Опубликовано: 948

Город свободных предпринимателей

Город свободных предпринимателей

На днях в Алматы прошло заседание казахстанских предпринимателей, объединенных в профессиональные ассоциации, совместно с руководителями Департамента малого бизнеса г. Алматы.

На встрече присутствовали также работники государственных контрольно-надзорных служб, также внимательно слушавшие горячие споры, развернувшиеся между бизнесменами. Темой, вызвавшей столь острую полемику стало предстоящее проведение конкурса на звание "Лучший предприниматель", дебютировавшего в прошлом году и вызвавшего неоднозначную реакцию бизнес-сообщества южной столицы. Вообще говоря, идея подобных профессиональных конкурсов, как говорится, носилась в воздухе. Малый и средний бизнес южной столицы переживает период бурного роста. Это видно по стремительному росту налоговых поступлений: за период с 1998 по 2003 году они увеличились с 4,8 млрд. тенге до 35,7 млрд. тенге. Алматы объявлен городом свободного предпринимательства, но конечно, есть еще немало острейших проблем, которые заставляют скептически относиться к этому определению. Не изжит еще разнообразный чиновничий рэкет, количество разнообразных проверок, которыми подвергаются предприниматели, превосходит все разумные пределы, высока налоговая нагрузка, трудно взять кредит в банке и т.д. Высока и "теневая" составляющая бизнеса. По словам ведущего встречи, директора Департамента малого бизнеса С. Туржанова, сегодня, по оценкам, около 30 процентов бизнесменов предпочитают работать полулегально, не показывая своих реальных доходов, боясь разориться из-за высоких ставок налогов и социальных отчислений. Необходимость защиты предпринимателями своих прав, осознание ими своей роли в обществе и потребность структурирования различных сегментов рынка, привели к созданию многочисленных профессиональных общественных объединений, ассоциаций, форумов и конгрессов. Дело это новое, непривычное, сопряженное с немалыми организационными и даже мировоззренческими трудностями. Как объединять в единую организацию, обязанную действовать согласованно, компании, которые по самой своей сути являются яростными конкурентами в рыночной борьбе? Какие формы должны принять эти объединения, чтобы обеспечить, с одной стороны - эффективную лоббистскую работу в органах власти, немыслимую без сильного управленческого аппарата, а с другой стороны - демократизм принятия решений? Последние пару лет шло довольно мучительное становление профессиональных ассоциаций, и нельзя сказать, что процесс этот и сегодня полностью завершен. Многие из ассоциаций действуют слабо и вяло, по сути существуя лишь на бумаге. Другие, напротив, очень активно включились в диалог с властью, в принятие управленческих решений, и добились немалых успехов в этом направлении. Некоторые из них сумели представить в правительство целые отраслевые программы развития на десятилетний и даже двадцатилетний период. Некоторые бизнес-сообщества сосредоточили свои усилия на работе с законодательными органами, лоббируя определенные законы. Не всегда их усилия приводили к желаемому результату, но порой им удавалось повлиять на изменение наиболее одиозных законодательных установлений, мешающих им нормально работать. Сегодня, по данным акимата, в Алматы действуют 70 различных ассоциаций и других объединений предпринимателей. Вот и конкурс на лучшего предпринимателя, открывшийся в прошлом году, должен был, по мнению организаторов, способствовать повышению социального статуса бизнесменов, их моральной реабилитации и выводу из теневого оборота сотен и тысяч предпринимателей. А с другой стороны конкурс - это такое же продолжение конкурентной борьбы, но отличающийся тем, что теперь у этой борьбы имеются определенные писаные правила. Здесь большую роль играют, конечно, соображения профессиональной гордости и престижа (Как это, мой сосед - коллега по профессии, "заклятый друг", окажется вдруг лучше меня?). Но не только они: участие в таком конкурсе профессионалов, не говоря уже о победе в нем - это мощнейший рекламный и "пиаровский" ход, предпосылка широчайшей раскрутки своего бренда и, соответственно - получение преимуществ в конкурентной борьбе и извлечение из этого немалых доходов. И это вовсе не "звездная" болезнь или неудовлетворенное тщеславие - это бизнес. Звание "Лучшая компания", подтвержденное соответствующими решениями сообщества профессионалов, медалями и дипломами, очень ободряюще действует на клиентов и умножает их число, а стало быть - и прибыль. Поэтому уже в прошлом году вокруг конкурса развернулась весьма острая и порой нелицеприятная борьба. Были споры и по критериям отбора, и по персоналиям конкурсантов. Острая борьба шла и в ассоциациях, каждая компания претендовала на высокое место и не хотела уступать. Рассказывают, что на этой почве многие из руководителей компаний рассорились, что говориться, насмерть и из доброжелательных коллег превратились в отчаянных противников. В конкурсе приняли участие около 500 фирм, победы добились 35 предпринимателей и 25 общественных организаций бизнесменов. После подведения итогов бизнесменами было высказано немало претензий. Конкурс объявили поздно, в середине года. Подачу заявок обставили множеством условий, выполнить которые все предприниматель мог бы только за счет немалых потерь своего времени. Участие в конкурсе могли принять не все компании, а только объединенные в ассоциации или другие общественные объединения, что также ограничивало предпринимателей. И, наконец, конкурс проводился только по шести номинациям - "Лучшая женщина - предприниматель", "Лучший предприниматель в сфере производства", "Лучший предприниматель в сфере услуг", "Лучший фермер - предприниматель", "Лучшая общественная организация предпринимателей", "Предприниматель года". Это, конечно, сущий мизер для огромного города, с десятками тысяч фирм и компаний и почти полумиллионом людей, работающих в малом и среднем бизнесе. Подведение итогов прошлогоднего конкурса - это отдельный разговор и "больная тема" для Департамента малого бизнеса Алматы, которого бизнесмены до сих пор за это упрекают. Победителей просто вызвали в департамент, и тихо, без шума и фанфар, как говорится, в рабочей обстановке, вручили им награды. Ни пресса, ни общественность, ни даже многие из коллег об этом не узнали, а те, кто узнали - не придали значения. Это обстоятельство сильно ударило по репутации конкурса и обидело многих его участников. С.Туржанов на заседании заявил, что сейчас акимат учел прошлые ошибки. Конкурс объявляется в самом начале года, к участию в нем призываются абсолютно все предприниматели, как входящие, так и не входящие в ассоциации. Но функция оценки и контроля заявок возлагается именно на них: ассоциации сами должны выработать правила и критерии, по которым общая комиссия будет оценивать конкурсантов. Решение, думается, правильное, поскольку для каждого вида бизнеса имеются свои критерии достижений, и для оценки их в акимате просто не набрать соответствующих компетентных чиновников. Однако необходимы и общие требования, которые все конкурсанты должны выполнять: прозрачность бизнеса, отсутствие долгов перед бюджетом и т.д. Решено также значительно увеличить количество номинаций - с шести до шестнадцати. Появились номинации "Лучшая риэлторская компания", "Лучший молодой предприниматель", "Лучшее мебельное предприятие", "Лучшая аптека года", "Лучшее предприятие в сфере легкой промышленности" и другие. Конкурс начнется в марте и подведет итоги в октябре 2004 года - и теперь уже, как заверил С. Туржанов, в торжественной обстановке, в лучшем зале города, с концертной программой. В ходе развернувшейся полемики было решено, что в течение недели ассоциациями будут подготовлены правила и регламент конкурса по каждой профессии и номинации. Для придания конкурсу массовости, для привлечения бизнесменов наметили широкую информационную и пропагандистскую компанию. "Конкурс важен и для того, чтобы привлечь в ассоциации новых членов" - эта мысль также звучала в собрании. Даже в самые мощные профессиональные объединения, например, мебельщиков, пищевиков или риэлторов, входит меньшинство фирм, работающих в этой сфере бизнеса. Большинство предпринимателей предпочитает "неорганизованную" форму бизнеса, руководствуясь только своими планами и надеждой на коммерческую удачу. Из всех существующих в Алматы частных предприятий в ассоциации объединены чуть более 5 процентов. Правда, следует отметить, что это, как правило, достаточно серьезные и солидные фирмы, многие годы работающие в этой сфере. И по объемам производства они чаще всего опережают "вольные" компании. Но все-таки рост числа членов ассоциаций, рост влиятельности профессиональных объединений, увеличение на рынке доли структурированного, цивилизованного бизнеса, остается для предпринимателей важной задачей.
Загрузка...

[X]