... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Аналитика

Если вовремя не одуматься, то планете может грозить коллапс - эксперт о казахстанской экологии

26.04.2022

Стихийный мусорный полигон образовался вблизи Иле-Алатауского национального заповедника по дороге на Кок-Лай-Сай, который уже мешает не только местным жителям, но и загрязняет протекающую рядом реку.

Редакция Caravan.kz узнала, что жители предгорных районов написали заявление с просьбой к министру экологии, геологии и природных ресурсов РК об устранении возможной экологической катастрофы.

На самом деле ситуация с экологией в стране оставляет желать лучшего, и это показывает и доказывает многое. Есть проблемы быстро возникающие и быстро гаснущие, однако остаются и те, что не решаются из десятилетия в десятилетие, - тот же самый смог в мегаполисах, обмеление водоемов и огромное количество других проблем, которые, если за них не взяться, приведут к ухудшению состояния экологии в стране. 

Журналистов редакции Caravan.kz затронула ухудшающаяся проблема, которая обсуждалась на неделе, и мы поговорили с ассоциированным профессором, кандидатом биологических наук Галией Нурмуханбетовой.

- Недавно Яков Федоров в своем блоге рассказал о поездке в Кению и нововведениях в одном из городских парков. Следуя новым правилам национального парка Амбосели, иностранцам нужно заплатить за вход 60$, а местным - 860 шиллингов (3500 тенге), въезд машины оплачивается отдельно. При этом оплата в национальных парках только карточкой или мобильным переводом. Никакой налички. Паспорта всех посетителей регистрируются при посещении. Как вы считаете, нужно ли подобное введение в казахстанских природных зонах и заповедниках?

- У нас есть похожая система, только плату за въезд в нацпарки будут брать не за пассажира, а за авто, согласно закону от 1 января 2022 года 1 МРП в Казахстане составляет 3063 тенге. Для пешеходов тариф останется прежним – 0,1 МРП. До этого все могли посетить природные зоны по одной стоимости, однако в этом году правила поменялись.

Согласно документу, стоимость въезда на легковом автомобиле:

0,2 МРП – для мотоциклов, мопедов и квадроциклов;

0,3 МРП – для легковых автомобилей;

1 МРП – для микроавтобусов до 16 мест и грузовых автомобилей;

2 МРП – для автобусов до 32 мест;

3 МРП – для автобусов свыше 32 мест.

Школьный тариф составит 0,05 МРП, студенческий – 0,075 МРП.

Бесплатно смогут посещать нацпарки уязвимые категории граждан. В Министерстве экологии, например, уточнили, что при въезде на транспорте оплата будет взиматься только за авто, за каждого человека отдельно дополнительно платить не нужно. Разработчики проекта считают, что новые нормы будут стимулировать переход на пеший туризм, что положительно отразится на экологической ситуации в уникальных природных комплексах.

А что же касается оплаты посредством мобильного перевода, то критическим фактором является проблема доступа к интернету в отдаленных районах, где и организованы национальные парки, - ответила кандидат биологических наук.

- Все больше и больше экологических катастроф происходит в нашей стране. Взять, к примеру, уровень смога в мегаполисах или же засорение озер, все это – дела рук человека. Сейчас наказание – штраф за загрязнение атмосферы и шум составляет 2 МРП (5 834 тенге). На Ваш взгляд, стоит ли ужесточить меры наказания за вред экологии?

- Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам экологии» президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал 2 января 2021 года. Согласно документу, поправки в КоАП вступили в силу 1 июля 2021 года. В статью 334 вписали не только физические, но и юридические лица, и выглядит она следующим образом:

«Эксплуатация автомототранспортных, других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы (технические нормативы), влечёт предупреждение или штраф на физических лиц в размере 10 МРП (увеличение произошло в 5 раз), на юридических лиц — в размере 100 МРП, - сказала Галия Нурмуханбетова.

- На данный момент люди говорят о пяти возможных экологических катастрофах. Это загрязнение воздуха мегаполисов – Алматы, Нур-Султана, а также промышленных городов (например, Темиртау, Усть-Каменогорска). Угрозы обмеления озера Балхаш, Иртышского бассейна. Таяние горных ледников Заилийского Алатау. Проблемы опустынивания и засоления земель. Загрязнение водоёмов, малопригодных для рыбы, отдыха и туризма.

- Как, по-Вашему, доведены ли вышеописанные ситуации до крайности, когда ничего нельзя исправить?

- Перечисленные локальные и региональные проблемы Казахстана являются приоритетными для нашей страны, и они представлены в виде целевых показателей и задач по Реализации целей устойчивого развития - ЦУР. В июле 2022 года Казахстан будет представлять второй Добровольный национальный отчет (ДНО) на политическом форуме высокого уровня ООН по устойчивому развитию. Подготовка ДНО требует вовлечения всех стейкхолдеров в соответствии с принципом ЦУР «Не оставить никого позади». Одним из путей изменения сознания людей может стать освещение этих событий журналистами. К примеру, проходящие мероприятия и пути достижения ЦУР в Казахстане, а также представление структуры национальных индикаторов ЦУР.

Я бы отметила, что особенно важно участие всех заинтересованных сторон: государственных органов, бизнес-структур, научных кругов, гражданского общества, международных организаций, - поделилась мнением профессор.

- В случае если люди не перестанут ухудшать экологическую ситуацию, что грозит планете и как скоро?

- Глобально имеются три сценария развития событий. Наверное, начнем от худшего к лучшему.

Худший – коллапс, который хорошо описан писателями-фантастами и показан в фильмах-катастрофах, где уже повернуть вспять будет невозможно.

Средний, к слову, это текущий период – адаптация к меняющимся климатическим изменениям и переход к зеленой экономике.

Мягкий, более длительный – формирование экологической культуры и экологического сознания. К последнему, на мой взгляд, нужно будет идти долго, для этого придется внедрять различные программы, - пояснила эксперт.