Опубликовано: 2100

Финский феномен глазами казахстанских масс-медиа

Финский феномен глазами казахстанских масс-медиа

Окончание

Начало см.здесь. Сегодня на казахстанском рынке работает свыше 20 компаний с участием финского капитала. По данным Агентства РК по статистике, товарооборот между Казахстаном и Финляндией за январь-ноябрь 2006 года составил 465,7 млн. долларов США с годовым приростом свыше 30%. Однако сегодняшние отношения не соответствуют потенциалу сотрудничества двух стран: доля Финляндии, признанного лидера в области инноваций, в структуре внешней торговли Казахстана составляет порядка 1%. Между тем инновационная направленность финской экономики дает возможность активизировать экономическое сотрудничество с Казахстаном, для которого развитие собственного производства, импорт технологий - становятся приоритетными. Жилищная ярмарка по-фински Вот уже 38 лет подряд, каждое лето в Финляндии проводятся Жилищные ярмарки: в каком-либо финском городке возводится новый район, в котором большую часть занимают частные дома. Многоэтажные дома в рамках ярмарки строят немного. Подготовка к ярмарке начинается за 2-3 года до ее проведения. Сначала на конкурсной основе выбираются застройщики (ими могут быть как строительные фирмы, так и частные лица), затем распределяются участки, а потом начинается строительство. Причем, все делается в сжатые сроки максимальными тепами - ведь через год-полтора дома должны встретить посетителей ярмарки в наилучшем виде. Жилищная ярмарка работает в течение месяца с середины июля до середины августа. В это время каждый желающий за определенную плату может лицезреть и досконально изучать все дома и квартиры. В этом году ярмарка проходила в скромном и уютном Хаменлинна. Куда казахстанские журналисты и отправились по приглашению компании Maxit - производителя строительных материалов, которые были задействованы при строительстве объектов Жилищной ярмарки. Правда, когда наши журналисты прибыли туда ярмарка уже отшумела, что, однако, не помешало воочию оценить ее интересность. В этом году на ярмарке были представлены 54 дома, 48 из которых были полностью меблированы и декорированы. Хозяин одного из домов Жилищной ярмарки Киммо Нурминен, его жена и их пятеро детей радушно приняли казахстанскую делегацию в своем доме, который построен в большинстве своем с использованием материалов компании Maxit. Семья Нурминен еще два года назад купила у города Хаменлинна участок в пригороде, месте проведения ярмарки. И среди различных предложений выбрали подрядчиком по поставке стройматериалов компанию Maxit. Впрочем, и архитектора и компанию-застройщика выбирают также будущие владельцы. В результате получился премилый особняк в три этажа общей площадью в 340 кв. м и стоимостью 665 тыс. евро, впрочем, как пояснили хозяева, жесткий временной график строительства удорожил окончательную стоимость, даже несмотря на то, что строительные материалы (с учетом что это была своеобразная пиар-акция) обошлись со скидкой в 30%. Maxit известен уже в течение свыше 100 лет как производитель современных сухих строительных смесей, а также керамзитобетонного гравия и керамзитобетонных блоков. Лицо компании - известный финский актер Вилле Хаапасало, известный на постсоветском пространстве, прежде всего, по фильму "особенности национальной охоты". В этом году контрольный пакет акций компании купил французский гигант Saint-Gobain, одна из ведущих мировых компаний в области производства строительных материалов. Сегодня в компании Maxit работает более 5000 человек, и объем ее объявленных продаж за 2006 год составил сумму 1 млрд 237 млн евро. Компания имеет 103 промышленных производства в 30 странах. Уже довольно долгое время рассматривается возможность открытия производства в Казахстане, однако с силу отсутствия необходимой инфраструктуры этот вопрос находится в повисшем состоянии. Кроме того, чтобы сохранить качество продукции компании необходимо точное химическое соответствие элементов тех же смесей, а обеспечить это в Казахстане пока проблематично. Однако как по признанию топ-менеджмента компании, ее присутствие на рынке Казахстана долгосрочно, несмотря на высокую конкуренцию со стороны других производителей. На ярмарке, да и вообще за время пребывания в Финляндии отечественными журналистами была отмечена характерная деталь. В финских домах практически не встретишь столь привычную для нас ванну. Зато в каждом доме, а часто и в квартире есть сауна и, естественно душ. Кстати, о саунах… В Финляндии непреходящий культ сауны. Сегодня на 5 млн. жителей Суоми приходится около 2 млн. бань - абсолютный мировой рекорд. Сауны есть везде - в квартирах, в домах, в офисах, школах, детских садах и даже на яхтах и трейлерах. Мамы в саунах кормят младенцев… Только в финском языке есть слова, которые обозначают именно веник для бани и именно банный пар. Основным игроком на рынке саун в Финляндии является компания Харвиа - объект очередного интереса казахстанских масс-медиа. Харвиа - это семейный бизнес, что вообще характерно для Финляндии. С момента основания компании Harvia в 1950 году уже второе поколение стоит у ее руля - три брата и сестра, которым принадлежит по 25% акций, и которые будут передаваться исключительно по наследству. Сейчас уже внуки основателей Харвиа работают на производстве, причем, что было визуально отмечено казахстанскими журналистами не в стане "белых воротничков", а простыми рабочими, постепенно вникая в основы производства на всех этапах. В продуктовой линейке компании - электрические и дровяные каменки, водогрейные баки, парные, которые делаются по индивидуальному заказу, камины. Интересный факт в свое время основатель фирмы г-н Харвиа говорил, что никогда его детище не будет производить электрические каменки… Сегодня они составляют почти 80% от объема производимых компанией каменок. В наиболее "продвинутых" каменках компания использует изоляционный материал, подобный которому НАСА использует при производстве Шаттлов. Несмотря на востребованность продукции Харвиа на внутреннем рынке 65 % производства идет на экспорт в более чем 60 стран мира. Среди стран СНГ главным партнером является, безусловно, Россия. Однако бурный рост рынка саун в Казахстане, прежде всего, в Алматы и Астане, по признанию Давида Ахонена, директора по экспорту, делает казахстанский рынок все более привлекательным. При этом сотрудничеству Харвиа с Казахстаном уже 10 лет, и сейчас в республику ежегодно поставляется порядка 2000 каменок. Сотрудничество облегчается тем, что в Казахстане многие жители еще с советских времен знакомы с культурой банного дела. За последние 10 лет оборот капитала компании увеличился втрое - с 15 до 45 млн. евро в год. При этом, отметил г-н Ахонен семейный бизнес вообще в Финляндии и Харвиа в частности не гонится за максимальными дивидендами, рачительные владельцы не рискуют и предпочитают развивать свой бизнес постепенно. Поэтому компания не обременена заемным и привлеченным капиталом. Недоумение и негодование вызвал у г-на Ахонена невинный на первый взгляд вопрос казахстанской стороны о сложившемся стереотипе финской сауны с сухим паром: "Это миф, который я не устаю развеивать. Мне вообще непонятны корни этого вымысла - изуродовали идею финской сауны. Сауна - это синоним бани и ничего более. Те же веники, каменка, шайка из которой поливаются камни. Расскажите всем правду…" Безопасная красота Желаете насладиться "Северным сиянием" или "Звездным небом" не выходя из сауны? Доказано что это пусть и в кавычках возможно. Семейная фирма Саriitti - следующая остановка казахстанских журналистов занимается производство оптоволоконных и светодиодных светильников. Оптоволокно популярно и безопасно - не передает ни электричество, ни тепло, только свет, что делает их не только декоративным приложение, но и обеспечивает безопасность в помещениях с высокой влажностью - ваннах, банях, саунах…А также как подсветка в музеях и различных галереях для обеспечения сохранности экспонатов, которым вредно тепло. Насладиться безопасной красотой можно и у нас - компания второй год экспортирует продукцию в Казахстан. Использование оптоволоконной продукции очень экономично в плане затрат электроэнергии и смены оборудования - единственная деталь для смены - лампа для проектора, стационарной установки, которая является главным источником света. Ресурс работы одной лампы составляет порядка 4 тыс. часов. При этом обслуживание оптоволоконных технологий элементарно и не требует привлечения специалиста. Финляндия северная страна, где во многих областях зима длится по 6-7 месяцев в году. Нехватка солнца дает знать о себе повышенной утомляемостью, апатией и снижением работоспособности. В Суоми обычна практика, когда утомленные отсутствием солнца граждане обращаются к врачам и получают больничный, чтобы набраться сил и попить витаминов. Среди продукции Саriitti - установка, которая обеспечивает светотерапию на дому - 20 минут в день ее работы и нехватка солнечного света будет компенсирована. Как говорит Пирьйо Кортекангас, директор по экспорту Саriitti: "Основными потребителями оптоволоконных светильников в Казахстане являются частные лица, которые занимаются индивидуальным строительством. Так как производство оптоволоконных светильников происходит исходя из требований заказчика. Сколько волокон, где они должны быть расположены - в стенах, в потолке, какого цвета все это необходимо учитывать еще до отделочных работ дома. Кроме того, желательна консультация дизайнера. Зато эффект, который получает заказчик от красоты "Звездного неба" или "Северного сияния" трудно переоценить. Казахстанские журналисты видели сами насколько это красиво". Индивидуальный подход В пригороде города Куопио объектом внимания стала компания NORMET, которая производит подземные машины и для деревообработки. Компания позиционируется как крупный мировой игрок, прежде всего, в сфере машин для земляных работ - 77% от общего объема производства. В активе Normet более 3 тыс. самодвижущихся машин столько же бурильных платформ. В Казахстане работает дочерняя компания NorService, которая обеспечивает запчастями и механизмами машины компании, эксплуатируемые в республике, так как один из принципов компании - пожизненные сервис-услуги для своих клиентов. Все производство построено под индивидуальные заказы. Это продиктовано индивидуальными особенностями объектов использования подземных машин - размерами шахты, климатическими условиями, степенью механизации процессов и т.д. Разработкой новой продукции занимаются 10% персонала, на компьютерах создается картинка в трехмерном пространстве согласно требованиям заказчика. В среднем от разработки до запуска в производство проходит 18 недель. "Лучшие инновационные идеи мы почерпнули от наших клиентов. За нами - поиск решения и соответственно воплощение идеи в жизнь", - говорит Яри Осмола, управляющий директор компании. В последние два года компания сделала значительный качественный рывок. Рост оборота капитала за 2006 год составил 30% - всего 58 млн. евро. Прибыль выросла на 65%. Интенсификация производства потребовала привлечения дополнительных человеческих ресурсов - за год количество занятых в производстве увеличилось на 78 человек - с 240 до 318. Сегодня признанным фактом считается, что компания производит самые надежные машины в мире для перевозки людей под землей. По словам Яри Осмола, управляющего директора компании: "Наибольший рост интереса к продукции компании наблюдается со стороны стран СНГ. Доля Казахстана в среднем составляет 10-12%, при этом наблюдаются значительные колебания из года в год. Среди заказчиков Normet в вашей стране достаточно назвать такие корпорации как "Казахмыс" и "Казцинк", который является нашим клиентов с 1990 года". В рамках борьбы с издержками производства с осени этого года компанией разработана программа изучения возможностей и соответствий каждого сотрудника. По итогам программы будут выявлены профпроблемы персонала и даны рекомендации по их ликвидации с целью создания профессионального единого уровня. Успех в инновациях Город Нокиа, который дал название мировому бренду сотовых телефонов вызвал интерес вовсе не по этому поводу. Еще один из известных брендов Nokian Tyres давно в сознании многих автомобилистов, так как под ним скрываются шины, которые давно востребованы мировым рынком. Оборот капитала за 2006 год составил 836 млн. евро и в среднем рост составляет 10-15% в год. При этом 60% оборота капитала приходится на шины для легковых автомобилей. Среди приоритетных рынков продвижения продукции - Россия, Казахстан, Украина. В связи с этим в марте 2007 года открыто представительство в Казахстане. По славам Карри Пеколантонена, директора продаж: "Основа нашего успеха - инновационная деятельность, поиск новых решений. Так ежегодно компания обновляет свою продукцию на 25%. Это стала стратегией компании, которая помогает ей добиваться результатов на таком конкурентном рынке, как производство шин". Более 70 лет назад была выпущена первая шина ставшая после известным мировым брендом Hakkapeliita, у которого есть своя историческая привязка. Финские конники, которые были составной часть войска Шведского королевства криком Hakkapeliita!!! - в переводе -"Бей! Круши!" - сопровождали свои атаки. Впрочем, на современном этапе это слово стало символом успешности. С прошлого года в активе компании появились новые шины под брендом HAKKA для легковых автомобилей, которые по своим характеристикам особенно подходят для климатических условий Казахстана (во многом схожих с Финляндией), и на которые будет сделан упор при продвижении на казахстанский рынок. В 2005 году компания открыла завод во Всеволожске (Россия), откуда и предполагается в основном экспортировать продукцию в Казахстан. Чтобы не быть голословными, компания провела в городах Казахстана опрос автолюбителей, который показал, что почти половина сегмента зимних шин класса "люкс" принадлежит Nokian Tyres. Еще большее количество потребителей считает, что эта марка представляет лучшие зимние шины. Во всех типоразмерах шин Nokian Tyres не применяет высокоароматизированные масла, часто использующиеся в данном производстве, так как они вредны для экологии… А к этому отношение в Финляндии особое и принципиальное. Вся новая продукция и шин конкурентов тестируется на специальных полигонах на юге и севере страны, что позволяет получать достоверные результаты в различных климатических условиях. Шины проверяются по многим показателям - на сцепление (продольное и поперечное) с дорожной поверхностью, на комфортность при преодолении выбоин и преград, поведение при обгоне, тормозной путь и т.д. На полигоне специально созданы участки с разным дорожным покрытием, мокрым асфальтом разной интенсивности, есть специальный отрезок, где зимой проводятся тесты езды по шуге. Испытания проводятся на автомобилях разных марок с разным приводом, как легковых, так и внедорожников. Максимальная скорость при проведении тестов 140-160 км/час. Есть и еще один более щадящий, но и более реальный тест продукции. Компания Nokian Tyres заключила договор с городской службой такси на использование продукции компании. По итогам такого теста водители дают беспристрастную оценку качества и возможных предпочтений. Фото с сайта http://www.finland-turismo.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи