Опубликовано: 1075

Борьба за экспертизу

Борьба за экспертизу

Между предпринимателями-участниками ВЭД (внешнеэкономической деятельности) с одной стороны и официальными структурами и компанией монополистом с другой, продолжает углубляться разногласие, связанное с проведением экспертизы по оценке грузов на казахстанской таможне.

Споры и нарекания вызывает нынешний порядок монопольного проведения экспертизы товара на таможне американской компанией ICS, - организацией, которая и осуществляет данную экспертизу. По мнению представителей Форума предпринимателей Казахстана, а также Генеральной прокуратуры, деятельность компании ICS противоречит не только казахстанскому законодательству, но также и международному. В связи с сложившемся комплексом проблем, участники Форума решили обратиться к президенту Нурсултану Назарбаеву с открытым обращением, подписанным Тимуром Назхановым, главой Форума, 25 декабря 2002 года. В своём обращении, предприниматели выражают просьбу отменить действие постановления правительства за №782 от 16.07.2002 г. (которое как раз и дало "зеленый свет" началу деятельности компании ICS), а также принять правила, основываясь на принципах ГАТТ, прошедших экспертизу в Международной федерации инспекционных агентств, члены которой работают по правилам, признанным в WCO (Всемирной таможенной организации) и WTO (Всемирной торговой организации). Кроме того, участники Форума предлагают увеличить число фирм по проведению экспертизы грузов на таможне для того, чтобы расширить конкурентную среду в этой сфере, а также установить четкий и прозрачный порядок расчетов за услуги по экспертизе. По мнению предпринимателей, частная компания ICS, пользуясь своим монопольным положением на рынке, оказывает давление не только на государственный уполномоченный орган - Агентство по таможенному контролю, но также и на участников внешнеэкономической деятельности. Между тем, по мнению участников ВЭД, правила, предлагаемые в настоящее время американской ICS, не соответствуют нормам WTO и WCO, а сама компания не зарегистрирована в Международной Федерации Инспекционных агентств (IFIA). Причина недовольства со стороны предпринимателей также, по большей части, связана с потерей прибыли. Сроки декларирования грузов увеличились с 5 до 30 дней. В течение этого времени, предприниматели вынуждены оплачивать хранение на СВХ декларируемого груза, а также "замораживать" деньги на таможенном депозите в счет оплаты недостоверных претензий по таможенной оценке товаров. Кроме того, по словам участников ВЭД, методика определения таможенной стоимости товаров непонятна декларантам. А компания же ISC, в свою очередь, обвиняет предпринимателей в подлоге - занижении таможенной стоимости товаров. По результатам ее статистики, подлоги совершают порядка 70% участников ВЭД. Однако по данным предпринимателей, которые опираются на данные международных организаций, в Казахстане, процент подлога не превышает 5. Причем, данная цифра, как показатель "раскидывается" на все развивающиеся страны. По информации же ООН, как стало недавно известно, Казахстан, с недавнего времени, значительно вырос до уровня развитой страны. Предприниматели же, в свою очередь, обвиняют ICS в игнорировании проведения анализов по завышению таможенной стоимости инвестиционных проектов. Генеральная прокуратура оказалась единодушна с мнением участников ВЭД. В связи с этим, 20 сентября 2002 года она вынесла представление премьер-министру Имангали Тасмагамбетову за №7-25-220-2002. В данном представлении признается незаконность постановления правительства за №782. Прокуратура предлагает принять меры к устранению монопольного положения отдельного хозяйствующего субъекта и расширить конкурентную среду на рынке оценки таможенной стоимости товаров, путем допуска к нему других потенциальных поставщиков данных услуг на равных условиях, не менее одного в каждом из регионов. Правила предусматривают тотальную проверку всех ГТД, что противоречит Закону РК "О таможенном деле" в части выборочности таможенного контроля и Генеральному Соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) ст. ст. V, VII. По представлению прокуратуры, необходимо провести соответствующий тендер по привлечению новых поставщиков услуг по оценке таможенных грузов. Она также признала, что шестым методом определения цены является заявление декларанта, а не самого оценщика. Независимая экспертиза проводится в порядке осуществления таможенного контроля, по усмотрению органов таможни, и не является обязательной при каждом таможенном оформлении импорта товаров. Независимая экспертиза по оценке стоимости заявленной цены на провозимый груз может быть проведена любым хозяйствующим субъектом, получившим на то соответствующую лицензию. В соответствии со ст.15 Закона РК "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", запрещаются, и в установленном порядке признаются недействительными соглашения государственного органа с субъектом рынка, которые имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и доступа на товарный рынок субъектов рынка. Предприниматели также обвиняют ICS в том, что она, как иностранная компания занимается разглашением конфиденциальной информации. По представлению прокуратуры, которая делает ссылку на закон, информация, предоставленная таможенным органам РК организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях и не может разглашаться, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами РК. Как говорят предприниматели, в Казахстане, секреты создаются только для его собственных граждан. Для граждан же иностранных, может предоставляться и секретная информация как данном случае. Иностранная компания обладает информацией по всем импортно-экспортным операциям. И потом может пользоваться ей уже по своему усмотрению. В то же самое время, подобная информация может быть доступна не для всех желающих. По мнению бизнесменов, это может подорвать экономическую и информационную безопасность Казахстана на международной арене. Генеральная прокуратура указала также на то, что правительству необходимо все-таки учитывать приоритет отечественных товаропроизводителей, предусмотренный ст.26 Закона РК "О государственных закупках". Генеральный прокурор Рашид Тусупбеков направил просьбу премьер-министру Имангали Тасмагамбетову. В ней он просит принять адекватные изложенному меры, чтобы в указанные постановления правительства РК, были внесены изменения (дополнения) а также дополнительно сообщить о результатах рассмотрения и принятых мерах. Представители алматинской таможни пока отказываются выразить свою позицию по данному вопросу, мотивируя отказ тем, что руководство данного ведомства еще только оценивает ситуацию и, соответственно, не может вынести адекватную оценку ни ситуации, ни деятельности компании ICS. По мнению некоторых предпринимателей, создание института независимой экспертизы в форме, определенной вышеуказанным постановлением правительства, приведет к фактическому наделению компании-эксперта функциями государственного органа. Из содержания статей действующего Закона РК "О таможенном деле" следует, что функции по определению соответствия таможенной стоимости товаров их качеству и количеству возложены только на таможенный орган, производящий оформление товаров, и только он правомочен принимать решение о привлечении каких-либо экспертов. Правила же оставляют право на принятие окончательного решения о таможенной стоимости товара за иным органом. В данном случае возникает дублирование функций таможни, и у нее появляется конкурент. Возникает вопрос, рады ли сами таможенники появлению данного документа?! Между казахстанским правительством и предпринимателями в лице Конфедерации работодателей РК было подписано Соглашение, в соответствии с которым, правительство обязуется согласовывать свои действия по части принятия нормативных документов, касающихся сферы деятельности малого, среднего и крупного бизнеса. Подписание же постановления было произведено в нарушение трехстороннего Соглашения, - документ приняли, не посоветовавшись с бизнесменами относительно той сферы, где они работают. По мнению Геннадия Шестакова, председателя Ассоциации таможенных брокеров РК, мировая практика признает необходимость построения института таможенной экспертизы. Но только, конечно же, не в таком варианте, какой хотят предложить Казахстану. Вся технология построения системы независимой таможенной экспертизы принята в ГАТТовских положениях. Никакая частная структура, которая будет задействована в процедуре экспертизы таможенных грузопотоков, не должна обладать монопольным правом. С целью ее устранения, создается или привлекается одновременно несколько структур для того, чтобы у участников ВЭД было право выбора. Предприниматели согласны, что институт по проведению экспертизы вводить необходимо. Это может защитить права Казахстана, его граждан от нерадивого предпринимательства, нечестной конкуренции, внесет ясность в порядок таможенных процедур, устранит некоторые коррупционные явления, реально позволит выявлять подлоги по заниженным или завышенным ценам и многое другое.

[X]