Опубликовано: 550

Из грязи – в князи: как Париж превратился из столицы болезней в столицу мира

Из грязи – в князи: как Париж превратился из столицы болезней в столицу мира Фото - caravan.kz

Увидеть Париж – и умереть. Красиво! В начале XIX века, когда родилось это выражение, умереть здесь можно было легко. Например, от ножа грабителя. Или еще проще – выпив воды из Сены. Потом – дизентерия, постоянно сидишь на горшке, позывы до 20 раз в сутки, вода и еда не усваиваются, быстрая потеря веса, глаза навыкате, кожа бледнеет, токсический шок и перитонит. Некрасивая смерть. Пусть даже в самом красивом городе мира.

До 30-х годов XIX века Париж оставался средневековым городом. Отходы, в том числе фекалии, местные жители сбрасывали в Сену. Из нее же брали воду для питья. Столица великой империи не имела отопления и освещения. Все дороги были разбиты.

В 1815 году, когда из страны вышли иностранные войска, во Франции началась промышленная революция. Так как большая часть капиталов крутилась в центре, сюда хлынул поток крестьян. Город быстро рос, и за несколько лет его население превысило миллион человек. В центре и на окраинах возникли трущобы.

Париж задыхался не только от нечистот, но и буквально из-за хаотичной застройки сюда не проникал свежий воздух. Регулярно возникали эпидемии. В воздухе витал дух народного бунта.

Новый император Франции Наполеон III, будучи в эмиграции, жил в Лондоне. И видел, как развивается столица извечного противника его родины: система канализации, общественные парки, широкие улицы, газовое освещение.

В 1853 году он назначил префектом столичного департамента Сена барона Жоржа Эжена Османа. Новый аким собрал команду из финансистов, инженеров, архитекторов, строителей, коммерсантов, садовников и подготовил план генеральной реконструкции Парижа.

По плану Османа к городу присоединили окружавшие его коммуны, перекроили старейшую часть – остров Сите. Снесли все постройки между королевским дворцом и собором Парижской Богоматери. Сквозь существующие кварталы были проложены широкие и, главное, прямые проспекты. Появились бульвары. Их засаживали деревьями, что раньше считалось расточительством ценной земли. Люди могли прогуливаться вечерами без страха, что их собьет экипаж. Жилые дома сносили пачками, невзирая на их архитектурную и историческую ценность.

Строительные работы всегда были дорогими. Чтобы снизить затраты, подрядчики начали распространять слухи о кладах, найденных под улицами.

Тысячи парижан бросились бесплатно работать на расчистке канализации. Некоторые даже находили сокровища. Все-таки город жил уже больше 2 тысяч лет.

Широкие радиальные улицы и бульвары, опоясывающие центр кольцом, были необходимы не только для того, чтобы впустить в мегаполис свежий воздух. Широкую, до 30 метров, улицу баррикадой не перегородишь. А если перегородишь, на другом конце улицы можно поставить пушки, и артиллерия сметет ее за минуты. Новая радиально-кольцевая структура города позволяла быстро перебрасывать войска в горячие точки. Потом это испробуют на себе парижские коммунары в 1871 году.

Всего было проложено более 100 километров дорог, средняя ширина которых составляла 18 метров. Прокладка новых улиц повлекла за собой увеличение участков под застройку. Это позволило застройщикам заработать.

В результате перестройки Парижа исчезли 57 улиц и переулков, “ослиных троп”, снесли 2 227 домов, и более 25 000 жителей, преимущественно бедняков, были вынуждены переселиться на окраины. На их месте построили новые высокие, красивые и типовые (!) здания. Центр Парижа стал центром жизни.

Кстати, широченные Елисейские Поля – тоже задумка Ж. Э. Османа. Многие критиковали префекта за такие излишества. Пока не появились автомобили. Оказалось, архитекторы слегка промахнулись. Вместо 30-метровых в ширину бульваров надо было делать все 50-метровые.

Инженер Мари Франсуа Эжен Бельгран создал новую водоподводящую систему и систему канализационных коллекторов. Она в 4 раза увеличила количество домов с проточной водой. Для этого Бельгран построил водохранилище на реке Ванн.

На оконечностях городских осей разбили 4 просторных парка – Булонь, Венсен, Монсури, Бют-Шомон. В каждом из 80 парижских кварталов появились скверы, в которых поставили киоски и скамейки.

Тогда же появилась знаменитая парижская афишная тумба. Власти дали разрешение местному печатнику Габриэлю Моррису установить на тротуарах 150 тумб для театральных и концертных афиш. С условием, что внутри них дворники будут хранить свой инструмент.

Типовые дома, рекламные тумбы, питьевые фонтанчики, черные фонари, кружево балконов, трехметровые двери, кафе-бистро на углу, булочные с мозаикой на стенах – все эти повторяемые архитектурные элементы сплетаются в единую канву, создавая уникальный Париж. Еще за 17 лет там высадили около 600 тысяч деревьев, что сделало его и удобным для жизни.

Первый этап “османизации” занял 18 лет. Жорж Осман, как писали публицисты, “вспорол живот старому Парижу”. Для горожан это был тяжелый период. Строительный мусор и леса были привычной картиной. Но реформа придала толчок к развитию. За это время население города выросло почти в 1,5 раза. Париж приобрел 12 вокзалов. Он превратился в главный транспортный узел страны. Сегодня Париж – крупнейший экономический регион Европы после германского Рура. И в то же время самый романтический город, который надо увидеть, чтобы жить и наслаждаться…

Нового акима Алматы Ерболата Досаева, конечно, трудно сравнивать с бароном Османом. Но задачи, которые стоят перед ним, схожи. Крупнейший мегаполис страны задыхается из-за беспорядочной застройки “человейниками”, постоянных пробок на улицах и загазованного воздуха. Как и Осман, Досаев родился в столице. Это стало одной из причин, почему его назначили градоначальником. С точки зрения алматинцев, это плюсик в его карме. Как застройщики разрушают Алматы

Вроде бы аким начал правильно. Во время первого же ливня он заставил найти узкие места арычной системы и отчитался о работе. Останавливает незаконное строительство. Ищет деньги, чтобы накормить школьников. Пробивает улицы. И самое главное – встречается с местными жителями. Трудно сказать, что у него получится. С бизнесом пока ладится не очень. Революционной реконструкции, вспороть брюхо “старой Алма-Ате”, от него тоже не требуется. Только превратить город в удобный для жизни.

Тут важнее пример: Алматы – пока единственный город страны, который столкнулся с таким большим клубком проблем. Как они будут решены, это повлияет на работу других акиматов.

P.S. Власти Франции один из новых бульваров предложили назвать в честь самого Османа. Тот отказался. Потом выяснилось почему: префект хотел, чтобы его именем назвали бульвар, который должен был пройти через его родной район. Бульвар Османа в Париже появился. Правда, для этого пришлось снести дом, где родился сам Осман. И такое бывает.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи