Опубликовано: 2500

Как не попасть под сокращение: советы юриста

Как не попасть под сокращение: советы юриста

Под угрозой сокращения в Казахстане, по данным министерства здравоохранения и социального развития, находятся 170 тыс. работников.

О том, как сохранить свое рабочее место в интервью LS рассказал известный юрист, председатель Национального фонда развития финансовых услуг Михаил Кленчин.

- При каких ситуациях в Казахстане не могут сократить сотрудника?

— Согласно положениям Трудового кодекса Казахстана, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и пребывания работника в оплачиваемом ежегодном трудовом отпуске. А также, несмотря на то, что трудовой договор подлежит прекращению в случаях отказа работника от перевода в другую местность вместе с работодателем, отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий труда, отказа работника от продолжения работы при реорганизации работодателя — юридического лица. Расторжение по таким основаниям не допускается в период временной нетрудоспособности работника, в том числе по беременности и родам, и отпуску.

- Если все-таки работник попадает под сокращение, что ему нужно сделать, чтоб отсрочить оплату кредита в банке?

— Прежде всего хотелось рекомендовать заемщикам, лишившимся дохода, обратиться в банк с заявлением, в котором описать сложившуюся ситуацию и попросить дать отсрочку на время решения вопроса с трудоустройством. Банки нередко идут навстречу, что выгодно обеим сторонам. При этом любые обращения в банк лучше всего подавать в письменном виде через канцелярию с фиксацией входящего номера. Часто встречаются ситуации, когда между банком и заемщиком достигались какие-либо договоренности во время устных переговоров, однако впоследствии по разным причинам они не исполнялись. Также мы рекомендуем с осторожностью относиться к предложениям сомнительных личностей, обещающих добиться прощения банком кредита или победы в суде. К сожалению, на проблемах заемщиков до сих пор паразитируют мошенники самых разных мастей, таким образом вытягивая деньги с тех, кто и так попал в непростую ситуацию и еще более усугубляют ситуацию заемщика.

- Что грозит заемщику в случае невыплаты кредита?

— Если заемщик не выплатит заем или его часть к установленному сроку, то с него в соответствии с условиями договора могут быть взысканы штрафы или пени. Более того, в некоторых случаях банк вправе обратиться в суд с иском о взыскании всей суммы долга, включая основной долг, вознаграждение и пени. Кроме этого, если займ был обеспечен залогом, банк вправе в судебном или во внесудебном порядке обратить взыскание на предмет залога — это в зависимости от условий договора залога.

- С какими жалобами казахстанцы чаще всего обращаются в фонд?

— Наиболее распространенными являются вопросы, касающиеся взаимоотношений между заемщиками и банками при исполнении договоров займа и залога. Обычно они возникают в случае, когда заемщик не в состоянии платить по графику и выходит на просрочку. Тогда со стороны банка в отношении него принимаются определенные меры, которые и вызывают множество вопросов.

- Увеличилось ли число обращений в фонд из-за невозможности выплачивать кредиты после обострения ситуации на рынке труда Казахстана?

— Трудно судить, связано ли изменение количества поступающих обращений с изменениями на рынке труда или по другим причинам, поскольку прямая обязанность оказывать помощь потребителям

— это все же задача регулятора, а фонд ведет эту работу только в качестве независимой организации. Это позволяет получить экспертное заключение, которое впоследствии заявитель может использовать в диалоге с банком. Однако однозначно можно утверждать о том, что именно сокращение штатов вызывает закономерный рост количества неисполняемых денежных обязательств. Это очевидно.

- Сколько поступило обращений в Национальный фонд развития финансовых услуг с начала его существования?

— Хотелось бы отметить, что защита прав потребителей финансовых услуг не является основным направлением деятельности фонда. Однако такая работа проводится на постоянной основе, при поддержке департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Нацбанка. Всего с 1 декабря 2014 года по 31 марта 2015 года включительно фондом было рассмотрено 76 обращений. Кроме этого, в общественной приемной Национального банка ежедневно представители фонда консультируют казахстанцев по различным вопросам.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи