Опубликовано: 18600

Как "продать" Родину: информацию о геологических запасах Казахстана до сих пор охраняют спецслужбы

Как "продать" Родину: информацию о геологических запасах Казахстана до сих пор охраняют спецслужбы Фото - Айгуль Акыбаева

В 2016 году министр по инвестициям и развитию пообещал, что привлечет в геологоразведку до 2019 года 900 млрд тенге. В 2019 году разработали Концепцию программы геологоразведки на 2021-2025 годы. И обещали дать 40 млрд тенге бюджетных и 315 млрд инвестиционных тенге. Все эти проекты оказались писаными вилами по воде. Денег не получили. Геологам работу не дали. Новые месторождения не открыли.

В 2022 году правительство создало Национальную геологическую службу, которая должна открыть инвесторам доступ к геологической информации. Эта служба также намерена привлекать деньги инвесторов. Но, похоже, эта контора будет заниматься больше продажей геологической информации, чем помогать инвесторам, рассказал в интервью "Каравану" ветеран казахстанской геологии Игорь ЕВДОКИМОВ.

- Недавно мы пытались найти архив по скважинам на одном из участков в Восточном Казахстане. Поехали искать в «Востокказнедра» (Республиканское госучреждение "Восточно-Казахстанский межрегиональный департамент геологии Комитета геологии Министерства индустрии и инфраструктурного развития") архив по участку. Ответ сотрудников убил: «Какой архив? Что это такое?» - рассказывает геолог.

О какой квалификации сотрудников департамента можно говорить, если они не знают, что такое геологический архив? И можно сразу сказать, что эти люди никогда не работали в поле, в геологической экспедиции.

Пришлось объяснять, что это первичные материалы, результаты анализов, данные по скважинам. Все то, что в отчеты не выкладывали. Скважины бурили, делали авторскую интерпретацию. Все это отдавали в архивы. Все остальные материалы не давали. И информация может быть искажена. Фактические данные, это отчет: пробурили на 17 метров – порода такая. Пробурили на 32 метра – порода другая. Казахстан беден полезными ископаемыми и "проедает" достижения и находки времен СССР - ветеран геологии

- Более старшие товарищи подсказали, что в департаменте есть специальная комната с архивом. Но недавно она переезжала: кому-то понадобилась комната. Архив в мешках рабочие перенесли в другое помещение, поменьше. С тех пор все эти документы так в мешках и лежат, - говорит Игорь Евдокимов. - Что-то полезное найти в них теперь очень трудно. Как-то разобрались. Нашли нужные документы по району, заплатили деньги. Уже у себя в конторе начали разбираться и поняли, что нашли информацию только по трети от пробуренных скважин. Где искать остальную информацию, мы даже не знаем: то ли она в мешках, то ли уже утеряна.

Попытались найти данные через Астану. Но оттуда не ответили. Тут может быть три варианта: эти архивы просто выкинули за ненадобностью, украли или засекретили.

Получается, что государство само не владеет информацией о своей территории. И какую помощь инвесторам комитет геологии может оказать? Нет, например, каталога разведочных скважин. Поэтому каждая новая геологическая партия приезжает на лицензионный участок, будто на Луну.

Ценность этой информации колоссальная. Пробурить 1 метр скважины стоит 200 долларов. Каждая скважина – от 200 метров до 1,5 км глубиной. Плюс расходы на лабораторные анализы, интерпретацию и топографию. Вот и считайте, сколько стоит уже полученная геологическая информация.

Только на лицензионный территории, где работает сейчас Игорь Евдокимов, пробурено около 100 тысяч метров. Вот и считайте, сколько это может стоить – 13-15 млрд тенге.

Это сравнимо с бюджетом комитета геологии на геологические изыскания страны на 2023 год – 10 млрд тенге.

По всему Восточному Казахстану пробурены миллионы метров скважин. Здесь работала орденоносная, ордена Красного знамени, экспедиция. Она выполняла и перевыполняла все планы. Это сотни миллиардов, может быть, и триллионы тенге. И эта ценная информация лежит в мешках на полу!

А ведь Восточный регион занимает меньше пятой части страны. В масштабах страны ценность информации в таких мешках сравнима с ВВП Казахстана. Чтобы достичь уровня информированности как при СССР, нужны миллиарды долларов.

Вместо этого можно посадить в архиве десяток квалифицированных геологов и топографов, поручить разбирать все эти завалы. И даже если им платить по миллиону тенге в месяц, как министрам, это все равно это будет и дешевле, и быстрее.

Но есть "но". Большая часть геологических данных Казахстана до сих пор засекречена. Засекречена самая ценная часть: топографические карты участков, ключи к зашифрованным данным, местоположение скважин, их профиль и направление. Это 80 % геологической информации.

Получить их простой геолог не может. Нет у него таких полномочий. Значит, он не сможет обосновать необходимость дополнительной разведки на этом участке. Следовательно, Казахстан не получит доход с этого месторождения.

Вся эта секретность разведена потому, что вся геология завязана на картографии и топографии. Это область, которая тесно связана с авиацией и ракетами: в СССР всегда опасались воздушного удара со стороны Запада. Первые ракеты наводились по топографическим объектам. С тех пор прошло много времени, и ракеты наводятся по совсем другим принципам. А секретность осталась.

В каждом межрегиональном департаменте геологии есть своя секретная комната, где сидит специально обученная женщина, и она владеет главным: журналом учета выдачи документов. Все, как положено, сурово: решетка на двери, пластилин для печати, сургуч, чернила. Раньше все эти секретные кабинеты курировал КГБ. Сейчас - КНБ. Зачем сейчас так делать? Не совсем понятно. 

В этих комнатах за решетками царит идеальный порядок. По крайней мере КНБ всегда знал цену материалам, которые он хранит. Как и руководство комитета геологии. Для кого хранят все эти сокровища? Кто обладает властью и знаниями, чтобы ими воспользоваться?

Из этого можно сделать печальный вывод: намеренно или нет - в комитете геологии созданы условия для продажи секретов Родины. И Родина об этом не знает.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи