Опубликовано: 2279

Гипермания супермаркетов

16 декабря в Таразе отметили День Независимости и новоселье одного из супермаркетов.

Состоялось последнее мероприятие с помпой, при скоплении многотысячной толпы, привлеченной обещанной 50% скидкой и в присутствии первых руководителей города и области. Площадь супермаркета составляет 9 тысяч квадратных метров. Увеличился ассортимент товаров, улучшилась техническая оснащенность. Однако некоторые из покупателей выходят из магазина недовольными. Впрочем, проблемы, которые я собираюсь озвучить, свойственны всем крупным магазинам областного центра. - Захожу я, положила свою сумку в сейф, - делится со мной подруга своими впечатлениями после посещения супермаркета, - а через десять шагов прочитала объявление: "За сданные в камеру хранения вещи администрация ответственности не несет". Что же получается: сдать и забыть? А у меня в сумке ценные вещи. Вернулась, взяла сумочку и попыталась пройти с ней. Охранник не пропускает: с сумкой в торговый зал, мол, не положено. В общем, скандал вышел…. Действительно, тема сегодня является наболевшей. В последнее время супермаркеты растут как грибы после дождя. Но они как, впрочем, и все новое, поначалу имеют массу недостатков и проблем. Вот, к примеру, не раз от своих знакомых слышала жалобы на нехватку корзин для товаров и искусственное создание очереди. Наперекор законам Насчет камер хранения все намного сложнее. Ведь открыть замок такого шкафчика можно простой шпилькой. Ну а если сумки принимает контролер и выдает взамен номерки, то велика вероятность, что тебе выдадут чужую сумку, а твоя достанется кому-то другому. И это не просто слова. Моей соседке вместо ее старой потертой сумки как-то дали дорогую богатую женскую сумочку. Она вернула со словами: "Извините, это не мое", оказалось, смотрительница перепутала ячейки. Вот хорошо, честная пенсионерка попалась, а если бы нет? И вообще, честно ли это: требовать сдавать сумки и не нести ответственность за сохранность вещей? Юристы говорят, что нет. Подобный уход от ответственности противоречит Гражданскому кодексу. Так что, по сути, это нарушение законодательства. Его можно сравнить с объявлениями в гардеробе по поводу оставленных в карманах ценностей. Но кому же хочется платить деньги? Конечно, пострадавший сможет обратиться в суд, но неизвестно, будет ли удовлетворен его иск. С одной стороны, можно понять администрацию магазина. Проходить в продуктовый магазин с продуктами, купленными в другом месте, нельзя. Но маленькую сумочку с ценными вещами они проносить разрешают. Хотя при желании своровать можно и без всякого багажа. По словам работника одного магазина, воруют в основном пацаны, прячут под куртки, не уследишь. За все ответит начальник Со вскрытием камер хранения ряд магазинов борется с помощью охранника, который стоит рядом, как часовой. "Вскрыть замки пытались много раз, - рассказывает Марат К., охранник в одном из магазинов крупной сети. - Обычно это выглядит так: стоит компания молодых парней около входа в магазин, пьет пиво и высматривает, кто вошел. Через витрину видно, что положил человек в камеру хранения. Если их вещи заинтересовали, они входят следом. Один подходит ко мне с каким-то глупым вопросом, а остальные окружают нужную ячейку и создают потасовку. Один раз после такой драки я в больнице лежал с сотрясением мозга". Несколько раз имели место крупные кражи, тогда администрация магазина возместила ущерб потерпевшим. "Год назад, когда ячейки были далеко от охраны, кражи происходили очень часто. Если воровали что-то не очень серьезное, люди относились с пониманием и ничего не требовали. Но пару раз пропадали серьезные вещи, и я платила деньги из своего кошелька, - говорит Ирина Б., управляющая магазином в центре. - Поймите, что объявления - это вынужденная мера". Вместе с тем администрация магазина делает уступки покупателям. Так, если человек не хочет расставаться со своей сумкой, то ее можно не сдавать. Нужно просто показать ее содержимое контролеру при входе и выходе. Или если ваша сумка такая большая, что не помещается в ячейку, то ее можно оставить под присмотром охраны. Конечно, попытаться понять проблемы администрации супермаркетов, столкнувшихся с участившимися в последнее время случаями кражи товаров из торговых залов, можно. Но вот принять их может далеко не каждый уважающий себя посетитель. Если администрация, защищая свои интересы, выдвигает зачастую идущие вразрез закону требования и видит во всех посетителях потенциальную угрозу для себя, почему посетители должны безоговорочно доверять тому, что им предлагается? И участившиеся случаи пропажи вещей из камер хранения супермаркетов лишь лишнее основание для подобного встречного недоверия. Тем не менее, при обнаружении пропажи ваших вещей из ячейки камеры хранения необходимо незамедлительно поставить об этом в известность администрацию магазина и совместно зафиксировать факт пропажи вещей, и, естественно, вызвать полицию, которая и будет дальше разбираться в произошедшем. К слову, табличка "Администрация за оставленные вещи ответственности не несет", встречающаяся в некоторых наших магазинах, в действительности никакого значения не имеет. Согласно Гражданскому кодексу РК магазин обязан обеспечить сохранность ваших вещей. Статьей 778 Гражданского кодекса РК установлено, что хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещи, принятой на хранение. Он освобождается от ответственности, только если докажет, что утрата, недостача или повреждение вещи произошли не по его вине. Сотрудник службы безопасности может обратиться к вам на выходе из торгового зала с предложением открыть сумку, но выполнять его вы не обязаны. Заподозрив вас в краже, охранники могут лишь позвонить по телефону "02" или в местное отделение полиции и сообщить о свершившемся, на их взгляд, преступлении. Но разбираться в том, совершили вы преступление или кому-то что-то там показалось, обязана только полиция, а не частное охранное предприятие или служба безопасности магазина. Посетитель супермаркета вправе обжаловать незаконные действия сотрудников охраны в отдел линейно-разрешительной работы ГУВД или УВД, где зарегистрировано охранное предприятие. Превышение полномочий служащими частных охранных служб влечет уголовную ответственность (ст. 230 УК РК). На груди охранника должна иметься табличка с ФИО для того, чтобы покупатель знал, на кого жаловаться. По фактам самых грубых нарушений со стороны охранников нужно обращаться прямо в прокуратуру. Так что, уважаемые потребители, вы совсем не обязаны сдавать свои вещи в камеру хранения. А если уж пришлось с ними расстаться - не переживайте, в последнее время рядом с ячейками стоит бдительный охранник. И еще: помните, что, если, не дай бог, случится что-то неприятное, закон все же на вашей стороне. МИНИ, МЕГА, СУПЕР, ГИПЕР... Супермаркет (от англ. supermarket) - крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными). Супермаркеты впервые возникли в США в 1930 году и получили распространение после Второй мировой войны. В 1960-е годы более 10 процентов всех продовольственных магазинов США были построены по принципу супермаркетов, а их доля в общей торговле продовольствием составляла 70 процентов. В Европе и России наиболее распространены следующие форматы магазинов самообслуживания: cash&carry, гипермаркет, супермаркет, мягкий и жесткий дискаунты. Супермаркеты, признанный символ сытой и благоустроенной заграницы, появились в Таразе сравнительно недавно. И почему-то язык не поворачивается назвать их англоязычным словом supermarket, скорее это просто большие универсальные магазины. Вообще определить, по каким критериям магазины могут относить себя к супермаркетам, не так просто. Самая доступная потребителю методика заключается в делении предприятий торговли в соответствии с занимаемыми ими площадями: до 30 квадратных метров - маленький магазин, от 30 до 100 - средний, 100-300 - большой, 300-600 - мини-маркет, 600-1000 - супермаркет, больше 1000 - гипермаркет. В свою очередь, торговый формат магазина, как утверждают маркетологи, определяет количество ассортиментных позиций, наличие собственного производства, предоставляемый сервис, применяемые уровни цен и т. д. Отметим, что с точки зрения теории "чистоту вида" выдерживают лишь некоторые городские супермаркеты. В основном наши крупные магазины самообслуживания являются своеобразными гибридами советских универсамов и западных супермаркетов ("Гросс", "Скиф трейд, "Метроном" и т. д.). Ибо в этих торговых предприятиях все-таки не такое уж гигантское разнообразие непродовольственных товаров. Безусловно, там продаются так называемые сопутствующие товары: канцелярия, полиграфия, предметы гигиены, парфюмерия, косметика. Но чтобы все (от иголки до автомобиля) и под одной крышей - такого пока нет. Если же исходить из того, что есть, то больше всего под определение классического супермаркета подходит "Гросс". Стоит отметить, что в концепцию гипермаркета входят и казино, и боулинг-центр, и кинотеатр - словом, развлекательный комплекс услуг для посетителей. Такое предприятие может включать в себя также собственный комбинат бытового обслуживания, детскую площадку, а то и мини-детсад, где можно оставить ребенка на несколько часов под присмотром педагогов. Одним словом, перечень возможных услуг безразмерен. Как показывает уже имеющийся отечественный опыт, для успеха торговому предприятию не следует изобретать велосипед, достаточно соответствовать одному из форматов, оправдавших себя в мировой практике. - По долгу службы часто бываю за границей, так что мне есть с чем сравнивать, - говорит Лариса Максимова, переводчик. - У меня к нашим супермаркетам три претензии. Во-первых, должна быть отдельная касса для людей, которые приобрели до трех вещей. Как-то глупо стоять с булочкой за 30 тенге в очереди среди людей с полными корзинами. Второе - это платные пакеты. За рубежом приходится платить за фасовку только в том случае, если маленькая наценка на товары. Может, конечно, все этим объясняется. Ну и, наконец, сдавать вещи заставляют только у нас. Быть может, все дело в парадоксальной европейской честности. Еще с воровством там борются с помощью ворот контроля, ведь каждый товар у них помечен. Так учиться нам еще многому придется, в том числе, цивилизованным формам торговли и уважению к потребителю.

[X]