Опубликовано: 1900

Буженинка с зеленью. Налетай - подешевело

Буженинка с зеленью. Налетай - подешевело

Цивилизация приходит к нам какая-то своеобразная. Подкорректированная. Причем, зачастую не в лучшую сторону.

Не успели актюбинцы как следует прочувствовать всю прелесть перехода торговли из-за прилавков к супермаркетам, как уже пора бы начать плакать по этому поводу. Горькими слезами. Сеть супермаркетов в Актобе представлена несколькими фирмами: ТОО "Анвар", "Кабиев и К" и "Бриг". Если к последнему претензий не имеется ни у покупателей, ни у санитарных служб (да и что к нему придираться - он на город всего один), то к анваровским супермаркетом претензии есть всегда: - Проверяем их ежегодно. И независимо, плановая это проверка, внеплановая, по заявке ли, по жалобе, нарушения есть всегда, и зачастую одни и те же, - рассказывает ведущий специалист городской санитарно-эпидемиологической службы Гаухар Игиликова. - Я тут анализ сделала по жалобам. В прошлом году их было 12, в этом году пока только 3. Все жалобы расследованы и подтвердились. В основном жалуются на качество, на истекший срок продуктов питания - молочные, колбасные изделия, рыбную продукцию. Все скоропортящееся. И то, что количество жалоб сократилось, говорит вовсе не о том, что нарушений стало меньше. Просто народ уже устал носиться с каждым протухшим кусочком масла, сыра или колбасы в СЭС. - Мне много раз попадались просроченные продукты. Буквально вчера хотела купить мясо- гриль за 80 тенге. А его цена на распродаже уже снизилась до 60 тенге, рассказывает покупательница магазина "Анвар". - Я уже подошла к кассе, а моя знакомая мне и говорит: "Что ты, им же можно отравиться!", я присмотрелась - дата выпуска 2004 год. Ему ж почти 2 года, срок годности уже полгода, как истек! Продают просроченное очень часто. Приходится возвращать. Берут назад, правда, с таким скандалом. И говорят, что в следующий раз не поменяем, не вернем. Особая статья в перечне реализуемых продуктов питания актюбинскими магазинами, в том числе и супермаркетами, это товар без сопроводительных документов. Неизвестного происхождения и производства соленая рыба, фарш, сало-шпик, торты, пирожные заполняют витрины торговых точек. - Они принимают все это без документов, - утверждает Гаухар Игиликова. - И в тех случаях, если во время проверки администрация магазина не предоставляет нам документов на эту продукцию, то мы снимаем ее с реализации. Происхождение неизвестно. Мы не знаем ни производителя, ни условий, в которых это все приготовлено. Да, купи вот так селедочки местного посола, или тортика кустарного производства и сальмонеллез просто гарантирован. Кстати, помимо самой сети магазинов, у компании ТОО "Анвар" имеется еще производственный комплекс. Здесь производятся собственные салаты, кулинарные изделия, кондитерские. Так вот последняя проверка тоже много что интересного выяснила. К примеру, что в кондитерском цехе нет бактерицидной лампы. И даже нет специальной раковины положенной по нормам холодной и горячей проточной водой, чтобы мыть внутрицеховую тару. А сфера для распространения заразы здесь самая благоприятная - молоко, яйца, майонез, - бактерии размножаются со скоростью света. А потом нам это предлагают прикупить к обеду. А так ли страшен черт, как это малюют санитарные врачи? Это я решила проверить на собственном опыте. И на ярком примере убедилась, что один поход в магазин может вашу семью и накормить, и отравить с одинаковым успехом. Направляюсь в супермаркет в центре главного проспекта. По каждой покупке осведомляюсь с продавцом, меня убеждают, что все "свежее" и "только что привезенное" или "приготовленное". Пока верю продавцам на слово. Из магазина выхожу с чеком, пробитым на 875 тенге и небольшим фирменным пакетиком. В нем вафельки, расфасованные в отдельный полиэтиленовый мешочек, кексики, небольшая порция буженины и котлеты из печени в пластиковым контейнере. Дома приступаю к подробному изучению своей покупки. Вафельки. Моя давняя детская страсть. Когда-то были в большом дефиците. Вот только на маркировке расфасованных в полиэтилен вафель кроме самого "Анвара" и даты расфасовки с весом и ценой, больше ничего не указано. Кто их произвел, и когда заканчивается срок годности, остается неясным. Зато ясным становится то, что вафельки уже не первой свежести. Отклеив верхнюю этикетку, нахожу под ней этикетку такую же, только недельной давности. На ней вафельки стоили 93 тенге, а я купила, спустя неделю дешевле - за 89. Но чай пить с ними уже не захотелось… Дальше по списку - кексы. Кроме ЧП и фамилии, видимо, этого производителя на этикетки не было ничего. Даже цены. Видимо, этот тот самый "товар без документов", который подлежит конфискации органами СЭС. При вскрытии оказывается, что золотистые кексы тоже пойдут дворовому псу на десерт. Черствые и невкусные. Как обманчива внешность, как в том анекдоте про ежика… Котлеты печеночные. В контейнер упакованные, обильно сдобренные майонезом и переложенные обжаренной морковью. Но оказывается, что и это попробовать без риска для жизни не удастся. Под верхней этикеткой с сегодняшней датой изготовления обнаруживается тщательно замаскированный ярлычок с днем вчерашним. А между прочим срок хранения всех блюд майонезом - не больше 3 часов. Котлеты тоже отпадают. Кстати, глядя на все это, вспомнила телесюжет об американских супермаркетах. Там за полчаса до окончания работы магазина могут начать делать новую порцию салатов или закусок. Магазин через полчаса закрыт. А еще свеженькая продукция вот так в ящиках и выносится к мусорным контейнерам. Завтра продавать ее нельзя. Больше трех часов хранить нельзя. У нас хранят сутками, и успешно реализуют. Кого заботит отравившийся покупатель? Главное - сбыть товар, и получить прибыль. А репутация - плевать. Это слово не вяжется с нашим уровнем обслуживания клиента. Но мы забыли о самой дорогой покупке, которая на 560 тенге потянула. Такой маленький кусочек мяса. Изучаем маркировку. Дата расфасовки стоит двухнедельной давности. А вот срок хранения не указан. Как покупателю сориентироваться? Но умелые руки могут все. Наученная предыдущими случаями, отклеиваю верхнюю этикетку. Да. И это тоже употреблять в пищу нельзя. Срок хранения 6 суток, вот что написано на ней. Значит, когда наклеивали дату, наверняка буженина уже успела пропасть. Кстати, и вид у нее оказался не очень. С ярко-выраженным зеленым оттенком. Мясо точно таким не бывает. Это как в "Мастере и Маргарите": осетрина бывает только одной свежести. Кстати, буженину не рискнули скормить даже собаке. Пожалели псину. Пришлось просто выбросить. Тут пора бы завопить: куда же смотрит торговая инспекция?! Такое безобразие творится! А обратиться, оказывается, и не к кому. Инспекция канула в Лету, и уже давно. Еще в 95-м году приказом министерства индустрии и торговли эту структуру просто ликвидировали. Мотивация была железной - дать свободное развитие малому и среднему бизнесу: - Я так думаю, на уровне правительства решили, раз уж мы вступили в рыночную экономику, все автоматически будут конкурировать, а значит улучшать и качество и сферу обслуживания, - рассказывает бывший торговый инспектор, а ныне зам.начальника отдела предпринимательства городского акимата Анара Ергалиева. - Только будет все хорошее. Все будут стремиться к лучшему. Но на деле оказалось совсем не так. В 97-м были утверждены правила розничной торговли и общественного питания, нужные правила. Но они контролировались только до 99-го года, пока у местного исполнительного органа были в контрольной функции. И что с 99-го года по сегодняшний день творится в этой сфере, мы все это видим, но ничего поделать не можем. Правда, кое-какие подвижки в этом направлении все же появились. В декабре 2004 года принимается Закон о регулировании торговой деятельности. Новые веяния принесли в новый Закон помимо давно знакомых понятий розничная, оптовая торговля, общественное питание, понятия - аукционная торговля, торговля по заказам, выставочно-ярмарочная, электронная. Спустя год к Закону принимается подзаконные нормативный акт - правила внутренней торговли, то есть к какой сфере какие требования применяются. Но вот уже прошло больше двух лет, требования есть, а сфера до сих пор никому не подконтрольна: - В январе уже этого года в вышеназванный Закон внесли изменения. Контроль качества передали местным исполнительным органам, как это было в 99 году. Но хотя Закон и вступил в силу, он не исполняется. Спросите почему? Да потому, что не внесли соответствующие изменения в подзаконные нормативные акты, объясняет ситуацию Анара Ергалиева. - Допустим, в правилах внутренней торговли не указано, что контроль возлагается на местные исполнительнее органы. В административном кодексе, хотя кодекс у нас с изменениями вышел вот только 20 января, эти правонарушения в области торговли и финансов отнесены к компетенции финансовой полиции и санэпидемстанции. Вот и представьте себе ситуацию: вас обсчитали, или обвесили, и вы должны идти с заявлением в финполицию. И даже нарушение порядка размещения контрольно-измерительных приборов, отсутствие тех самых контрольных весов на рынке, опять же компетенция финансовой полиции. Да ни один покупатель туда добровольно не пойдет. А даже и пойдет, то туда еще нужно суметь попасть. Так самое смешное, что об этом не знают не только потребители, но зачастую сами предприниматели, работающие в сфере торговли. Ну, хорошо. Качество продуктов - проверяет СЭС, обсчитали - пожаловались в финполицию. А кому жаловаться несчастным покупателям на уровень обслуживания в магазинах и супермаркетах? У нас в Актюбинске никто сегодня не защищает права потребителей. Нет госоргана, куда можно было бы обратиться и пожаловаться на грубое обращение продавцов с покупателями, на длинные очереди у касс пресловутых супермаркетов, где кондиционеры - большая редкость. - Меня не устраивает в супермаркетах то, что на кассе подходишь, никакого сервиса нет, - жалуется другая покупательница "Анвара", - продукты кидают в кучу, получается неразбериха, у кого чьи продукты? Кто-то твое забрал, ты - чье-то. Так получается, потому, что продукция в одну кучу летит. Хотелось бы, чтобы стоял человек, который бы помогал упаковывать. Кстати, эти упаковщики поначалу в актюбинских супермаркетах даже появились. Но быстро исчезли. Некому складывать. Текучка кадров здесь очень большая. Приличную часть штрафов санитарные врачи накладывают на администрацию магазинов за несвоевременный медосмотр персонала. А те даже медосмотр пройти не успевают, так быстро меняются. Существует в Актобе Общественная организации защиты прав потребителей "Адал", возглавляемое Багилей Куатовой. Она сама не раз оказывалась в качестве обиженного покупателя: - Приходишь в супермаркет, все красиво, все упаковано. Но зачастую товар либо просрочен, либо упакован в тару. Во сколько мне обходится продукт, который я покупаю, и во сколько контейнер, в который он упакован, никто не знает, и ничего не говорит. А если я хочу купить конфеты, упакованные в контейнер, общим весов 200 граммов, то почему я должна платить за контейнер? Я прошу упаковать мне в обычный мешочек, кулечек, но они этого не делают. Я думаю, что это уже нарушение прав потребителей. Ведь фирменная упаковка, как и их фирменные пакеты не должны стоить для покупателя ровным счетом ничего! Еще страшнее, когда обсчитывают, или сдачу дают конфетками или спичками, булавками даже. Это снова нарушение прав потребителя. Все-таки у нас народ достаточно богатый, чтобы не брать эти конфетки либо махнуть рукой на стоимость этих контейнеров. А ведь так нельзя. Мы должны считать свои денежки. Стоит сказать, что довести дело о нарушении прав потребителей до суда - настоящий подвиг. А рассмотреть его в пользу истца - просто героизм, за который орден вручать нужно. Но, поскольку орденоносцев не наблюдается, то это и есть тот самый показатель того, как суд борется за защиту прав потребителей. - Один единственный раз за последний год мы довели дело до суда. Женщине мало того, что масло продали протухшее, так еще вместо 200 граммов - всего 150. Довести-то дело довели. Да вот на последний суд наша истица не явилась, махнула рукой на этой дело. У нас потребители не готовы судиться. И они зачастую так и машут рукой. Бог с ним, кефир жидкий, молочко прокисшее. Ладно, не буду я ходить ругаться. У нас народ еще не научился защищать свои интересы и свой карман, - считает правозащитница Багила Куатова. Да и суд у нас просто-напросто не готов рассматривать дела, где причиненный материальный ущерб оценивается в 50-70 тенге. Ну а как же тогда моральная сторона дела? Ведь именно видя такую безнаказанность, предприниматели в сфере торговли творят, что хотят. Раньше, какая была красота. Все можно было решить даже не визитом в торговую инспекцию, а просто звонком, только обязательно оставить свои данные, анонимные звонки и жалобы не рассматривались. На место выезжали инспекторы, если нужно, проводили контрольный закуп. - Сейчас же от продавца нельзя добиться вразумительного ответа, какой это сорт колбасы, копченая или полукопченая, - сетует бывший торговый инспектор Анара Ергалиева. - Ведь я же по завязкам вижу, что это не таллиннская колбаса, как написано на этикетке, а одесская. Кого ты хочешь обмануть? Ведь раньше продавцам присваивали категории по тому, насколько они знают правила торговли. Сейчас же главное, чтобы умела взвешивать и считать. А ведь и продавец, как и товаровед должен очень четко знать потребительское качество. Поэтому могу с уверенностью сказать, что супермаркетах Актобе напрочь отсутствует внутренний контроль качества. А ведь, казалось бы, чего проще, чем вкладывать немеряные средства в маркетинг, продвижение товаров, навести порядок внутри супермаркетов. Соблюдай правила внутренней розничной торговли, не нарушай права потребителя, не допускай на витрине просроченных продуктов - и ты просто выиграешь в том, что покупатель пойдет к тебе, довольный и радостный будет приносить и отдавать свои кровно заработанные. А пока сюда идут всего лишь по одной причине: цены здесь порой даже ниже рыночных. И в этой огромной череде недовольных покупателей и потребителей нашлась одна-единственная бабушка божий одуванчик, которая была просто в восторге от супермаркетов: - Я очень довольна. Придешь, выберешь, что тебе надо. Лучше, чем было за прилавком. Спросишь. А тех, кто плохо видит, как я, так вообще отлично. Все видно. Очень довольна. Потому, наверное, бабуля и оказалась довольной, что зрение у нее слабое. Если бы почитала маркировочки, как это сделала я, то вмиг бы вся эйфория и улетучилась... А вот мой служебный водитель, завсегдатай супермаркета, после совместного изучения со мной всех этих этикетов, с ужасом тогда сказал: - И что, я всем этим свою семью кормлю?! А где ж теперь мне продукты домой покупать? Над этим вопросом не на шутку задумалась и я. Похоже, что с такой ситуацией в сфере торговли он рискует стать риторическим.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи