Опубликовано: 1046

Е-правительство: автоматизировать порядок, а не хаос

Е-правительство: автоматизировать порядок, а не хаос

10 ноября 2004 года президент Назарбаев своим указом утвердил "Государственную программу формирования "электронного правительства" в РК на 2005-2007 годы". На данную программу было выделено 52 млрд. тенге.

НПО наравне с софтверным и интернет-бизнесом теперь борются за государственные подряды. Электронное правительство позволяет свести до минимума общение с чиновником. Различные справки, подтверждения и прочие документы в условиях е-правительства можно получать по Интернету. Понятно, что для нашего чиновника - это сравни диверсии. Ведь тогда пропадет их важность в их собственных глазах. Предполагая это, представители третьего сектора выразили недоверие чиновникам. На их взгляд, именно они и строят различные препятствия на пути реализации госпрограммы по формированию е-правительства. Поэтому общественные организации поставили вопрос "о необходимости общественного контроля за реализацией этой программы". Коалиция неправительственных организаций проявила инициативу для исполнения этой миссии. Недостатки в реализации любых госпрограмм у чиновников происходят либо из-за отсутствия связей с общественностью, либо не желанием общаться с ней. Как известно, дело с созданием казахстанского правительства в виртуальном мире, мягко говоря, находится на начальном этапе. Наличие интернет-страничек у некоторых министерств и ведомств еще ничего не означает. Министерские сайты все еще находятся в сыром виде. Как известно, в Казахстане до сих пор не отлажена система электронных форм налоговой отчетности. Да и электронная система голосования "Сайлау" в обществе не вызывает ничего, кроме подозрений. По предположению членов НПО, компьютерное распределение дел в судах может обернуться банальной взяткой секретарше за то, чтобы умная машина выбрала бы "интересное дело". Да, и вообще, по большому счету, развитие Интернета в Казахстане идет пока достаточно медленными темпами. Это происходит по огромному ряду причин. Но все они носят основополагающий характер. К примеру, многие чиновники не владеют компьютерной грамотностью. И вообще, внедрение компьютерной грамотности в Казахстане идет низкими темпами. А методы, при помощи которых прививают эту грамотность, не выдерживают ни какой критики. К примеру, в некоторых вузах на информатику отводится две пары раз в неделю. Большей профанации процесса трудно придумать. Методы же преподавания могут отбить любое желание постичь этот важный предмет. Компьютер заставляют учить по скучнейшей книге, над которой тут же засыпаешь, или системный блок, монитор и клавиатуру рисуют мелом на доске. Прямо как в анекдоте, где плавать учат в бассейне без воды. В республике мало факультетов для подготовки IT-специалистов, программистов, системных администраторов. Расценки на доступ во Всемирную паутину все еще далеки от доступных. По большому счету, Интернет - это роскошь. Кроме того, развитие этой сферы притормаживается наличием и политикой монополиста. По данным "Казахтелекома", на сегодняшний день на 100 жителей приходится только 15 телефонных линий. Кроме того компьютерами пользуется ограниченное число граждан. К примеру, по состоянию на конец 2004 года была приведена статистика, которая отмечает, что в школах на 1 компьютер приходится 56 учеников. В развитых странах на одного ученика приходится 1 компьютер. В странах же со средним развитием, 1 компьютер приходится на четырех учеников. Порой доходит до поразительных вещей. К примеру, школы обеспечиваются компьютерами. Однако они стоят на складах даже не распакованными по несколько лет. Что самое интересное, это не является чьим-нибудь злым умыслом. Проблема связана с низкой компьютерной грамотностью самого школьного преподавательского состава, не знающего, что же нужно делать с этими "железяками". И это происходит не где-нибудь в селе. Такое положение складывается в продвинутом Алматы. О сельских регионах мы умолчим, чтобы в конец не расстраиваться. Скажем только, что отсутствие доступа к интернету на селе связано с острым дефицитом телефонных линий. Однако ситуация может решиться при помощи частных компаний, которые устанавливают беспроводное соединение. София Исенова, руководитель проекта ГИПИ (Интерньюс-Казахстан), отметила, что в деле построения е-правительства существует большой пласт разнообразных рисков, которые не учитывается в государственной стратегии. Как правило, во внимание принимается инвестиционная и технические составляющие. Из виду упускаются политические и правовые риски. А это очень важно. Во-первых, в развитии е-правительства возлагаются надежды на увеличение прозрачности деятельности госслужащих. Реформация госслужбы, по идее, должна протекать параллельно формированию электронного правительства. "Ни в коем случае нельзя допускать оптимизации беспорядка. Автоматизировать нужно только порядок", - особо подчеркнула София Исенова. Во-вторых, при формировании электронного правительства требуется большая политическая воля, внутренняя мотивация. В данном случае имеется в виду опыт стран, где е-правительство хорошо себя зарекомендовало. По большей части, это страны Европы и США. Представители НПО утверждают, что электронное правительство лучше всего развивается там, где реальное правительство эффективно и оперативно настроено разрешать свои задачи. Честно говоря, если перед казахстанским правительством ставятся именно такие задачи, то е-правительства нам не видать еще долго. Эксперты отмечают, что даже в самих госорганах компьютерная грамотность развита по-разному. К примеру, где-нибудь в акиматах, некоторых министерствах и их департаментах на местах дело обстоит как на крайнем севере. Более обнадеживающая ситуация складывается в госорганах, которые работают в финансовой сфере. Представители НПО отметили, что финансовые операции, которые проводят чиновники по продвижению развития е-правительства, должны быть прозрачными, ибо это может оказаться хорошо удобренным полем для фальсификаций. Большое внимание контроля должна привлекать исполнительная дисциплина. Проблема заключается в том, что за реализацию каких-либо госпрограмм и т.д., нет персонифицированной ответственности чиновника. А это многое объясняет. Именно персональная ответственность настраивает мотивацию. Слабость и неэффективность госуправления лежит, в том числе и в отсутствии конкретики в персоналиях. А подобная установка является хорошим стимулом для коррупции. О создании е-правительства будет трудно говорить до тех пор, пока сохраняется подобное положение дел. В создании электронного правительства участвует еще одна такая невидимая вещь, как культура предоставления информации госорганами всем заинтересованным. Как известно, у нас эта культура хромает, чихает и кашляет. По большому счету, для создания е-правительства потребуется очень многое переделать на законодательном уровне, в административных процедурах, в законодательстве о госслужбе. Изменить взаимоотношения общества и власти в сторону увеличения прозрачности последней. А для этого потребуется долгая и кропотливая борьба. Опасность заключается в том, что на создание е-правительства может быть потрачено много бюджетных средств, а эта программа может не заработать в силу вышеперечисленных проблем. Как известно, чиновникам, мягко говоря, претит, когда их начинают контролировать общественные организации. Это, скорее всего, может привести к конфликтным ситуациям. Либо же, госорганы будут игнорировать сообщество. Представители НПО также предлагают, наряду с внедрением данной программы, проводить учебно-консультационную работу с публикацией методической литературы. Основных целей е-правительства несколько. Генеральная задача - это снижение коррупции среди чиновников на среднем и низовом уровнях, путем сокращения личных контактов чиновников с общественностью. Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru

[X]