Опубликовано: 1600

Бензиновая лихорадка

Бензиновая лихорадка Фото - http://www.bigness.ru

Атырауские автовладельцы почувствовали первое "дуновение" бензинового кризиса еще с середины прошлого месяца. Сейчас ситуация на уровне критической. На многих автозаправочных станциях бензин вообще не продают, на других лишь по талонам.

В свободной продаже стоимость высокооктанового бензина марки АИ-92 с 72 тенге за литр буквально взлетела до 92 тенге, а АИ-96 с 90 тенге "подтянулась" аж до 106 тенге. В системе АЗС компаний "КазМунайГаз" и "Гелиос" горючее продают дешевле, но наполнить баки реально лишь по заветным талонам - с прошлого понедельника на ряде АЗС в одни руки давали горючего всего на тысячу тенге и ни капли больше. Виновно ли в ситуации АНПЗ? Но это предприятие снабжает Атырау лишь на 12 процентов. Рынок Казахстана испытывает острую нехватку высокооктановых бензинов, авиационного керосина, дизельного топлива, поэтому страна поневоле завозит дефицитный товар из России. Зависимость от импортной продукции ставит казахстанский рынок ГСМ в тяжелое положение. И это при том, что нефти в республике хоть залейся. Импортеры же заставляют играть по своим правилам, диктуют свои цены, а в последнее время в России стоимость высокооктановых бензинов возросла. Казахстан держал низкие цены до последнего. Разница розничных цен в прошлом месяце достигала тридцати тенге. И компании в разы сократили импорт ГСМ. Иначе получается торговля себе в убыток. Возможно ли в подобной аховой ситуации держать цены на горючее в узде? Ответ вполне очевиден. - С нефтью в Казахстане проблем нет, добыча из года в год растет, - считает доктор экономических наук, профессор Магауия Чердабаев. - Вопрос загрузки трех казахстанских НПЗ вполне разрешимая задача на уровне Министерства энергетики и минеральных ресурсов республики. Сложность может быть с загрузкой Павлодарского НПЗ, изначально ориентированного на переработку сибирской нефти, но ради загрузки этого завода не стоит вводить иностранного участника в собственники завода (не надо повторять предыдущие ошибки как бы соблазнительны ни были предложения). Павлодарский НПЗ, построенный в 1978 году, требует реконструкции и модернизации, при реконструкции можно уйти от "сибирской" зависимости. Во-первых - нужно решить вопрос с собственностью трех НПЗ - перерабатывающую отрасль государство должно взять под свой контроль, это составная часть энергетической безопасности страны. Во- вторых, необходимо срочно провести реконструкцию всех нефтеперерабатывающих предприятий, при возможности необходимо строить новые НПЗ, в том числе для производства смазочных масел, коих мы не производим, а завозим порядка 500 тысяч тонн в год. Без этого просто нельзя. Сырья в республике достаточно, а слабые возможности наших НПЗ мешают ликвидировать топливный голод и становятся тормозом в социально-экономическом развитии страны. Будет глубокая переработка нефти, появится и своя высококачественная продукция, отпадет необходимость покупать за рубежом то, что можно произвести у себя в стране. Действительно, нефтяного добра в Казахстане столько, что стыдно говорить о бензиновой проблеме. 40 процентов всей казахстанской нефти в настоящее время добывается в Атырауском регионе. Атырауская область располагает более чем 4 миллиардами тонн энергетических запасов, на территории области находится 87 месторождений углеводородного сырья. Если в 2008 году по всей республике было добыто 58 миллионов тонн нефти, то 21,9 миллиона тонн приходится на Атырау. То ли еще будет! За сорок лет разработки на Тенгизе планируется добыть 775 миллионов тонн нефти. А на "подходе" крупное месторождение нефти на шельфе каспийского моря - Кашаган - с запасами приблизительно в 7 млрд. тонн! Прогнозируется, что к 2013 году Атырауская область выйдет на уровень добычи нефти в объеме 50 млн. тонн, а к 2023 году -150 миллионов тонн. По мнению независимых экспертов, подобный "наплыв" углеводородного сырья "вытолкнет" Казахстан в десятку крупнейших нефтедобывающих стран. И в этой ситуации сталкиваться с "горючими" проблемами? Нонсенс. Сейчас один из крупных инвестиционных проектов в Казахстане - реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода. Пока технологические возможности АНПЗ (построенного в 1945 году) ограничены и не позволяют заниматься глубокой переработкой нефти, стало быть, и производить нефтепродукты по мировым стандартам тоже. Из всего объема перерабатываемой нефти бензина получают всего 62 процента. Такова глубина переработки сырья, то есть это горючее низкого качества, да еще темные нефтепродукты, не пользующиеся спросом на рынке. На реконструкцию атырауского НПЗ правительством республики был выделен 1 млрд. долларов США. С вводом новых производственных мощностей существенно возрастет выпуск авиационного керосина, а в 9 раз - высокооктанового бензина - до 1 миллиона 100 тысяч тонн в год. Модернизация старейшего нефтеперерабатывающего предприятия Казахстана, атырауского НПЗ, (а она не должна сказаться на основном производстве) повысит его производительность с 4 до 5 миллионов тонн нефти в год. На заводе будут создаваться дополнительные мощности по первичным и вторичным процессам для значительного повышения глубины переработки нефти. В настоящее время выпуск высокооктанового бензина доведен до 420 тысяч тонн в год, для чего был модернизирован риформинг, рассчитанный ранее на 300 тысяч тонн горючего. В планах завода строительство уже новой установки риформинга повышенной мощности. Правда, оно должно было начаться уже этой весной, но в связи с мировым и финансовым кризисом перенесено на конец года. - Ресурсов достаточно, заводы в Казахстане есть, следует провести их реконструкцию и тогда решится вопрос внутреннего обеспечения рынка в качественных горюче-смазочных материалах, - уверен Магауия Чердабаев. - В рыночное время недопустимо заниматься запретительными мерами, пытаться влиять на колебания цен. Мы стоим на пороге вступления в ВТО и контрмеры неуместны, они нанесут вред имиджу нашей страны. Отслеживать ситуацию с ценами обязаны соответствующие органы, и если обнаружат нарушения, например, сговор на рынке ГСМ, то принимать меры. Естественно, один Атырауский НПЗ не потянет с обеспечением страны качественными продуктами переработки, что позволило бы отказаться от их импорта. Поэтому разработан и утвержден комплексный план развития всех трех НПЗ Казахстана, ориентированный на обеспечение потребностей экономики страны в основных видах нефтепродуктов. Технологические возможности Шымкентского НПЗ также ограничены, не позволяют проводить глубокую переработку. Она составляет 77 процентов, что также, как и на Атырауском НПЗ, связано с низкой долей вторичной процессов глубокой переработки углеводородного сырья. В планах и реконструкция на Павлодарском нефтехимическом заводе. После завершения модернизации (ориентировочно в 2014 году) суммарная мощность нефтеперерабатывающих заводов Казахстана по переработке нефти должна достигнуть 17 млн. тонн в год.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи