Опубликовано: 2900

Игры, в которые играют дети

Игры, в которые играют дети

"Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу тебе, кем ты будешь". (Марсель Брауншвиг)

Сегодня многие обеспокоены тем, что большую часть свободного времени дети проводят, играя в компьютерные игры. Компьютеры и электроника становятся "друзьями" современного ребенка чуть ли не с пеленок, и часто намного раньше, чем куклы, машины или мячи. А что же обычные, привычные для нас с детства, игры и игрушки? Попробуем выяснить вызвано ли повальное увлечение их "конкурентами" отсутствием выбора, велением времени или иными причинами. Cоветы профессионалов Мне еще не встречались статьи или советы психологов, в которых бы обсуждались преимущества и недостатки тех или иных электронных игр для детей. Возможно, просто сама психология наших психологов не перестроилась, извините за каламбур. Пока что, во всех журналах и на всех сайтах для родителей профессионалы советуют выбирать для детей обычные игрушки, и на каждый возраст свои, чтоб те соответствовали его потребностям и помогали в развитии, а не тормозили. Для самых маленьких детей (от рождения до 5 месяцев) первой игрушкой, должна быть, естественно, погремушка. Она и развлекает, и утешает, знакомит младенца с формой и цветом, твердостью и звуком, тренирует общую координацию и отдельные движения рук. Формы погремушек могут быть разные: игрушки-подвески (карусели, которые крепятся на кроватку), погремушки на руку, погремушки на кольце с подвижными деталями, с ручками и без ручек, погремушки - грохотушки, гирлянды, колокольчики и т п. С 6-12 месяцев игрушки должны служить развитию органов чувств. Поэтому, игрушки должны быть разных форм, изготовленные из разного материала. Хороши для этой цели и пластмассовые кубики, и деревянные грибочки (не раскрашенные), и резиновые мячики, плюшевые мишки. В возрасте 8-10 месяцев ребенку становится уже мало просто хватать или держать игрушку, ему необходимо разбирать, раскладывать на части, бросать и ломать. Лучшими для этого периода развития были и остаются игрушки-матрешки, пирамидки из дерева и пластика, легко разбираемые, наборы фигур, где помимо кубиков есть и другие формы: кирпичики, призмы, шары. Их тоже важно хватать и ощупывать, но что еще важнее, их можно безболезненно швырять и ломать, построенные мамой сооружения. Шероховатость дерева развивает чувствительность детской руки, возможность собирать и разбирать - координацию движений. Ребенок поближе знакомится с понятиями формы и размера. Возраст 1-3 года, требует разнообразных игрушек на развитие мелкой моторики, логики и слуха. Специалисты рекомендуют всевозможные конструкторы-погремушки с большими деталями, логические домики, объемные шнуровки и кубики с дырочками во всех направлениях, доски-вкладыши, разработанные в соответствии с рекомендациями знаменитых Марии Монтессори и Фребеля, механические (заводные) игрушки, резиновых животных. Они дают работу не только детской руке, но и мозгу, развивая пространственное мышление. А если использовать их не только по назначению, но и для других игр, то цилиндры Монтессори и фигуры Сегена послужат отличным строительным материалом. Пластмассовые части пирамидки можно бросать и забивать как мяч или шайбу, вкладыши из рамок можно обводить, а шнуровки - отличные фигурки для сюжетных игр. В материале для развития нуждается и детских слух. Однообразные звуки погремушки теперь мало интересны, ребенка начинают привлекать резкие, неожиданно громкие звуки, особенно тогда, когда причиной этих звуков может стать сам малыш. Наступает период свистков и дудок, колокольчиков, барабанов и ксилофонов. В 3 года приходит время знакомить ребенка с играми по правилам. Для этой цели подойдут разнообразные простые домино и лото, мозаика и пазлы. В них ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрировать внимание. Не менее важны в этот период мягкие игрушки. Они успокаивают ребенка, даря чувство безопасности и покоя. Раннее детство - эпоха самозабвенных игр с песком и водой. Так ребенок знакомится с миром и миллионом его качеств: сыпучестью, тяжестью, изменчивостью. В возрасте 3-5 лет зарождается интерес к себе подобным или отдаленно похожим. Отсюда потребность в фигурках всевозможных зверушек и человечков. Их должно быть много, чтобы можно было бы сыграть и в школу, и в зоопарк, и в город. Желательно чтобы животные были знакомы ребенку не только по книжкам, а также - просты и универсальны. Самое время выбрать куклу. Кукла должна быть сгибаемой, раздеваемой и не слишком роскошной. Для кукол требуется посуда, мебель, автомобиль и т.д. Многие психологи считают необходимым иметь дома и игрушки позволяющие выражать различные эмоциональные состояния (злость, обиду, страх). Это шумовые музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудки), молотки, мячи и кегли, пистолеты и ружья, солдатики. Возраст 5-10 лет - период созидания и творчества. И цель игрушек в это время создать условия детскому творчеству, указать способ его проявления. Лучшим материалом, дающим импульс "ребячьему креативу", следует признать строительный: конструкторы и кубики, и бросовый - щепки и пузырьки, коробки и пробки. Поддержке творческой энергии служат всевозможные мозаики, игрушки для игр-драматизаций, краски и пластилин. Игра - основная деятельность ребенка, ею занято все его свободное время, на нее идут все его силы. А игрушка - необходимый атрибут игры, поэтому возможно, изменив характер игрушки, изменить смысл и направление игры. А значит, сделать ее более осмысленной и продуктивной, подсунув ребенку "умные игрушки". Что предлагает рынок Основную часть игрушек продаваемых сегодня на базарах и в магазинах Шымкента (да и не только его), составляют игрушки китайского производства. Китайское - не означает плохое. Сегодня уже ни для кого не секрет, что основная масса промышленных товаров с лейблами европейских производителей изготавливается в Поднебесной. Так что, на коробках с мягкими игрушками "Niki" и "Joy", машинами "Bruder", погремушками "Chicco", запросто можно увидеть надпись "Made in China", такую же, как и на большинстве "безымянных" игрушек. В последние время появились игрушки, изготовленные в России фирмами: "Мир Детства", Astrel, Step, "Умная бумага", "Дрофа", Stellar и другими. А, есть ли игрушки, которые советуют специалисты? Есть, и в широком ассортименте. Для возрастной категории до 1 года, погремушки, китайского производства можно купить на базаре по цене от 40 тенге. Более качественные сертифицированные погремушки, в аптеках - от 150 тенге. Карусель-подвеска стоит от 500 тенге и выше. Мячики, также китайского производства, стоят от 50 - 100 тенге и дороже. Кубики сейчас выпускаются и деревянные, и пластмассовые. Китайского производства стоят от 200 тенге, а российского от 1000. И если пластмасса на вид не сильно отличается и у тех, и у других, то по разнообразию размеров и форм российские кубики предпочтительнее. Пластмассовые пирамидки стоят от 200 тенге, деревянные - от 500. Российские, пластмассовые, дороже - от 600 тенге. Для детей от 1 года китайские производители предлагают большой выбор конструкторов-погремушек (от 350 тенге), логических деревянных и пластмассовых домиков (от 600 тенге), механические (заводные) игрушки (от 60 тенге), резиновых животных (от 50 тенге). Российские производители - объемные шнуровки и кубики с дырочками, по ценам от 300 тенге. Для детей 3-х лет рекомендуемые лото и мозаики изготавливают и российские, и китайские производители. Цены на эти товары примерно одинаковые - от 200 тенге. Очень большой ассортимент всевозможных пазлов, по ценам от 35 тенге и до нескольких тысяч. Доминируют здесь фирмы Step и Astrel. Магнитные пазлы от издательства "Дрофа", с наборами персонажей из популярных сказок. Особо хочется отметить турецкие Toybox, где в крошечной (5х3 см) коробочке помимо жвачки может обнаружиться не просто "неведома зверушка", как в разрекламированном "киндерсюрпризе", а, интересные даже взрослым, реквизиты для показа фокусов, вроде коробочек с двойным дном или калькулятор размером в половину спичного коробка. Детям 3-5 лет китайские производители предлагают широкий выбор товаров (отдельно и в наборах): персонажей комиксов (Spiderman-ов, Batman-ов, черепашек ниндзя), солдатиков, роботов-трансформеров, также, резиновых животных и насекомых. Все виды ручного оружия: пластмассовые ножи, мечи, шпаги, пистолеты и автоматы. Маски и шляпы. Различные треки, машины с дистанционным управлением по радио или проводам. Мягкие игрушки (животные и персонажи любимых мультфильмов). Для девочек существует огромный выбор кукол и всего необходимого для игры с ними. Даже машина-автомат для стирки кукольной одежды, а кроме того: утюги, миксеры, посуда, аптечки - от 150 тенге и выше. Китайскую Barbie можно купить от 100 тенге, а, более качественную - от 1000. Не обошли производители вниманием и спортивные игры с тренажерами. Продается практически все для основных спортивных игр, плюс, прыгающие резиновые ослики, батуты и целые детские городки, с качелями и горками, или "шведские стенки". Но цены на последние, пока, намного выше средних. Например, пластиковый "городок" стоит от 25 тыс. тенге, металлический - от 33. К слову, в соседних России и Киргизии то же самое стоит в 2-2,5 раза дешевле. Для детей постарше большой ассортимент игрушек предлагают опять же китайские умельцы. Настольные игры (шахматы, шашки, нарды, уголки), есть и современные варианты настольных футбола и хоккея. Конструкторы из пластика, по цене от 300 тенге, дерева и металла по цене от 600 тенге, роботы - трансформеры, различные наборы для лепки, рисования и т.п. За гораздо более высокую цену, в крупных торговых магазинах и отделах, таких как "Фиеста", "Ералаш", "ЦУМ", можно купить конструкторы Lego и MegaBlocks. И целые игровые наборы от Playmates. Но все эти киндер-прелести уже не для среднего класса… Российские производители тоже предлагают большой выбор: бумажные модели самолетов, кораблей, машин от "Умной бумаги", сборные модели из пластика от "Звезды", и есть в продаже множество журналов для детского творчества: "Я - дизайнер ", "Коллекция идей", "Неугомонные детки", "Barbie" и др. Можно сказать, что сейчас в продаже имеются почти все из игрушек, что и было в советское время. С некоторыми оговорками. Например, кроме кубика Рубика, практически нет ничего из пластмассовых головоломок. Даже знаменитой "змейки", того же венгерского изобретателя. Так, почему же при таком разнообразии, именно на компьютерах "свет клином сходится"? Игры, которые мы выбираем Дело в том, что как ни велико значение любой из описанных выше игрушек, каждая предполагает хотя бы минимальное участие заинтересованного взрослого. Кроме того, ни одна из игрушек, какой бы хитроумной она ни была, не сможет принести всей пользы. Ребенку нужно много игрушек, только во множестве и разнообразии каждая из них окажется эффективной. То есть первая причина в том, что с обычными игрушками нужно играть и родителям, уделяя игре с ребенком свое такое ограниченное взрослой жизнью время. Тогда, как перед компьютером и телевизором можно усадить чадо и "забыть о его существовании". Конечно, можно заинтересовать ребенка и обычными играми, но не все родители на это способны. Вторая причина - это цены. Покупать игрушки в комплексе, тоже не все могут себе позволить. А компьютер - этакая вещь "все в одном". Один раз купил и играйся годами в пиратские "шутеры" и "проходилки". Проблема не в том, в какие игры играют дети, а в том, какие игры выбираем для них мы, взрослые…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи