Опубликовано: 1300

Дела пограничные

Дела пограничные

Казахстан первым из стран СНГ решил пограничные вопросы с соседями.

Информационное затишье, характерное для середины лета, в конце минувшей недели "прорвалось" неожиданной пресс-конференцией: высокопоставленные сотрудники Министерства иностранных дел решили рассказать общественности о состоянии дел по делимитации и демаркации государственной границы Казахстана. Известно, что граница - один из главных символов и атрибутов любого государства. Для молодого же государства ее легитимное утверждение, подтвержденное договорами с соседними странами, исключительно важно. Но все же остался не совсем понятен мотив проведения пресс-конференции по этой теме именно сейчас. Каких-то серьезных событий, позитивных или проблемных, в последнее время в пограничной проблематике не происходило, да и в целом процесс делимитации идет успешно. Может быть, скрытым мотивом этого информационного события послужило желание заложить еще один "кирпичик" в имидж государства, напомнив всем, и внутри страны и за ее пределами, что есть у него и такие заслуги. Тем более, что на пресс-конференции подчеркнули: Казахстан стал первым государством в СНГ, полностью подписавшим договора о делимитации со всеми своими соседями. Правда, сами участники пресс-конференции объясняли ее проведение инсинуациями, которые время от времени звучат в адрес этих договоров из уст некоторых политиков - мол, пограничные проблемы решаются МИДом в ущерб государственным интересам республики. Посол по особым поручениям МИД, руководитель правительственной делегации по пограничным вопросам Мурат Атанов на пресс-конференции несколько раз возвращался к этой проблеме, и достаточно жестко обвинял критиков в попытках наработать себе дешевый политический капитал. Судя по информации, приведенной на пресс-конференции, процесс решения пограничных вопросов в целом происходит действительно эффективно. Кстати, МИД показал на этот раз беспримерную открытость - журналисты были фактически неограничены ни временем пресс-конференции, ни количеством вопросов, а г-н Атанов и его коллеги предоставили максимум информации. И так, сложная уже сама по себе проблема определения и международного юридического оформления государственных границ выглядит сегодня следующим образом. Самым простым и беспроблемным оказалось соглашение по этому вопросу с Туркменией. Международный имидж этой страны известен, и, казалось бы, можно было ожидать здесь сложностей, но все оказалось наоборот - согласие нашли быстро, соглашение заключили без проблем. Трудно сказать, в чем тут дело: в том ли, что граница между двумя республиками идет сплошь по бесплодной пустыни, где нечего делить и, значит, не о чем спорить, или же проявились редкие плюсы туркменского государственного строя - если Туркменбаши решил, то ни парламент, ни оппозиция (за неимением последней) не оспаривают этого решения. Так или иначе, но результат для Казахстана позитивен. Правда, это единственный такой пример, а протяженность границы с Туркменией у Казахстана самая небольшая - немногим свыше 400 км. Иная ситуация с Киргизией. Здесь и протяженность границы в 1 тыс. км., и рельеф ее более сложен, и проблемы до сих пор не урегулированы до конца. Собственно, двусторонних проблем не осталось, договоренности о прохождении линии границы достигнуты достаточно давно, но из-за революции в Киргизии, как известно, старый парламент оказался распушен, в итоге договор до сих пор не ратифицирован. Г-н Атанов отметил, что роспуск парламента соседней страны произошел буквально перед планировавшейся ратификацией. Но новые официальные власти Киргизии уже заявляли о намерении выполнять обязательства, взятые ранее на себя республикой. Да и вряд ли политически целесообразно и выгодно для Бишкека обострять отношения с Казахстаном. Так что это политико-географическое направление, по всей видимости, тоже будет вскоре прикрыто если не пограничными столбами (демаркация границы - дело не дешевое, особенно на всем ее протяжении), то, по крайней мере, межгосударственными договорами. Самая драматичная из приграничных историй - с границей с Узбекистаном, - кажется, тоже близиться к развязке. Во всяком случае, представитель МИД использовал термин "усиленные темпы", говоря о демаркации границы с этой страной. Интересно, что наши дипломаты оценивали позицию узбекских властей в пограничном вопросе как вполне конструктивную: те многочисленные и зачастую кровавые конфликты, которые в последние годы происходили на границе "не имели никакой политической подоплеки", по словам г-на Атанова. Причина их в скученности населения в этом регионе, и проведение полноценной границы поможет решить эти проблемы, считает дипломат. Окончательно процесс демаркации границы с Узбекистаном (ее делимитация была завершена еще в 2002 году) завершится, приблизительно, через два года. Процесс переселения с территорий, отходящих Узбекистану, казахстанских граждан, уже идет, средства на это выделены немалые, хотя дипломаты согласны с тем, что психологически людям нелегко покидать родные места. Но больше всего времени на пресс-конференции было уделено разграничению с Китаем. Хотя эти соглашения были достигнуты уже несколько лет назад, и информация по ним звучала в прессе десятки раз, оценки их до сих пор противоречивы. Г-н Атанов вновь напомнил основные тезисы казахстанской дипломатии в дискуссии с противниками того варианта разграничения, который был принят Казахстаном и Китаем. Прежде всего, из спорных 944 квадратных километров территории большая часть, 53%, отошли к Казахстану. Но главное, что недопустимо говорить о том, будто произошла передача законных казахстанских земель китайцам: спорные земли никогда не были таковыми. - Вообще нужно прекратить всякие измышления, будто "что-то отдали": нельзя отдать то, что тебе не принадлежало, - заявил г-н Атанов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи