Опубликовано: 1300

Чтобы проекты не стали прожектами

Чтобы проекты не стали прожектами

Мангистауская область-донор сегодня сама остро нуждается в поддержке.

Удивляться этому не приходится, поскольку экономическая стабильность края достигалась за счет нефтедобычи. Наличие на территории Мангистау нефтегазовых месторождений обеспечивало огромные налоговые поступления в местный бюджет. Однако сырьевая направленность экономики области в условиях мировых финансовых потрясений сыграла злую шутку. Падение цен на черное золото породило серьезные проблемы. Поэтому главным приоритетом на сегодня здесь, как, впрочем, и по всей стране, является диверсификация экономики. Стоит заметить, что промышленный потенциал позволяет решить эту задачу. Сегодня все усилия брошены на развитие существующих и создание новых сервисных объектов, в основном ориентированных на нефтегазовый сектор. К примеру, на территории области действует Прикаспийский машиностроительный комплекс (ПМК). Это предприятие имеет неплохую материально-техническую базу и высокопрофессиональный коллектив. Размещая заказы нефтяников на данном производстве, можно добиться увеличения "казахстанской составляющей". Чего, к сожалению, пока не происходит по известным причинам. Увести экономику края от сырьевой направленности и помочь выстоять в непростых условиях в состоянии Актауский завод стекловолокнистых труб, завод по выпуску металлоконструкций и другие. Их продукция может быть успешно использована при замене изношенных инженерных коммуникаций. Однако эти и многие другие производства в настоящее время практически простаивают. В аналогичном положении находится и такой крупный промышленный гигант, как ТОО "КазАзот". Он специализируется на выпуске удобрений, так необходимых аграрному Казахстану. В данное время планы по модернизации предприятия приостановлены. И если его все же удастся реанимировать с помощью фонда "Самрук-Казына", то предстоит решать вопросы транспортировки удобрений к потребителю. Лишь удешевив расходы на доставку, можно сделать продукцию конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке сбыта. С дальним прицелом в области сегодня запланировано строительство новых и реконструкция существующих железнодорожных магистралей. Примером может служить участок "Бейнеу-Жезказган". Недавно состоялась презентация концессионного проекта "Строительство железной дороги Ералиево-порт Курык". В перспективе будет реализован международный проект - железнодорожная магистраль "Узень-граница с Туркменистаном". Не менее важное звено в транспортной составляющей области - Актауский международный аэропорт, входящий в тройку крупнейших казахстанских авиаперевозчиков. В настоящий момент близится к завершению строительство пассажирского терминала. На фоне чего нерешенным остается один важный вопрос - реконструкция взлетно-посадочной полосы, которая позволила бы принимать в Актау авиалайнеры любых типов и обеспечить транзит пассажиров и любых грузов. Суть в том, что местная казна не располагает средствами для проведения этих работ. Возложить финансирование на госбюджет также невозможно - Актауский аэропорт не включен в государственную программу по развитию гражданской авиации. И если данную нишу не займет отечественный воздушный перевозчик, то "доходное место" по транзиту оккупируют другие… Не все гладко и в деятельности Актауского международного торгового порта (АМТМП). Для беспрепятственной перевалки нефти при освоении морских залежей шельфа Каспия необходимо в срочном порядке построить вторую очередь морского порта. Помимо этого, целесообразно использовать его потенциал в обеспечении транзита грузопотоков между Европой и Азией (чему способствует его выгодное географическое положение - на пересечении международного коридора "ТРАСЕКА-Север-Юг"). Но и на этом использование потенциала морского побережья на территории области не должно заканчиваться. В данное время активно развивается морской порт Курык в поселке Баутино. Он будет задействован в поддержке морских операций на Каспии. Ожидается, что большая нефть пойдет через него, когда введут в эксплуатацию нефтепровод "Ескене-Курык". К его созданию намечено приступить в будущем, 2010 году. В Курыкском порту можно успешно развивать портовую инфраструктуру, создавая новые рабочие места. Между тем, в череде актуальных для области проблем продолжает оставаться деятельность (или, скорее, бездействие) специальной экономической зоны (СЭЗ) "Морпорт Актау". Начиналось весьма за здравие: был реализован ряд инвестиционных проектов, накоплен положительный опыт. Однако деятельность СЭЗ и ее дальнейшее развитие в настоящий момент при наличии интереса со стороны инвесторов явно "пробуксовывает". Причина проста: на выделенных под проекты землях отсутствуют инженерные коммуникации. Финансирование их создания должно было взять на себя государство. Чего, к сожалению, пока не происходит. Правда, наметились позитивные сдвиги в создании автомобильного коридора через Мангистаускую область. Закончен ремонт автомагистрали Бейнеу-Атырау. Однако требует решения на уровне Правительства вопрос финансирования завершения ремонтных работ трассы Актау-Атырау на участке Актау-Бейнеу. И самое главное: что бы в регионе ни затевалось, все намеченные к реализации на территории Мангистау проекты потребуют дополнительных энергетических затрат, причем, немалых. Потенциал единственного в области предприятия, которое снабжает весь промышленный комплекс и население электроэнергией, теплом и питьевой водой, ТОО "МАЭК-Казатомпрома", ограничен. Многие из его мощностей практически выработали свой ресурс, и существуют финансовые трудности с обновлением. Проблемы могут усугубиться, если уже сегодня не вернуться к решению вопроса по строительству на территории области новой атомной станции. Без этого жизнедеятельность Мангистау в обозримой перспективе может быть полностью парализована. И как считают эксперты, куда резонней действовать в упреждающем режиме, а не постфактум. Рисунок с сайта http://kontrakty.com.ua

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи