Опубликовано: 6700

Дорожный просвет. Токаев рассказал о стратегическом значении дорог

Дорожный просвет.  Токаев рассказал о стратегическом значении дорог Фото - akorda.kz

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе своей поездки в Актюбинскую область акцентировал внимание на состоянии автомобильных дорог страны. В его выступлении заурядная в целом тема неожиданно обрела новое звучание — геополитическое и геостратегическое.

В частности, Токаев обозначил, что к окончанию мирового финансового кризиса Казахстан должен предложить континенту новый автомобильный коридор — из Китая в Европу. Наши корреспонденты разбирались в этой непростой теме.

Почему дороги, и на чем еще сделал акцент президент

22 мая на встрече с общественностью в Актобе Токаев подчеркнул, что половина дорог в Актюбинской области находится в неудовлетворительном состоянии. В связи с этим он поручил акимату региона и правительству улучшить качество местных дорог к 2025 году. «До 2025 года нужно привести в порядок все автодороги республиканского и местного значения», — заметил он.

Он выделил важный момент: «эта задача большая, но имеет стратегический характер. В этом направлении уже начата реконструкция дороги Актобе-Атырау, в то же время в связи с возросшим грузопотоком и транзитом важно ускорить реконструкцию участка Актобе-Кандыагаш, а также предусмотреть реконструкцию дорог Актобе-Хромтау, Кандыагаш-Шалкар-Иргиз в рамках разрабатываемой программы «Нурлы жол» до 2025 года». «Нужно принять меры по ускорению финансирования данных проектов. Это мое поручение правительству», — сказал президент.

По мнению главы государства, в вопросе строительства автомобильных дорог есть три детали: первая — необходимо строить, реконструировать и модернизировать не только дороги республиканского значения, но и местные. Республиканские дороги связывают не только крупные города Казахстана, но и части одного большого материка Евразия, но без дорог местного масштаба доступ к этим самым крупным городам и международному транзиту будет усложнен.

Второй — на проработку этого вопроса отведены очень сжатые сроки. На приведение в порядок крупных магистралей и местных дорог выделено шесть лет. Те же затянувшиеся торговые споры между США и Китаем могут закончиться, а мировая экономика, как недавно отметили аналитики ООН, сначала замедлится, а потом ускорится. Как раз к моменту ускорения Казахстан должен быть готов предложить международный автомобильный коридор, который свяжет самым коротким маршрутом западные регионы Китая и Европу.

Третий вопрос — это жесткий контроль за выделяемыми на модернизацию дорог средствами.

Как использовать удобное географическое положение между Китаем и Европой

По большому счету, именно над этим вопросом работают казахстанские власти. И именно по этой причине Токаев поднял вопрос строительства качественных дорог. Официальной точкой отсчета принято считать 16 апреля 2009 года, когда в рамках государственного визита президента Нурсултана Назарбаева в Китайскую народную республику был подписан меморандум о взаимопонимании между министерством транспорта и коммуникаций РК и министерством коммуникаций КНР о создании автотранспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай».

Фактически, это — транснациональный инфраструктурный проект, связывающий от северную Европу с Западным Китаем, призванный укрепить экономические и культурные связи между Европой и Азией. Протяженность трассы от Санкт-Петербурга до Ляньюньган составляет 8445 км, из них 2233 км проходит по территории Российской Федерации, 2787 км — Казахстана, 3425 км — КНР.

Примечательно, что на тот момент строительство транспортного коридора уже велось, фактически с 2008 года. В январе 2012 года в своем послании народу Казахстана Назарбаев отметил, что «важное значение имеет завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа - Западный Китай».

«Это действительно народная стройка века. Где еще за три года было построено 2700 км качественной автомобильной дороги? Мы должны в следующем году эту работу закончить», — подчеркивал он.

Теперь инициативу, старт которой дал Елбасы, продолжит реализовать Токаев. И именно в 2019 году казахстанский участок коридора должен быть сдан в эксплуатацию.

В рамках данной инициативы в Актюбинской области ведутся работы по реконструкции участков автодороги республиканского значения «Актобе — Атырау — граница РФ (на Астрахань)» протяженностью 319 км.

«После реконструкции автодорога будет переведена с III технической категории на II, с расширением проезжей части до 9 метров и с расчетной скоростью движения до 120 км/час. Участки реконструкции поделены на 7 участков, из них 1 участок завершен, на 4 участках протяженностью 230 км ведутся строительно-монтажные работы», — говорится в сообщении пресс-службы АО «НК «КазАвтоЖол». Причем, на реконструкцию участков 160-220, 236-275, 275-330 привлечены средства займов международных финансовых институтов, таких как Азиатский банк развития.

По оставшимся участкам км 11-52, км 52-100 (Актобе-Кандыагаш), где проектом были приняты технические решения перевода с III технической категории на I техническую категорию с четырехполосным движением, проект на стадии подготовки конкурсной документации по определению подрядчиков.

Зачем это нужно Казахстану

Польза для Казахстана от автокоридора очевидна. Как заявлял в мае 2018 года министр по инвестициям и развитию РК (сейчас -заместитель премьер-министра) Женис Касымбек в ходе отчетной встречи перед населением, суммарный среднегодовой экономический эффект составит свыше 190 млрд тенге, при этом в 2,5 раза будут увеличены объемы грузоперевозок.

Сеть автомобильных дорог общего пользования состоит из более 96 тыс. км, многие из которых нуждаются в реконструкции и ремонте. Через Казахстан проходят 5 международных автомобильных маршрутов, общей протяженностью 23 тыс. км. Это автомобильные магистрали Алматы — Астана — Костанай (трасса М-36) с выходом на Челябинск, Алматы — Петропавловск с выходом на Омск, Алматы — Семей — Павлодар (трасса М-38) с выходом на Омск, Алматы — Шымкент (трасса A2) с выходом на Ташкент, Шымкент — Актобе-Уральск (трасса М-32) с выходом на Самару.

Только на строительство автодороги Алматы — Ташкент — Термез Казахстан потратил более 17 млрд тенге. И это только один из участков казахстанской части (2787 км) автокоридора «Западная Европа — Западный Китай». Поэтому совершенно не случайно Токаев в ходе встречи с общественностью в Актобе заметил, что «государство выделяет значительные средства для модернизации дорог и существенного улучшения их состояния. Необходимо обеспечить эффективность и прозрачность использования выделяемых средств. Это народные деньги, к ним нужно относиться абсолютно бережно. Коррупционные проявления будут жестко пресекаться». 

 

Денис Сазонов

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи