывод, что казахи, как члены прогрессивного общества, в свое время оказали влияние на многие окружающие степи народы. Что видно и на примере русского языка, в котором есть заимствованные казахские слова. Причина прогресса была обусловлена проживанием в евразийской степи - преимущество, которого не было у жителей других регионов земли: пустынь, лесов, тундры, прерий и т.д. Сами о себе казахи не писали, этим занимались оседлые народы, которые жили своей жизнью и занимались описанием жизни кочевников со своих позиций, с учетом своих интересов. III. Казахское общество на начало 1917 года Все, о чем говорилось выше, происходило 1-2 тыс. лет назад. Перейду к состоянию казахского общества к 1917 году. К этому времени оказалось, что казахи, замкнувшись, оказались в таком положении, какое имели 1 тыс. лет назад, т.е. начиная с 15 века система родового устройства и кочевого производства привела к замкнутости казахского общества, застою и, как следствие, регрессу относительно передовых оседлых цивилизаций, в которых межличностные, эгоистические отношения людей были введены в правовое законодательное поле на уровне государства и на межгосударственном уровне, что дало прогресс в консолидации общества, в естествознании и научно-технической жизни. Оседлые народы, включив механизмы эволюции, достигли прогресса, заставив работать на себя науку, и изолировали казахское кочевое общество, сведя на нет его прежние преимущества. Уровень развития производительных сил, производственных отношений казахского общества и язык, как следствие, оставались прежними, так как не было книг, не было накопленной информации. Казахское общество к XV-XX вв. на своем языке имело небольшой объем информации относительно окружающих народов. Если даже какая-то письменная информация и была, то она оказалась в книгохранилищах других стран: в Китае, России и т.д. Соседняя же Россия к 1917 году имела массу книг, переводную литературу. Но для русского прогрессивного общества русский язык находился не на надлежащем уровне, больше были востребованы французский и немецкий языки. Да и российское общество состояло не только из русских, было много немцев, евреев. 95% русских людей пользовались бытовым крестьянским языком. IV. История казахов при Советской власти Исторический период жизни казахов при Советской власти начинается с 30-х годов. Придя на территорию Казахстана, она разделила казахов на четыре группы. Первая группа - самая активная, состоятельная часть казахского общества, которая в проводимой борьбе с имущими, под действием жесточайших требований, была уничтожена. Вторая группа - те казахи, кто не смирился с Советской властью и эмигрировал в Китай и другие страны, они сохранили язык, традиции. Третья группа приспособилась к условиям жизни, осталась в степи, занимаясь традиционным видом деятельности - скотоводством, сохранила свои национальные черты, свой язык, культуру, сменив при этом кочевой образ жизни на оседлый. Четвертая группа казахов - это те, кто был вынужден уйти с обычных мест проживания, подстроиться под новые требования Советской власти, которые считались приоритетными. Эта группа подчинилась доминирующей части Советского Союза и стала принадлежать к ней, состоящей из людей разных национальностей: русских, грузин, евреев. В Советском Союзе был принят русский язык. Казахи четвертой группы овладели русским языком и приняли все правила, чтобы выжить и добиться в новом обществе карьерного роста. Они стали учиться в учебных заведениях Советского Союза по общепринятым стандартам оседлого общества. Россия же стремилась к европейским и американским стандартам. Сравнивая новые стандарты с теми, по которым жило кочевое казахское общество, можно проследить их несоответствие, непрогрессивность. Казахи стремились к новым знаниям и получали их, изучали язык, выезжая в Европу, возвращались на родину и принимали участие в создании учебных заведений в Казахстане. Казахи четвертой группы по техническим требованиям, менталитету доказали советскому обществу, что бывшие кочевники способны самостоятельно управлять современными предприятиями и цивилизованным государством, но многие при этом потеряли свой язык. Русский язык был в то время востребованным только на территории России. Прогрессивная часть общества владела преобладающими иностранными языками. Когда Советский Союз поставил перед собой цель догнать и перегнать Европу и Америку за счет научно-технического прогресса, были мобилизованы все материальные и людские ресурсы советского общества, всех братских республик. Все было направлено на достижение научно-технического прогресса. За 70 лет Советской власти в Советском Союзе была сделана треть всех мировых открытий. Но чтобы сделать свои открытия, надо было познать, что было открыто миром до этого. Так был переведен на русский язык накопленный опыт человечества. Русский язык обогатился мировыми знаниями, которые были изложены в книгах, хранящихся в библиотеках. Поэтому знание русского языка открывало доступ к мировым знаниям. Казахский язык за 70 лет Советской власти получил развитие только в нескольких областях деятельности: журналистике, культуре, степном животноводстве, но не так масштабно, как русский язык. Это соответствовало политике Советского Союза, так как мы должны были быть едины и мыслить на одном языке - русском. Русский язык стал востребованным, потому что, зная его, можно было получить доступ к мировым достижениям и открытиям. Так казахский язык отодвинулся на задний план. V. Карьерный рост определенных групп в советском Казахстане Теперь немного об истории советского Казахстана с точки зрения конкурентной среды, карьерного роста определенных групп. В данном случае население Казахстана представлю тоже несколькими группами. Первая - русские. Те, кто говорил на русском языке, славяне. Вторая - евреи (говорили на русском языке, но мы знали, что они евреи) и немцы - говорили на русском языке, некоторые на своем и на казахском языках, но по фамилиям было понятно, что немцы. Затем группа №3 - казахи, выходцы из сельской местности. Они говорили на казахском языке и более-менее на русском. И четвертая группа - казахи, вышедшие из степей при формировании Советской власти, овладевшие русским языком, чьи дети уже в совершенстве владели только русским. Эти группы конкурировали между собой в карьерном росте, который существовал в любом обществе. Во все времена для достижения карьеры предъявлялись определенные требования. Какие-то нации отодвигались, какие-то поддерживались. Как известно, немцев старались сдерживать в карьерном росте, казахам старались помогать, как выходцам из сельской местности. Эти конкурентные группы существовали до 1990 года. После 1990 года, когда стали открытыми границы, осталось всего две конкурентные группы: русские и казахи третьей и четвертой групп (казахи, которые знают казахский язык и которые его не знают). Почему не стало немцев и евреев, а с 1995 года значительно уменьшилась численность и русских? На постсоветском пространстве люди стали задумываться о своей исторической родине, и в связи с этим начался массовый отток представителей разных национальностей на историческую родину, где им было более спокойно и комфортно. VI. Конкурентная борьба за карьерный рост в Республике Казахстан С 2000 года конкурентами остаются казахи третьей и четвертой группы. Третья группа, которая знает казахский язык, чтобы добиться конкурентных преимуществ, предложила ввести такое требование для карьерного роста, как знание казахского языка. Проводятся различные мероприятия и, если закон о знании казахского языка вступит в силу, то из конкурентной борьбы за карьерный рост выпадут и казахи группы № 4, которых порядка 3 млн. из 8 млн. казахов и 7 млн. других наций, которые тоже не знают языка. Останется 5 млн. казахов, владеющих своим языком. Они и будут иметь право на карьерный рост, остальные 10 млн. окажутся за пределами этой борьбы. К чему это приведет? Думаю, к тому, что конкурентные группы останутся все равно, но они будут разделяться уже не по языку, а по родовому устройству. А это - самое страшное, так раскалывается казахское общество. Но на этом казахи, которые будут знать только родной язык, не остановятся. Казахов и отличало от всех в мире незнание родного языка, но сохранившаяся приверженность к родовому устройству: знание своего рода (ру), своих предков до седьмого колена (жетi ата). В мире же родовое устройство было только у высокопоставленных особ. Конкуренция по родовому принципу опасна, особенно в государственных структурах. Если на должности будут назначаться люди по родственным признакам, то умение их, как работников, будет контролировать очень сложно. Начнет процветать укрывательство, протекционизм, кумовство, упадет качество работы государственных служб и национальных компаний. Да и те, кто сейчас у власти, призывая к знанию родного языка, своих детей учат не только казахскому языку, но и русскому, и английскому, и французскому, поскольку весь мир говорит на этих языках, а у них для этого есть материальные ресурсы. Провозглашая знание только своего языка, мы добьемся того, что люди начнут принимать это за чистую монету. А, познав только казахский язык, мы закроем себе доступ к мировым знаниям. Тогда дети тех, кто стоит у власти, изучив не только родной, но и другие языки, получат и больший объем знаний, т.е. будут иметь более высокий конкурентный рост. Они смогут заявить о своей родовой высоте, так как люди их рода самые образованные, и узаконят знатность своего рода. Потребность в языке необходима для укрепления национальной государственности, а также духовности граждан. Ведь не хлебом единым жив человек. Надо взять из жизни казахского народа не разделение по родам, а все лучшие черты их взаимоотношений: доброту, помощь ближнему, уважение к старшим, почитание умерших, дающее возможность на духовное бессмертие. А эти взаимоотношения идут через язык. Поэтому казахский язык надо развивать. Но как? VII. Решение проблемы развития казахского языка В свое время, а именно в 30-е годы, мы знаем, как внедрялся русский язык. Надо сказать, что когда Советская власть проводила в жизнь свои нововведения, то из всех народов бывшего Союза больше всех пострадал казахский. Другим народам не надо было менять хотя бы образ жизни, а казахам пришлось резко его сменить. Это привело к трагедии, гибели большой части казахов, потере собственного языка. И пережив все это, мы вновь повторяем опыт 30-х годов. Большинство граждан Казахстана не знает казахского языка не потому, что не желало его знать, а в силу сложившихся обстоятельств. А такой политикой подрывается их карьерный рост, что ведет к трагедиям личности, семьи. Чтобы провести внедрение языка не кровожадным коммунистическим методом, а плавно, человечно, как это свойственно казахам, предлагаю два направления. Первое. Так как человеком всегда движет личный интерес, необходимо заинтересовать его материально. В этом нет ничего плохого. Мы это провозгласили, у нас рыночная экономика. Овладение казахским языком надо разделить на три уровня. И в государственном аппарате, национальных компаниях не ставить обязательным условием для доступа к карьере знание государственного языка, а сделать его свободным. Но оплату труда распределять так, что за знание языка к положенному тарифу в виде поощрения вводить доплату в размере 30-40 %. Например, ты трудишься на предприятии в качестве рабочего. Если ты хочешь получать зарплату инженера, то для этого тебе надо окончить техникум или институт. Но ты можешь знать или выучить язык, пройти аттестацию на первом уровне и будешь получать доплату в размере 10 %, на второй год - опять аттестация и доплата в 10 %, на третий год - последняя аттестация и еще 10 % доплаты, т.е. за три года прохождение полной аттестации на знание языка и доплата к основному тарифу в размере 30 %. Итак, получаешь зарплату инженера без окончания вуза. Обучение казахскому языку станет привлекательным бизнесом и привлечет частных инвесторов, сэкономит деньги государства, планируемые на внедрение языка. Эту программу предлагаю внедрить на срок 15-20 лет, потом ее можно будет пересмотреть, так как за это время, думаю, многие выучат язык. Второе. Надо сделать казахский язык востребованным не только в сферах государственного управления (таможне, полиции, налоговой инспекции и т.д.), но и в производстве. А у нас это порядка 150 отраслей: металлургия, машиностроение, горное дело, космос, компьютерные технологии и т.д. Чтобы казахский язык был востребован во всех отраслях производства, на него должны быть переведены первоисточники, вся документация, техническая литература. В состоянии ли мы все перевести за короткий срок и сможем ли сделать это качественно? Ведь неправильный перевод может повлечь за собой непоправимые последствия. Конечно, деньги для перевода страна найдет, так как у нас есть нефть, газ и другие природные ресурсы. Можно деньги Инвестиционного банка, Банка развития и т.д. направить на это дело. Но где взять столько профессиональных переводчиков и как добиться качественного перевода? Думаю, что столько специалистов-переводчиков нам не найти. Для того чтобы сделать казахский язык востребованным и в производстве, я предлагаю выбрать стратегические производственные направления, где мы можем внедрить язык быстрее, и сконцентрировать на них материальные и интеллектуальные ресурсы. Одним из них могло бы быть степное животноводство - овцеводство, но не в смысле выращивания овец, лошадей, верблюдов, а в комплексной переработке продуктов овцеводства, во всех сторонах этого направления: в переработке мяса и изготовлении мясопродуктов, в кулинарии, в переработке шерсти и в камвольно-суконном производстве, в переработке кожи и меха, в швейном и модельном производстве. А кроме того: в машиностроении, химии, торговле, в управлении данными отраслями, в образовании, науке и т.д. Это мое видение одного из способов решения проблемы по внедрению казахского языка. Приглашаю всех, кого занимают те же проблемы, к их обсуждению. Нуркасым АБУЕВ е-mail: nurmonolit@mail.ru Адрес: г. Балхаш, ул. Уалиханова 7/1, тел.(831036) 4-12-08, факс: 4-89-60
Загрузка...

[X]