Опубликовано: 5900

Достык – ворота дружбы и гостеприимства

Достык – ворота дружбы и гостеприимства

Стыковка железных магистралей Казахстана и Китая в единую транспортную сеть состоялась 20 лет назад, в 1990 году, на международном пограничном железнодорожном переходе Достык – Алашанькоу.

Время показало, что силы и средства, вложенные в строительство станции Достык, были потрачены не зря, стыковка оказалась поистине «золотой». Экономически выверенный и политически дальновидный шаг открыл новую страницу в развитии транзитного потенциала нашей суверенной страны. Это стало выгодно не только для Казахстана, но и для других государств. По случаю 20-летия «золотой стыковки» национальная компания «Казахстан темир жолы» организовала юбилейный поезд Астана – Достык. Два экс-министра транспорта и коммуникаций нашей страны, инженеры, машинисты тепловозов, монтеры путей и другие ветераны железных трасс, принимавшие участие в строительстве станции Достык, вложившие в ее работу свой профессионализм, знания и умения, приехали на праздник, чтобы встретиться с теми, кто сегодня продолжает их дело. Пограничный поселок Достык – уникальное место на карте нашей Родины. Расположен он в самом серд­це Джунгарских ворот – знаменитом горном проходе, через который пролегал Великий шелковый путь, восстановлению которого (а значит, максимальному использованию транзитного потенциала) огромное внимание уделяют Президент и Правительство. Многочисленных гостей из юбилейного поезда здешний край встретил гостеприимно – суровые ветры в этот день были теплыми, даже ласковыми, и солнце, смягчив свой нрав, не палило нещадно. Поздравляя с юбилеем, вице-президент национальной компании «Казахстан темир жолы» Асхат Акчурин отметил, что станция Достык являет собой отражение успешных взаимоотношений между Казахстаном и Китаем. – Благодаря стыковке двух железных дорог мы получили особую динамику в своем экономическом развитии, – сказал вице-президент КТЖ. – В истории наших государств был Великий шелковый путь, который соединял народы Европы и Азии. Сегодня мы продолжаем эти традиции, обеспечивая устойчивый рост грузо- и пассажирооборота, открыв новые маршруты пассажирских поездов Астана – Урумчи и Алматы – Урумчи. По его словам, в прошлом году на станции Достык был достигнут рекордный грузооборот в 15,5 млн. тонн. В планах «Казахстан темир жолы», а значит, и государства, в нынешнем году довести эту цифру до 16 млн. тонн. Все это является результатом мудрой и дальновидной политики глав двух государств Нурсултана Назарбаева и Ху Цзиньтао, а также совместной плодотворной работы железнодорожников, подчеркнул Асхат Акчурин. Тан Шишэн, начальник Урумчийской железной дороги (Китай), специально приехавший на станцию Достык, считает, что именно дружеские добрососедские взаимоотношения между Казахстаном и Китаем являются залогом успешной работы и перевыполнения планов по перевозке грузов. – Хочу выразить всем огромную благодарность за самоотверженность и преданность своему делу, – сказал китайский гость. – По обеим сторонам границы труд железнодорожников осложняется суровыми климатическими условиями. Это еще более поднимает значимость их работы. Сун Лиши, заместитель директора департамента международного сотрудничества министерства железных дорог КНР, добавил, что слов восхищения и благодарности заслуживают работники станций и Казахстана, и Китая. – Разрешите от имени нашего министерства выразить сердечную благодарность всем сотрудникам станции за их неустанный труд. Они свою жизнь посвятили развитию железных дорог и сегодня радуются достигнутым успехам. Огромное количество груза, перевезенного в 2009 году, – это самая большая награда за их ратный труд. Таким образом, по объему экспортно-импортных грузовых перевозок переход Алашанькоу – Достык занимает второе место среди других международных пограничных станций Китая. Нигматжан Исингарин, доктор экономических наук, бывший в начале 90-х годов министром транспорта и коммуникаций Казахстана, вспоминал, что идея строительства единой с Китаем железной дороги зародилась еще в 50-х годах прошлого столетия. – В октябре 1954 года в Пекине было подписано коммюнике о строи­тельстве железной дороги Ланчжоу – Урумчи – Алма-Ата. Но в 1961 году неоднократно планировавшаяся стыковка железных путей была отложена окончательно, – говорит Нигматжан Исингарин. – Резко ухудшились отношения между Китаем и СССР, со станции Дружба (так именовался Достык в советские годы) был эвакуирован гражданский персонал, вместо него пришли военные… Жизнь вернулась в этот суровый край спустя три десятилетия, когда в 1990 году наконец произошла долгожданная стыковка железных магистралей СССР и КНР. Казахстан отправил свои первые десять вагонов на китайскую пограничную станцию, пять из них – с железорудным концентратом. А по китайской колее на станцию Достык пришли четыре вагона с сахаром. Сегодняшний ассортимент гораздо шире – это товары народного потребления, керамогранит, строительные, огромное наименование пакетированных, тарно-штучных, сыпучих грузов. Товар транзитом через Казахстан идет в Россию, Узбекистан, Туркменистан и другие страны. Юрий Лавриненко, экс-министр транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и бывший начальник Алматинского отделения железной дороги, продолжил разговор: – Восстановительно-строительные работы на станции совпали с развалом Советского Союза, центральные органы не помогали финансами, им было не до нас. И только благодаря усилиям железных дорог Казах­стана мы смогли добиться большого результата. Железнодорожники восстановили на станции Достык жилые дома, ясли-детсад, школу, магазин, столовую, баню и другие социально-бытовые и производственные объекты, привели в порядок разрушенное хозяйство железнодорожной линии от Алматы до государственной границы. И самое главное – построили пункт перестановки вагонов с одной колеи в 1 435 мм на другую в 1 520 мм. Железнодорожный грузовой переход Достык сегодня приносит огромные доходы государству, растет объем грузоперевозок: если в 1991 году было перевезено менее 200 тыс. тонн грузов, то в 2009-м – более 15 млн. тонн! Если в 90-е годы минувшего столетия на станции работали два-три маневровых тепловоза, сейчас только в одну смену тепловозов работает почти в десять раз больше. Такой мощный и уверенный рост ставит переход Достык в разряд стратегически важных объектов, уверены специалисты. Один из гостей – почетный железнодорожник, бывший начальник Алматинской железной дороги Кудайберген Кобжасаров удивлялся разительным переменам, происшедшим за минувшие годы. Сегодня Достык по праву можно назвать поселком городского типа. Он является самым быстрорастущим и молодым населенным пунктом в стране – средний возраст его жителей составляет 30 лет, а их численность приближается к восьми тысячам. Для сравнения: в начале 90-х годов, когда железная дорога Казахстана своими силами начала строительно-восстановительные работы, на Достыке насчитывалось менее сотни человек. Бригадам негде было жить (вокруг станции на сотни километров нет жилья), и локомотивы становились для них и домом, и рабочим местом. Зато теперь у каждой семьи железнодорожников есть свои комфортабельные квартиры. Например, совсем недавно, накануне 20-летнего юбилея, «Казахстан темир жолы» сдал под ключ сразу восемь жилых домов, и 216 семей сотрудников национальной компании въехали в просторные, удобные квартиры. Один из счастливых новоселов Кайрат Шалгинбаев в нынешнем году отмечает 13-летие своего приезда на станцию Достык и работы монтером железнодорожных путей. Его дети – 11-летний Марлен и 9-летняя Мадина – хотят пойти по стопам отца и посвятить свою жизнь железной дороге. Свое «детское новоселье» они уже отметили, окончив учебный год в новой современной школе, рассчитанной на 600 учеников. Прежняя, или, как ее называют, «старая» школа продолжает работать, потому что число учеников в поселке с каждым годом увеличивается. Асыл Бектуров вместе с женой Асель Жармухамедовой работают на станции Достык. Они также в числе новоселов-железнодорожников. Осенью, говорят они, когда откроется новый детсад, привезут из Семипалатинска от бабушки с дедушкой своего трехлетнего сына Абылайхана и сразу же поведут его в новый Парк железнодорожников, где компания «Казахстан темир жолы» построила первый в поселке детский городок. Открывали долгожданный парк достыкчане вместе с гостями, приехавшими на юбилей. Радость была огромной, ведь теперь у людей появилось место, где можно будет отдохнуть после трудовых будней. Когда саженцы, несколько дней назад посаженные в Парке железнодорожников, превратятся в могучие деревья, под их тенью будут собираться жители поселка, чтобы насладиться прохладой в знойный день. Кроме дет­ского городка в парке есть спортивная площадка, музыкальный фонтан, летний клуб, различные аттракционы и для детей, и для взрослых. Общая парковая зона составила свыше 18 тыс. кв. м. Кроме этого, компания «Казахстан темир жолы» намерена в следующем году начать в поселке строительство Дворца культуры и спорта. Асель, ее муж Асыл, Кайрат и многие другие молодые специалисты КТЖ уверены, что совсем скоро их любимый поселок превратится в красивый город-сад. Они все сделают для того, чтобы восточные ворота, как еще называют переход Достык, были всегда гостеприимными и дружественными. Источник: Раушан ШУЛЕМБАЕВА, «Казахстанская правда», Алматы – Достык – Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи