Опубликовано: 1500

А строит кто?

А строит кто?

Прокуратура ЮКО выяснила, что более чем 60 % строительных фирм, выигравших тендер на участие в государственной жилищной программе в Шымкенте и области, не имеют соответствующих лицензий.

Согласно постановлению Правительства РК от 2002 года, заявки на участие в тендере по определению государственных строительных заказов могут принимать только организации: имеющие определенную материально-техническую и производственную базу, обеспечивающую возможность выполнить взятые на себя обязательства, равно как и иметь достаточно значительный фонд основных средств, что дает некоторые гарантии дееспособности данного предприятия. Кроме того, участники тендера должны иметь соответствующую лицензию на право занятия данной деятельностью, полученную в уполномоченных органах. В отношении строительных компаний все эти вопросы должен контролировать на разных этапах государственный архитектурно-строительный комитет (ГАСК). Однако, судя по результатам прокурорской проверки, государственные проверяющие органы строили свои отношения с подконтрольными им фирмами на каких-то иных отношениях. Так, у 30 частных фирм, выигравших тендер на строительство жилых, т.н. "ипотечных" домов в Шымкенте, не оказалось ни лицензии, ни собственной техники и средств. Прокуратура выявила ряд любопытных подробностей в "биографии" некоторых фирм. Так например, ТОО "Уйтас", в качестве собственной производственной базы, заявило… недостроенное частное домостроение. Какое отношение этот дом имеет к ТОО "Уйтас" осталось невыясненным, хотя у фирмы оказался на руках договор об аренде данного помещения. Правда, даже в центре по недвижимости этот договор официально зарегистрирован не был. Тем не менее комиссия, допускавшая фирму к тендеру, видимо вполне удовлетворилось наличием такой материальной базы заявителя. Аналогично складывались дела и у других претендентов, также с успехом выигравших государственный заказ. После этого уполномоченный орган лицензиар - ГАСК, видимо вообще посчитал для себя излишним проверять еще такие мелочи как наличие у подрядчиков аккредитованных лабораторий, системы собственного контроля качества выполняемых работ, комплекты госснормативов и справочной документации, договоры с другими субподрядными организациями. Среди явных результатов такого "контроля", прокуратура отмечает срыв сроков строительства у нескольких фирм. Так, ТОО "Туркестан-ММ", которое должно было построить восемь жилых домов в микрорайоне "Нурсат", из-за отсутствия собственной техники вначале сорвало план строительства, затем привлекло субподрядчиков, тем самым увеличив свои затраты, и в результате, по мнению прокуратуры, не выдержало качество строительства. Аналогично и по другим фирмам. Впрочем, судить о качестве выстроенных домов также было в компетенции ГАСКа и еще одной независимой экспертной организации - АО "НЦ "Курылысконсалтинг". Одним из соучредителей "НЦ "Курылысконсалтинг" является Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли РК, и организовывался НЦ именно как экспертная организация в архитектурно-строительной сфере. Однако, как считает прокуратура ЮКО, чиновники и из ГАСК, и из независимой экспертной организации, пользуясь достаточно высоким статусом данных организаций, преследовали лишь свои личные интересы. Поэтому, хотя в настоящее время у многих фирм в наличие имеются положительные заключения о качестве проведенных ими работ, выданные тем же ГАСКом и НЦ Курылысконсалтинг, прокуратура очень сомневается в достоверности таких справок. Сейчас прокуратура подала несколько иск в экономический суд, с требованием прекратить деятельность ряда фирм, а также признать недействительной заключение экспертной оценки ОАО "НЦ Курылысконсалтинг" и управления государственного архитектурно-строительного контроля. Однако в управлении ГАСКа эти судебные дела попросту проигнорировали. В частности, по тому же прокурорскому иску к фирме ТОО "Уйтас" представители ГАСКа ни на одно судебное заседание вообще не явились. Что, впрочем, не помешало суду признать законными все требования прокуратуры и полностью удовлетворить иск. Прокуратура говорит о выявление массовых нарушений, допущенных как государственными, так и частными структурами при реализации государственной жилищной программы. Увы, эти отчеты совсем не радуют, так как многие дома в том же Нурсате уже построены, и даже заселены жителями, выкупившими их по, опять же, государственной программе ипотечного кредитования. Но коль скоро прокуратура заявляет о том, что контролирующие и экспертные органы изначально, мягко говоря, не утруждали себя надзором за качеством, то кто может поручиться за уже сданные дома? Теперь-то ведь они полностью собственность рядовых граждан, с которыми у подрядчиков заключены все договоры купли-продажи, имеются подписанные акты сдачи-приемки и справки об отсутствии претензий со стороны покупателей-жильцов. Правда, договоры жители подписывали, уповая на гарантии уполномоченного органа от государства - того же ГАСКа, который и должен был проверить качество домов при сдаче в эксплуатацию. То есть, даже если вскроются недоделки, юридически жильцам достаточно хлопотно будет предъявлять свои претензии. Разве что ГАСКу. Правда, с ним у жильцов никаких договоров нет…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи