... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Аналитика

Фестивальные? Престижно! А где для народа?

02.06.2008

Не ошибусь, если стану утверждать, что казахстанские фильмы не одно десятилетие смотрят представители разных поколений. Например, добрый, музыкальный фильм, еще советских времен, "Наш милый доктор" или серьезный и полный приключений "Транссибирский экспресс". Да и перестроечные "Саранчу" и "Перекресток" народ хорошо помнит. Есть и современные, те, которые можно отнести к разряду "народом любимых". Но почему все-таки казахстанское кино так мало известно не то что в мире, а даже на родной земле? Судя по всему, киностудия "Казахфильм" более активно и плодотворно работала в середине прошлого столетия. Именно тогда, на экраны вышли фильмы, которые до сих пор с удовольствием смотрят все. А что же с современным кино? Почему мы очень редко имеем возможность оценить работы современных казахстанских кинематографистов? Все ожидали выхода фильмов "Мустафа Шокай", "Махамбет", "Кочевник" и "Монгол", - и что в результате? На слуху лишь два последних: красивые съемки, исторические факты… Полномасштабное и коммерческое подражание голливудским постановкам. Хотя и они нашли своих почитателей и поклонников. Справедливости ради скажу, что работы казахстанских режиссеров неоднократно удостаивались самых высших наград на престижных мировых кинофестивалях в Москве, Каннах, Венеции… Оказывается, если хорошенько поработать, то и средства и одаренных людей для работы, знающих свое дело в нашей стране найти можно. Но только вот простые зрители не всегда имеют возможность их увидеть. А многие даже не знают о том, что у нас в стране снимаются, как и прежде художественные фильмы. После великого застоя и перестроечного безвременья многие попросту забыли о том, что у нас есть СВОЕ кино. Так может быть, стоит позаботиться о том, чтобы кино, которое у нас снимается, все же доходило до зрителей? Судя по отчетам наших кинематографистов, в Казахстане ежегодно начинают снимать порядка десятка фильмов. Учитывая тот факт, что столько же на выходе получить нереально, можно было бы рассчитывать хотя бы на пару-тройку новоиспеченных лент. Но где они? Почему мы о них практически ничего не знаем? Непонятно для чего снимают кино, если не для показа зрителям? Или это какое-то закрытое кино? Попробуйте спросить у первого встречного, какие казахстанские фильмы он смотрел или хотя бы о каких из них слышал. Думаю, угадать его ответ будет несложно. А ведь на самом деле среди них немало достойных картин. "Шуга", "Курак корпе", "Умараса", "Карой", "Шанхай". Кто их видел? Может дело в прокатчиках? Не так часто в кинопрокате наших городов мы видим надпись "Сделано в Казахстане". Однако и их понять можно: они живут прокатом фильмов и им выгодно везти к нам уже "раскрученные" фильмы. И очень жаль, что у нас, похоже, сегодня нет людей, которым было бы интересно раскручивать НАШЕ кино. Почему бы на праздники не показать наши фильмы, как это делают, например, россияне? Визитной карточкой новогодних праздников-2008 в соседней стране стал фильм "Ирония судьбы" и его продолжение. Неужели и мы не способны снять свою "визитку"? С трудом верится в то, что у нас нет таких фильмов. Да, снимать кино непросто. Ведь никогда нельзя предугадать результат своей работы. Нелегко найти и средства для работы над проектом, да и хороших актеров подобрать - настоящая проблема. Ведь даже имея замечательный сценарий, и хороший бюджет фильма, можно проиграть зрителю при условии, что актерская группа, скажем так, подобрана неудачно. Но, несмотря на все предполагаемые теоретические и практические трудности, кино в Казахстане, все-таки снимается. И пусть в большинстве своем это совместная продукция кинематографистов разных стран, результат, порой, стоит того. Вспомним хотя бы казахстанско-американский проект "Кочевник" или проект "Монгол", в подготовке которого участвовало ОРТ, российское министерство культуры, а также представители французского и немецкого кинематографа. Но нельзя забывать о том, что любое кино, которое снимается в той или иной стране, через образы героев, сюжет, отражают действительность, сложившуюся в тот период в стране, в нашем случае - Казахстане. Неужели нам рассказать не о чем? У нас немало настоящих героев, кипят страсти в семьях и на производствах, полицейские, как и во всем остальном мире борются с преступностью. Почему бы об этом не только в газетах рассказывать? А сериал запустить? Снова можно кивнуть на соседей: россияне, уже за железнодорожников взялись, их звезды эстрады в сериалах не прочь засветиться. Я молчу про Китай и Турцию, которые тоже поставили на поток лирические и патриотические саги национального образца и характера. И как вы думаете, смотрит их народ? Думаю, что да. И не только в своей стране, между прочим. Почему бы и нам не начать снимать фильмы о настоящем, о современных людях, о любви или фантастику? А куда делось детское кино? Неужели наши дети не заслуживают того, чтобы о них и для них снимали фильмы? Может, именно такие фильмы и станут коммерческими? Так почему же наши киномастера ограничиваются фестивальными показами? Я не призываю забывать об истории и не обращаться к ретро-темам, но, согласитесь, нашему кино нужна свежая волна. Новое, уже не второе, а, наверное, третье дыхание. Давайте снимать кино о нас с вами, о нашем времени, о том, что мы сейчас переживаем. О чем мечтаем, чего добиваемся. Может тогда и на госуровне отношение к нашему кино изменится. Жизнь Казахстана интересует не только его граждан. Доказательством тому служит работа шымкентца Сергея Дворцевого, снявшего пару лет назад фильм "Тюльпан", в основу которого легла история жизни простых казахстанских людей. Именно тогда мне довелось встретиться с исполнительницей главной женской роли в фильме Самал Исляовой, выпускницей Петропавловского колледжа искусств, юной девушкой, прошедшей отбор из полутора тысяч претенденток. Тогда девушка сказала в своем интервью, что уверена: казахстанское кино достойно внимания и имеет все шансы быть замеченным. Тогда, как показало время, слова Самал оказались пророческими. Фильм "Тюльпан" получил главную премию секции "Особый взгляд" 61-го Каннского кинофестиваля. (Надо заметить, что лента снята на казахском языке.) Только вот пару лет назад, мало кто верил, наверное, кроме создателей и актеров в успех фильма, рассказывающего о простых жителях затерянного в степи казахского аула, об их проблемах и мечтах. Но спустя почти два года "Тюльпан", в производстве которого принимали участие Казахстан, Россия, Швейцария и Германия заявил о себе в Каннах, фильм о Казахстане был замечен. И номинировался фильм как казахстанский, что было засвидетельствовано в официальном каталоге и на сайте фестиваля.


Автор: Елена Разумова