Опубликовано: 3379

Авиашоу "От винта-2008"

Авиашоу  "От винта-2008"

У нас уже стало традицией рассказывать о замечательном событии, которое происходит под Алматы. И сегодня мы он нее не отступим.

В нашей жизни не так много потрясающих праздников, и один из них, несомненно, авиашоу "От винта", которое состоялось в конце мая в Байсерке, на базе алматинского аэроклуба. Надо сказать, что данный аэроклуб всегда отличался особым, серьезным подходом к летному делу. И благодаря тому, что во главе аэроклуба стоит летчик Ю. Ельцов и начальник штаба 86 -летний полковник В.Л. Жовтый, военный летчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны, аэроклуб и аэродром "Байсерке" не только "уцелели" в жерновах перестройки, но и новая летная школа была создана на этой базе. Автор этих строк была свидетелем почти всех авиашоу в Байсерке, начиная с 1986 года. И они были не менее эффектны. Но разнообразие техники, правда, не отличалось таким богатством. Итак, воскресное утро после субботнего щедрого ливня было свежим, солнечным, чуточку влажным. Вереница кучевых облаков растянулась с востока на запад, практически прикрыв собой всю видимую гряду Тянь-Шаня, прижимаясь к его снежным, скалистым вершинам. Из кабины летящего на высоте 100 м самолета, уже ближе к началу авиашоу, аэродром "Байсерке" напоминал пестрый муравейник, где празднично одетые люди радостно гуляли по территории, по бетонной полосе ВПП, между клумб с ромашками, рассматривая самолеты и вертолеты. Мотопарапланы и парашютисты Шоу началось с представления более легких летательных аппаратов, а именно - с мотопарапланов. Для тех, кто не видел, что это такое, поясню: нечто схожее с пропеллером Карлсона, с той лишь разницей, что этот аппарат реальный, с большим крылом - куполом над головой, с трехколесной "тачкой" для пилота. Именно в задней ее части, как и на автомобиле "Запорожец", находится двигатель с пропеллером. Над головой пилота - достаточно длинные стропы, соединяющие конструкцию с куполом, который имеет форму "крыла". Таким образом, взлетать аппарат может с какого угодно места, что очень хорошо для разведки местности, однако, шум двигателя слышен за версту, поэтому для проведения "секретной операции" (из соображений тактики и стратегии) бойцы аэромобильных войск вряд ли годятся: не смогут бесшумно и незаметно пролететь в какой-либо заданный "квадрат". За спиной пилота мотопараплана может сидеть и пассажир, которого (по сценарию) можно доставить в заданный квадрат (с поля боя - в санчасть). Либо командующего частями - в "точку Х", пролетая между скал, домов, либо с одного конца аэродрома (авиабазы) - на другой, с палубы одного крейсера - на другую, да хоть на палубу подводной лодки! Без проблем. Представляли этот номер авиашоу: гвардии подполковник Артур Балабанов, капитан Алик Юлдашев, старшие прапорщики Сергей Басалов и Арсений Тарабаев. В течение всего авиашоу парашютисты Вооруженных Сил, чемпионы и рекордсмены Азии и Океании, мастера спорта, в том числе и международного класса, блистали мастерством и виртуозностью в небе, пролетая с флагами, с дымовыми шашками, составляя фигуры "групповой купольной акробатики", сопряженной с риском для жизни, небо ошибок не прощает! В небе парили Елена Валявина, Валентин Валявин, Инна Анцупова, Бибигуль Рамазанова, Ольга Федоренко, Юрий Сабад, Николай Игнатьев, Алексей Тян, Вячеслав Ли, Леонид Дудкин, Денис Новицкий, Андрей Томилин, Александр Терентьев, Андрей Карпович, Александр Пауль, Михаил Матвиенко, Герман Векслер, Сергей Жолдин, Игорь Штоль, Сергей Болотнов, и другие. Кстати, в авиашоу участвовали и парашютисты аэроклуба "Отан": Максим Молдаванов, а также мастер спорта, заслуженный тренер РК В.Д. Попов, Сергей Закаблуковский. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что почти все военные парашютисты СПК, все чемпионы - начинали в аэроклубе! Команда парашютистов СПК ВС РК не так давно потеряла своего создателя и учителя, рекордсмена СССР и мира, подполковника В.Н. Титова, погибшего по нелепой случайности, он работал до 84 лет и на этом авиашоу непременно бы присутствовал… Картонные крылья любви Как пел Андрей Макаревич: "Картонные крылья - это крылья любви!". Так и здесь, на аэродроме, картонные, фанерные, деревянные крылья моделей самолетов (вертолетов) - свидетельство любви к авиации, неистребимая жажда полета, неистощимая фантазия, помноженная на технический интеллект. Из года в год число авиамоделистов растет, но инженеры-конструкторы старой закалки, вновь и вновь удивляют мир, своих жен, детей, соседей, своим "мальчишеским" спортом.. В авиамоделизме они уже завоевали все мыслимые и немыслимые призы, места, медали, создали десятки своих самолетов, и по своим схемам, и летающие копии реальных самолетов, по чертежам классических моделей, и многое, многое другое, из разряда технической мысли! И вновь на аэродроме Байсерке отец и сын А. и А. Оксененко, Ю. Фильчуков, Е. Гуров с моделью "Як-54", которую полковник В.Л. Жовтый издали едва не спутал с настоящим "Яком". В. Касторский (нет, это не одессит из фильма "Тени исчезают в полдень") уже который раз поражает публику своей пилотажной моделью, которая точно так же, как и настоящий самолет, крутит "бочки", "петли Нестерова" и т.д. Кордовые модели (на проволоках) вступают в "воздушный бой", мелькают ленты на хвостах, которые они друг другу "обрубают" в процессе борьбы, в процессе состязания на ловкость, виртуозность, силу воли, мастерство. Это мастер спорта В. Дружинин и кандидат в мастера спорта В. Максименко. Идем на вираж! Почти все известные в РК авиакомпании Ассоциации сверхлегкой авиации сочли своим долгом продемонстрировать свои летательные аппараты, в том числе в простом пилотаже, а кто-то сумел показать и высший! Разумеется, виражи на поворотах, когда летчики "закладывают" крен на 45 градусов, вызывали бурю восторга у мальчишек, да и у взрослых, овации, крики "Ура!". Еврокоптеры А вот большой, дорогой вертолет начинает делать "выкрутасы", всякие "фигуры" на малой высоте, когда ошибка пилота может стоить колоссально много, во всех смыслах! Такой особенный пилотаж продемонстрировали пилоты компании "Скай сервис". Вертолет "Еврокоптер" ЕС 135, с двумя двигателями, управляемый пилотом Савиным, ревел как легендарный дракон, крутил "бочки", "полубочки", и многое другое, без преувеличения, заставляя трепетать ценителей техники! На вертолете с одним двигателем, "ЕС -130", виртуозное пилотирование продемонстрировал пилот А. Калганов. "Bell" пилотирует Фаст Сергей Фаст - бывший воспитанник алматинского аэроклуба, он же - бывший военный летчик, он же - пилот "Скай сервис", на авиашоу показал мастерский пилотаж вертолета "Bell 206", популярной машины в США. Авиакомпания "Аэропракт" на авиашоу продемонстрировала в полете новинку своего авиапарка - самолет "Партенавиа 68" (пилот - П.Д. Доронин). Самолет "А-22", как и на других авиашоу, показал полет на малой высоте, заложил вираж, повторил, удивил и пошел красиво на посадку. Самолет может садиться и на грунтовые площадки, есть гидровариант, на котором автор также летала (пилотировал Никулин), приводнялись на реку Или. Пришла весна, летит "Цесна" Авиакомпания НАК "Казагроавиа" работает отлично, в Казахстане известна достаточно давно, ее руководитель - кандидат наук С. И. Сухоруков. Самолет "Цесна 337" - известная в мире, надежная машина, американской конструкции. Сухоруков всегда скрупулезно просчитывает все варианты, поэтому покупает исключительно ценные вещи, в целях практичного, надежного применения. Безусловно, "Цесна" обладает отличными тактико-техническими данными. Виражи в полете "Цесна" демонстрировала исключительно классно, кто успел отснять на "видео", тот будет рад смотреть снова и снова, вспоминая авиашоу! Любимый мой самолет Мой любимый самолет отправляется в полет! "Фестиваль" - это отличная машина, европейского производства и европейского же качества! Цельнометаллическая, клепаная машина, имеет автопилот, что очень хорошо для тех, кто обучается полетам (ошибки удобнее корректировать), машина легка в управлении. Во время авиашоу на самолете "Фестиваль" летали пилоты Васимов и Панов. Сергей Васимов - сын генерала, летчика Васимова. Сергей - бывший военный летчик, ранее летал на "Ан-30", но не жалеет, что пересел на "Фестиваль". На этом самом самолете в прошлом сезоне (2007 г.) летал и легендарный Герой Африки, полковник Н.Г. Рубанов, бывший летчик-истребитель ВВС СССР. Сегодня совершает патрулирование лесов на севере Казахстана и его коллега - пилот-вертолетчик полковник Пыхтеев, виртуозный ас, прошедший закалку в горячем небе Афганистана. Высший класс Следует сказать особо о пилотах аэроклуба. Это очень продвинутые люди, имеющие колоссальный налет часов, громадный опыт, в пределах Казахстана нет более такого мощного потенциала, ни в одном аэроклубе страны. Юрий Сергеевич Ельцов - летающий президент, он совершил 2 перелета Алматы - США, он чемпион СССР по самолетному спорту, по высшему пилотажу, кавалер ордена "Дружба народов" СССР. Владимир Анцупов - воспитанник алматинского и казанского аэроклубов, мастер спорта по парашютному спорту, а также и по вертолетному спорту, он отлично освоил искусство пилотирования самолетов: "Як-18", "Як-52", обучился виртуозному высшему пилотажу и на вертолете "Ми-2", и на самолете "Як-52", его почерк изменился уже до неузнаваемости. Кроме того, Владимир Анцупов - летающий президент авиакомпании "Тянь-Шань". И он продемонстрировал фигуры высшего пилотажа на вертолете "Ми-2". Публика кричала, аплодировала, фотографировала! Комментировал высший пилотаж, как обычно, полковник В.Л. Жовтый: - Внимательно смотрите, как вертолет "Ми-2", пилотируемый Анцуповым, выполняет "висение и развороты на висении", "вираж на предельно малой высоте", "поворот на горке в 30 градусов", "гусь", "горку 30 градусов, снижение на 30 градусов спиральное", "рюмка" - "вираж с тангажом в 10 градусов", повтор, "проход вдоль трибуны" на высоте 15 м. Высший пилотаж "в тройке" - очень сложный, опасный номер, когда на огромной скорости три самолета летят, да еще показывают фигуры высшего пилотажа, синхронно делая виражи, сохраняя дистанцию, и не попадая в струю друг к другу. На самолетах "Як-52" (пилот мастер спорта СССР, Анатолий Мамонтов), "Як-52" (пилот - мастер спорта СССР, Александр Черняк) и "Як-55" (пилот - мастер спорта, чемпион Юрий Ельцов, он же - начальник аэроклуба). Номер "групповой пилотаж" спустя некоторое время был повторен, но уже в более сложном варианте, что снова прокомментировал полковник В.Л. Жовтый: - Вход в зону пилотирования на высоте 200 метров, пикирование, с углом в 15 градусов, проход на высоте 50 метров, набор высоты 100 метров с разворотом для сохранения места в зоне пилотирования, горизонтальная восьмерка, с креном 30 градусов, набор высоты 500 м с разворотом для сохранения места в зоне пилотирования, пикирование с углом 20 градусов, "мертвая петля", набор высоты 500 метров, заход для роспуска, роспуск на высоте 200 метров, с интервалом в 3 секунды, далее выполняется часть петли, в очередности левый ведомый, правый ведомый, ведущий, одиночный проход самолетов с выполнением "бочки" на угле 45 градусов, вверх, далее "ведомые" идут на посадку, а "ведущий" уходит в зону ожидания, с набором высоты 1000 м. Зрители ожидают, что будет дальше делать третий самолет, "Як-55", на котором Ельцов будет показывать "суперкласс" и знаменитую абракадабру. Итак, появляется "Як-55", набор высоты в зоне ожидания, решительное, характерное для Ельцова пилотирование начинается: "управляемая бочка" на вертикали вверх, вращение с обратным обтеканием "на хвост", "управляемые вращения на горке вверх и вниз", "мертвая петля со штопорной бочкой", "колокол", "поворот на вертикали", "обратная петля" (это полет вверх ногами, да еще в петле Нестерова, сложнейшая фигура ВП), "штопорные бочки", "петли", "развороты с набором высоты 300 м", а также "повороты на "горке", все эти фигуры Ю. Ельцов проделал так, что дыхание у всех зрителей просто замирало и дух - перехватывало! После полета к Ельцову подбежали журналисты, и первым вопросом было: - Вы устали после полета?
- Нет, я не устал, я с удовольствием летаю.
Фото Д. Бижанова
Загрузка...

X Закрыть