Опубликовано: 2500

Бизнесменов готовят в… ПТУ

Бизнесменов готовят в… ПТУ

С сентября 2009 года 85 школ профессионального и технического обучения (ПТУ) в городах Астана и Алматы предложат программу "Знакомство с бизнесом" для 24 тысяч учащихся в качестве обязательного или факультативного предмета, утвержденного Министерством образования и науки РК.

Программа "Знакомство с бизнесом" осуществляется проектом по развитию малого бизнеса в Казахстане Агентства США по международному развитию (USAID) при финансировании правительств Казахстана и США, а также крупных нефтегазовых компаний. "Мы считаем, что эта программа даст учащимся ПТУ знания в области ведения бизнеса, предоставит им больше возможностей в выборе работы, а также послужит экономическому развитию страны", - говорит Джанет Баллантайн, исполняющая обязанности директора региональной миссии Агентства США по международному развитию (USAID) в Центральной Азии. У агентства USAID уже есть практика работы с бизнес-курсами - в сентябре 2005 года оно открыло Центр развития предпринимательства в Астане, до этого проводило в разных городах бизнес курсы и консультации для предпринимателей, а также в течение 15 лет финансировало программу "Junior Achievement", которая была успешно внедрена в Казахстане для обучения учащихся средних школ основам экономики и предпринимательства. "Программа "Знакомство с бизнесом" - это следующий логический шаг для развития предпринимательских знаний у жителей вашей страны", - говорит г-жа Баллантайн. Учебный курс "Знакомство с бизнесом" разработан Международной Организацией Труда (МОТ) и в настоящее время преподается в 20 странах Центральной Азии, Африки и Латинской Америки. В 1997-1999 гг., МОТ перевела курс на русский/казахский языки и внедрила его в Казахстане. В 2003 г. Министерством образования и науки РК курс был экспериментально внедрен в Астане, Алматы и Южно-Казахстанской области, но до недавнего времени он преподавался только в 4-х пилотных лицеях этих городов. Для расширения числа ПТУ, где преподается курс "Знакомство с бизнесом", в этом году агентству USAID удалось привлечь финансовую поддержку крупных нефтяных компаний "Шеврон" и "Бейкер Хьюз". В рамках совместных усилий, проект агентства USAID по развитию малого бизнеса в Казахстане уже обучил 82 преподавателей ПТУ в Алматы, Астане и Атырау и в дальнейшем будет содействовать его введению в профтехучилищах 4 городов Казахстана: Алматы, Астаны, Атырау и Актау. Сегодня у студентов вузов уже есть возможность получить знания по бизнес-дисциплинам, но лишь немногие профессиональные технические школы внедряют такие программы. Она создана специально для учащихся 14-18 лет - для молодых людей, которые хотят как можно раньше начать самостоятельно зарабатывать на жизнь и не полагаться на родителей. Курс "Знакомство с бизнесом" обеспечит их не только знаниями, но и практическими навыками для осуществления их мечты. По мнению г-жи Баллантайн, курс "Знакомство с бизнесом" существенно дополнит учебную программу ПТУ и позволит выпускникам открыть свой бизнес, что, в свою очередь, должно сократить уровень безработицы и расширить спектр бизнес-услуг в городах Казахстана. Очевидно, что уровень и статус школ ПТУ не занимает приоритетного места среди выпускников средних школ. Большинство молодых людей для получения образования стремится поступить в вузы, а не идти в сферу обслуживания и осваивать рабочие специальности. При этом дефицит испытывается именно по техническим специальностям. Введение курса "Знакомство с бизнесом" в учебные программы ПТУ повысит статус школ технического и профессионального обучения, а также конкурентоспособность их выпускников на рынке труда. Проект по развитию малого бизнеса в Казахстане планирует проведение предварительной оценки знаний студентов путем анкетирования по темам курса "Знакомство с бизнесом" и сравнительный анализ их знаний по истечении 4-х месячного курса обучения, что даст возможность отследить прогресс получения знаний и отношения студентов к бизнесу. Учебный курс "Знакомство с бизнесом" представляет собой 9 ключевых бизнес-дисциплин, таких как: "Что такое предприятие", "Как стать предпринимателем", "Как найти хорошую бизнес идею", "Как организовать предприятие", "Как управлять предприятием", "Как разработать собственный бизнес-план" и др. "Из нашего опыта мы убедились, что лучшими специалистами являются те, кто помимо навыков технической специальности владеет дополнительными знаниями по ведению бизнеса. Несмотря на то, что данный курс по основам предпринимательства направлен на развитие малого и среднего бизнеса, мы считаем, что и для такой большой компании, как наша, важно, чтобы сотрудники владели азами предпринимательства. По большому счету, когда молодые инженеры приходят к нам в компанию, они как бы получают свой небольшой кусочек бизнеса - они работают с клиентами, с заказчиками, и коммуникативные навыки, которые необходимы в бизнесе, только помогают им", - уверен Дон Маккельви, Управляющий директор по Каспийскому региону компании "Бейкер Хьюз". По мнению господина Маккельви, чем раньше студенты начнут изучать основы предпринимательства, тем лучше. Если у них есть для этого задатки, они смогут развить их в ПТУ и, в итоге, получить хорошую работу. Менеджмент компании намеревается отслеживать развитие и эффективность курса - специалисты "Бейкер Хьюз" и сам Дон Маккельви намереваются посетить эти курсы и поделиться своими знаниями. "Мы планируем принимать на работу выпускников этого курса. Конечно, сам факт, что молодой человек прошел обучение на этих курсах, не будет для выпускника гарантированным пропуском для работы в нашей компании. Но если в его резюме будет отражен факт такого обучения, это станет весомым преимуществом", - говорит глава компании. "На протяжении нескольких лет наша компания осуществляет программу ранней профориентации, помогающую воспитанникам детских домов и интернатов в знакомстве и выборе профессии, и приобретении жизненных навыков. Новый проект "Знакомство с бизнесом" стал логическим продолжением усилий компании по развитию профессионально-технического образования в стране", - отметила глава представительства "Шеврон" в Казахстане Замира Канапьянова. По ее оценке, мировой финансовый кризис стал причиной по-своему уникальной ситуации - люди вынуждены приобретать дополнительные профессии и переобучаться… На Западе достаточно много самозанятых людей, которые выполняют частные заказы, и являются вполне самодостаточными специалистами. Но для этого им необходимо помимо знаний по своей специальности знать основы ведения бизнеса: просчитывать себестоимость предоставляемых услуг, заполнять фискальные документы, реинвестировать средства в покупку инструментов и приобретение новых навыков. Одним из важных условий удачного осуществления совместной программы стала подготовка тренеров, чтобы в будущем обеспечить профтехучилища преподавателями, которые смогут предоставлять дополнительное бизнес-образование студентам. Знание основ бизнеса должно помочь молодым специалистам вписаться в кризисную экономику. Участники и организаторы проекта уверены, что благодаря программе "Знакомство с бизнесом" повысится статус и привлекательность профессионально-технических учебных заведений для молодежи. Наличие данной программы в том или ином учебном заведении станет своеобразным знаком качества, что позволит в целом поднять казахстанское профессионально-техническое образование на принципиально новый уровень. Рисунок с сайта http://expert.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи