Опубликовано: 3400

Грани художественного таланта

Грани художественного таланта

"Но я на вершину взойдуИ увижу тогда…"(из стихов Ду Фу (8 век) - "Взирая на священную вершину").

В Главном Государственном музее РК (г. Алматы) успешно прошла очередная выставка работ художницы Л. В. Коваленко. На выставке было представлено более 60 работ, и из них большая часть - акварели в эксклюзивном авторском стиле, - работы кисти самой Лидии Васильевны, малая часть - гобелены ее дочери Елены, также два гобелена - Василия Коваленко, сына знаменитой художницы. Следует сказать, что выставляемые в Госмузее работы можно рассматривать как утром, так и вечером, любую вещь, - под любым углом: замечательный купол Государственного музея был задуман и создан таким чудесным образом, что Солнце, - как в некоторых древних культовых храмах, почти всегда дарит свои теплые лучи дворцу, сквозь прозрачный центр стеклянного купола. Хотя, кстати, мало кто знает даже среди архитекторов, что автором проекта Госмузея является тоже женщина, - архитектор Сулейменова. На этой выставке поражали воображение акварели Коваленко из частной коллекции поэтессы Л. Бердыгужиной, в том числе обложка 36-й книги неподражаемой Людмилы Урынбаевной "В зоне риска", написанной и изданной за неделю до землетрясения в Индонезии, в конце 2004 года. "Лед и пламень" (по Р. Брэдбери) - именно эту тему заказала поэт Бердыгужина для обложки своей очередной серьезной и, если честно, рекордной книги, потому что Л. Бердыгужина - рекордсмен по количеству поэтических сборников, никто из поэтов - во всем СНГ (!) столь плодотворно не работает, а у поэтессы скоро будет готов сборник № 40. Невозможно было на выставке не обратить внимание и на огромный гобелен по теме А. Экзюпери ("Маленький принц"), из коллекции той же Л.У. Бердыгужиной, и на двухметровое полотно с названием "Четыре времени года". Лидия Васильевна Коваленко - художница и поэтесса, архитектор и писатель, мама, бабушка, элегантная женщина, интеллектуалка и феминистка, отважно лазающая по горам, водопадам и каньонам с блокнотом, мольбертом и фотоаппаратом в руках - в постоянном творческом поиске свежих впечатлений, ощущений, свежей, очередной новой "темы", настойчиво и трудолюбиво совершенствующая свой художественный стиль и уровень мастерства. Умная, невероятно обаятельная, "настоящая" блондинка, чьи эффектные фотографии на вершине горной скалы, или - на вершине очередного ее успеха можно часто видеть во многих изданиях! Творчество Лидии Васильевны Коваленко совершенно оригинально, поэтому - узнаваемо с первой секунды. Ее акварели невозможно спутать ни с чьими работами, как, впрочем, и графику, даже дружеские шаржи, и просто карикатурные портреты, которые она также иногда рисует, - полны доброжелательности, света и тепла. Акварели и стихи - воспоминания о Китае Как известно, любое путешествие для творческого человека - новое знакомство с некоей прежде незнакомой (малознакомой) гранью глобального мира, и каждому автору путешествие приносит свежие, оригинальные идеи, - так свежий порыв морского ветра - наполняет парус на яхте, продвигая ее по волнам в нужном направлении. Очередная волна творческого вдохновения охватила поэтессу и художницу Л. В. Коваленко, после путешествия в Китай: на крыльях своего богатого воображения она теперь вновь и вновь уносится к рассветам с "пылающими красными солнцами". Ведь такой цвет солнца - огненно-красный, в китайском повседневном пейзаже - непременный космический атрибут неба, над многомиллионными городами с их историческими памятниками и новыми небоскребами на берегах заливов, где кричат чайки и пахнет свежей рыбой на приморских проспектах. Пылающие шары солнца с тех пор стали неотъемлемой частью многих ее акварелей. Впрочем, знакомство и с древней, и с современной китайской культурой Лидии Васильевны Коваленко произошло гораздо раньше, чем она сошла с трапа самолета, на котором казахстанская делегация деятелей культуры (в составе из пяти человек) по приглашению посла КНР в Казахстане - Ли Хуэя прибыла в сентябре 1999 года в страну. Лидия Коваленко задолго до читала стихи даже древних китайских поэтов (7-8 век) - Ли Бо (701-762 гг..), Ду Фу (712-770 гг..), а роман писателя Ши Най Ань "Речные заводи", где около 180 героев (!), произвел на нее неизгладимое впечатление - ничего подобного до него не было в литературе Востока. Да и поездка по маршруту: Алматы - Пекин - Шанхай - Урумчи - Алматы была столь интересной, впечатляющей, богатой на экскурсии, что отголоски того периода всегда будут волновать воспоминаниями и обогащать культурный почерк автора замечательных акварелей и прекрасных стихов. В которых, безусловно, есть творческий отблеск, озарение вдохновением, навеянным китайскими мотивами, пейзажами и - колоритом величайшей из человеческих цивилизаций, давшей миру шелк, акварель, кисти и бумагу. Те трудные километры Великой Китайской стены, которые Л. В. Коваленко прошла во время путешествия, оставили неизгладимые впечатления в ее поэтической душе: "На отвесных хребтах Среди зарослей дикой хурмы, К горизонту уходит от нас Рукотворное мощное чудо: Над Китайской Стеною не властны века"… (из книги "Леди Осень"). Прогулки по губернаторскому парку Шанхая, благоухающему зарослями орхидей, где плещутся в изумрудно-зеленоватых прудах сотни красно-золотистых рыбок (символ процветания и богатства), нашли свое отражение и в акварелях Лидии Васильевны. Тема "девяти рыбок" - это очень важный момент в теории процветания и прогресса "Фен-Шуй". Девять рыбок - символ богатства, впрочем, мы находим и в редких научных книгах, посвященных китайскому художнику Ци Бай-Ши (именно его Лидия Коваленко и называет в стихах своим учителем - "Мой учитель Ци Бай-Ши"), изображения рыб, раков, а чаще всего - карпа, которого великий китаец часто изображал, причем даже плывущим, - точно, выразительно, и - эмоционально. Клен склонился тихо к светлым водам, Наблюдая за движеньем рыбок, Что в прозрачном зеркале полощут Красные тончайшие хвосты…". (из книги "Леди Осень"). Джунгария - родные горы Поскольку каждый поэт и художник с детства пропитан, кажется, даже самим воздухом родных мест, им объясняется страсть и любовь Л. В. Коваленко к пейзажам Талды-Курганской области. К горам, ручьям, водопадам, и к людям, с которыми пришлось расти и учиться, и кому она щедро помогает по мере сил сегодня, - старым, и молодым, кому - морально, кому - материально. Художницу нельзя упрекнуть в эгоизме или скупости, - ей чужды такие качества. Так, в 2003-м году, во время поездки в родные пенаты, Лидия Васильевна подарила сотни своих книг школьникам из тех мест, где сама когда-то училась. В Казахстане есть два знаменитых озера - Джаланашколь, изумрудно-зеленого цвета, овальной формы, и Алаколь, с райской бирюзово-голубой гладью воды, особенно в ясную погоду, когда в ней отражается, кажется, вся синева неба. Алаколь лишь немногим уступает по площади Иссык-Кулю, но вполне может стать и местом паломничества туристов хоть из США, хоть из ФРГ, - у них нет подобных водных жемчужин. Сокровища Джунгарии отражены и на полотнах художницы, и воспеты в ее стихах, поэтому, наверное, ее картины увозят с собой те казахстанцы, кто по разным причинам переезжает в Канаду, в Австралию, и т.д. Чудо природы заключается и в знаменитых "Джунгарских воротах", которые как бы служат единением двух этих озер, - изумительной долине длиною около 10 км. Именно разнообразие красок казахстанской природы - в разное время года, в разное время суток - совершенно новые оттенки и виды прекраснейшего из самых лучших уголков нашей флоры и фауны - поражают воображение, что, несомненно, отражается в акварельных работах Лидии Васильевны Коваленко и в ее стихах. Но и другие озера, и даже маленькие речки - все исходила пешком, вдоль и поперек, и не раз (часто - без гида), - художница и поэтесса, что также отразилось в ее творчестве. Поэтому вполне заслуженна и награда - медаль "За вклад в культуру Казахстана", которой была справедливо удостоена Лидия Васильевна Коваленко, в 2006-м году. "Джунгарские форельные ручьи И замшевые камни, чьи вы, чьи? Моей душе вы дороги всегда - И черные форели, и вода (Зеленая вода лесных озер) - В моей душе вы с детства до сих пор Живете в сокровенном уголке" (стихи "Моя Джунгария", из книги "Леди Осень"). Коллекционные "эксклюзивы" Автор этих строк даже специально посещала выставку Л.В. Коваленко - в Музее искусств им. Кастеева, в январе 2006 года, чтобы увидеть и те редкие, теперь уже коллекционные акварели, ставшие частной собственностью ценителей и знатоков изобразительного искусства. В музее им. Кастеева было выставлено 100 работ - Лидии Коваленко, ее акварели и графика, а также роскошные, яркие гобелены ее дочери, - Елены. Изысканные вкусы коллекционеров не разочаровали посетителей. Изумительная акварель из частной коллекции Толеубека Мукашева - "Нежгучая осень" - особенно яркое, сочное, лепно богатое красками осени, творение Л.В. Коваленко, поражает воображение зрителя и дарит прекрасный настрой и жизнерадостность. Очень яркий, огненно-красный цветущий кактус - явление редкое, ведь вечно-колючие растения цветут не часто, и оттенки красного всем своим видом как бы говорят о пламенной страсти и жаре искренней, горячей любви, вспыхивающей так же, - не часто, - именно эта акварель считается "оберегом" для дома и входит в личный фонд художницы. "Июльские мотыльки" - акварель из частной коллекции знаменитой балерины Амангуль Оразгалиевой. Отношения двух мотыльков переданы с поразительной точностью, даже удивительно, как можно было "подсмотреть" этот "танец любви" столь крохотных существ. А кроме того изобразить движения душ, двух - почти аморфных, и, тем не менее, великолепных созданий природы, жизнь которых так коротка, а мгновения счастья - так быстротечны, как легкий порыв ветра, уносящий в вечность белые пушинки одуванчиков. Как в унисон настроению природы - зима, тающая по краям озера, отступающая перед теплым очарованием весны - во время переходного времени, из состояния влажного, прохладного противостояния, от холода - к теплу, когда процесс перехода кажется мучительным, но победоносным. Все это - в работе "Джунгарская сказка", где изображено озеро Жасылколь в снежном плену (зимний вариант), и акварель теперь принадлежит скрипачке Оперного театра Марьям Джайляубековой. Конечно, все коллекционные картины невозможно перечислить и описать, впрочем, в личном каталоге художницы, разумеется, есть более подробный перечень ее работ, выполненных в совершенно оригинальном, ей одной присущем стиле, по ею же созданному методу "теплый иней" - "нуан шуань". Это эффектный, узнаваемый, абсолютно уникальный, пожалуй, единственный в мире стиль, - ведь даже краски для работы художница готовит сама, а дорогая бумага - в том числе и "торшен", кстати, гораздо дороже холста (о чем мало кто подозревает). В начале творческого процесса бумага готовится "под грунтовый слой" акварельной работы, а уж затем начинается и само "рисование" кистью, и, как правило, в уголке кроме монограммы (иначе говоря, личных инициалов), есть традиционные иероглифы, в которых - пожелание удачи, и которые во всем СНГ - присутствуют только в ее работах. Премудрости "Фэн-Шуй" Как-то даже не верится, что "теория благополучия и процветания" насчитывает более 4000 лет, однако это именно так. Кто знает, может, благодаря ее принципам китайцы достигли столь впечатляющих успехов в демографии и в труде, торговле, - ведь их продукция, товары успешно продаются всюду, практически во всем мире! Более предприимчивые "знатоки", желая привлечь внимание Фортуны, ищут и находят способы урегулировать свои проблемы и приобрести гармонию. Так, бамбуки и их изображения рекомендуется размещать в восточной части дома, а тех же бабочек (непременно - парочку), либо пару лебедей, - в юго-западной части, тогда как рыбок - можно в северо-западном секторе (дома или офиса), но - водные знаки не рекомендуется вешать в спальне. Хризантемы и астры, букеты роз - также в секторе любви и брака, - в юго-западном, где можно и пару журавлей "прописать". Не удивительно, что многое из творчества Лидии Васильевны Коваленко приносит удачу (и вряд ли это совпадение), - она рисует и то, что принято считать талисманами. Как многогранна может быть личность женщины: мать, бабушка, художница, поэтесса, да еще - в прошлом - архитектор (по образованию), по чьим проектам, кстати, выстроены и стоят до сих пор некоторые дома в городе Капчагай. И чем сложней характер, тем сложнее и судьба одаренного человека, обласканного фортуной. Безусловно, огромную роль сыграло, конечно, и то, что у Коваленко было счастливое детство, и отец, и мать были преподавателями в школе, - они дали своей дочери максимум любви и заботы, подарили возможность для всестороннего развития, потому что были на редкость замечательными родителями. Это - очень ценная информация для тех, кто хочет гармонично воспитать своих детей. Ведь многое - начинается именно с детства... И дети художницы - работают над гобеленами, все более и более совершенствуя стиль и авторский уровень, создавая замечательные работы по мотивам акварельных работ матери, - тысячи "узелков" на гобеленах - шедевр за шедевром. От редакции: Вниманию молодых и не очень, профессиональных и начинающих художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства! Свои работы вы можете представлять и реализовывать на сайте http://art.extra.kz. Мы желаем вам успехов на творческом поприще!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи