... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Аналитика

Баталинские страдания

30.05.2008

Этот поселок в Тарановском районе Костанайской области в последние годы обезлюдел. Если где-то лет десять тому назад тамошнее население доходило до тысячи жителей, то сейчас в нем едва осталась половина. Почему такое случилось? Причина банальна: если так можно выразиться, то жители этой небольшой железнодорожной станции, которая по юрисдикции относится к Южно-Уральской железной дороге, работали на самой станции и в совхозе "Баталинский", подразделением которого и являлись. В связи с разделом некогда огромного государства стали делиться и отрасли. Если с другими отраслями народного хозяйства было проще вследствие обозначения государственных границ, то с железной дорогой дело обстоит намного сложнее. Хотя процесс, что называется, пошел. И первые плоды межгосударственного размежевания жители этого населенного пункта уже ощутили на вкус. Прежде всего, воды. Дело в том, что местная вода для питья и приготовления пищи непригодна, а ранее питьевая по трубопроводу подавалась из России. Теперь унылым напоминанием о тех временах стоят бездействующие водоразборные колонки на немногочисленных улицах, да возвышающаяся монументом над домами водонапорная башня. Понять россиян можно: зачем тратиться на подачу воды в сопредельное государство? Теперь иногда, как манну небесную жители станции ждут прихода электрички, которая раз в неделю привозит две железнодорожные цистерны, наполненные живительной влагой… Совхоз давно канул в небытие. А на малопригодных для выращивания пшеницы землях работает два крестьянских хозяйства. Их самозанятость позволяет сводить концы с концами, но не дает многотысячной прибыли. А те жители, которые садятся за рычаги тракторов, за руль автомобиля и в кабины комбайнов, на работе заняты от силы три месяца в календарном году. И их численность не превышает десятка. Многие до сих пор, хотя в структуре Южно-Уральской железной дороги и произошли многочисленные сокращения, до сих пор трудятся на своих рабочих местах. Один из них - Николай Александрович Миллер. "Железке" он отдал добрых два десятка лет. Сейчас работает мастером-путейцем. Если ему нужно по делам побывать у руководства, которое находится на станции Карталы Челябинской области, то нужно дважды пересечь государственную границу, что отнимает немало времени. - Раньше между станциями Тобол и Карталы ходили ежедневно две электрички. Одна утром, другая вечером. Сейчас ходит одна. По утрам. Так что мне для поездки в Карталы нужно уже три дня. День уходит на поездку, еще день на решение возникших вопросов, и день на возвращение, - рассказывает Николай Александрович. И продолжает: - Сейчас я как гражданин Казахстана на пенсию выйду по нашим законам, хотя деньги получаю в российской валюте. Зарплата, по местным меркам у Николая Александровича Миллера неплохая, вот только с выходом на пенсию не стыкуется. Поэтому уже несколько семей профессионалов-железнодорожников перебрались в Россию. В первую очередь путейцы. Они занимаются ремонтом железнодорожного полотна. Это самая тяжелая работа на железнодорожном транспорте. И самая востребованная. Их понять можно. Они не стали ждать, когда, наконец, станция перейдет под управление Казахстанской железной дороги. Время неумолимо требует решительных действий. А вот Николай Миллер решиться на переезд никак не может. Здесь его корни. Здесь все родное… У этого небольшого поселка есть местная достопримечательность - озеро Акколь. Парадоксально это озеро не тем, что занимает территорию несколько гектаров и в нем водится упитанный карась, а тем, что это озеро принадлежит с одной стороны Тарановскому району, а с другой - соседнему, Денисовскому. Вот и возникают иной раз между рыбаками двух районов, которые кормятся от озера, небольшие эксцессы, правда, пока обходится без рукоприкладства. Центром культуры в поселке, после того, как местный клуб превратился в руины, является на текущий момент основная школа. В ней учатся дети до девятого класса. Нынче здесь свидетельства в торжественной обстановке получают 7 старшеклассников. Директор школы Айман Каратаевна Куантаева говорит: - В этом году хоть семеро... Несколько лет тому назад у нас был всего один выпускник. Кстати, преподавательских вакансий в этой школе нет. Здесь подобрался сплоченный коллектив. Если выпускники продолжали получать образование, то нареканий к качеству знаний, полученных в этой школе, у коллег не было. В нынешнем году, в связи с дефицитом воды, пришкольный участок не возделан. Только радует цветение на невскопанной грядке клубника, которой пока хватает запасов набранной землей за весну влаги. Вот так и хватает терпения баталинцам, ждущих решения проблемы водоснабжения и занятости. О проблеме этого небольшого поселка знают в акимате Костанайской области. Директор департамента коммунальной службы Ольга Печаткина сказала, что в числе приоритетных задач на будущий год стоит и водоснабжение станции Баталы. На эти цели выделяется 88,5 миллиона тенге. Верится, что и деньги будут, и новый водопровод, с функцией жизненно важной артерии. И не умрет эта небольшая станция, как десятки поселков, которые решениями районных маслихатов упразднены и исчезли с карты административно-территориального деления. Из-за того, что жителей в них остались единицы или совсем исчезли. А клубника на пришкольном садовом участке все-таки созреет. Если летние дожди вовремя пройдут. И будут ей лакомиться детишки, которым придется жить и работать на станции, "зависшей" с точки зрения юрисдикции между двумя сопредельными дружественными государствами.


Автор: Александр Пивнев