Опубликовано: 3500

Зимняя королева

Зимняя королева

Людмилу Прокашеву по праву можно назвать казахстанской королевой зимних видов спорта. Она выигрывала награды различного достоинства на мировых первенствах и завоевала бронзу на Олимпиаде 1998 года. Это единственная олимпийская награда в истории казахстанского конькобежного спорта.

“Я стала Юрием Гагариным!”

– Людмила, совсем скоро в Казахстане пройдет зимняя Азиада. Вы ведь тоже участвовали в подобных соревнованиях и побеждали в них.

– Я выступала на зимних Азиатских играх в 1996 году в китайском Харбине. В том году по времени они совпали с чемпионатом мира по конькобежному спорту, и передо мной встал выбор: либо ехать на мировое первенство, где можно было войти в тройку лучших на планете (на предыдущем чемпионате мира 1995 года Прокашева завоевала серебро в сумме классического многоборья. – Прим. автора), либо отправиться на Азиатские игры, которые тогда были для меня чем-то неизвестным. На Азиаде-1996 прежде всего запомнилось гостеприимство китайцев. Публика горячо и по-доброму приветствовала участников соревнований: и в биатлоне, и на лыжных гонках, да – везде! Мы, казахстанцы, тоже славимся радушным отношением к гостям. Уверена, на нашей Азиаде ее участники и гости будут вспоминать Казахстан добрым словом!

Отдельного рассказа заслуживает то, с каким восторгом и почтением в Харбине относились к победителям – я такого даже на мировых чемпионатах не видела. Тогда конькобежный спорт открывал Азиаду, и первую дистанцию – 3000 метров бежали женщины. Я ее выиграла, и после этого, вы не поверите, меня поздравляли еще сутки на каждом шагу. Как будто бы я приехала к своим родственникам! Меня чуть ли не на руках носили, ощущала себя Юрием Гагариным (смеется)!

– Как выступили тогда в целом?

–Я завоевала две золотые медали на дистанциях 1500 и 3000 метров. Следующий эмоциональный подъем был через два года в Японии на Олимпиаде. Вообще, в азиатских странах публика, как мне кажется, более радушная. Меня показывали по телевизору, люди узнавали на улицах. Общаться нам везде помогали волонтеры-переводчики. Вот где у казахстанских студентов будет возможность попрактиковаться в иностранных языках!

С кого спрашивать результат?

– Смогут ли наши конькобежцы выступить достойно на Азиаде-2011?

– Насколько я знаю, в азиатских сборных в этом сезоне выступает в основном молодежь. То есть практически все соперники – ровесники нашей Кати Айдовой. Важно, чтобы над ней не довлел психологический груз ответственности. Перед Олимпиадой-94 в Лиллехаммере на меня “давили” целый год, и в таких условиях тяжело было готовиться. А вот когда в 1998-м на меня махнули рукой – мол, Прокашева уже старая, я “выстрелила”.

Хочется пожелать нашим ребятам удачи, чтобы все так сошлось, как в Ванкувере у нашей биатлонистки Елены Хрусталевой, за которую я до сих пор очень рада. Нисколько не умаляю ее достоинств, она бежала и стреляла отлично, – но во время выступления Елены был некий фарт с той же погодой.

– В чем, на ваш взгляд, мы можем повысить эффективность подготовки отечественных конькобежцев?

– В нашей сборной по конькобежному спорту работал россиянин Борис Васильковский (в прошлом – главный тренер сборных СССР и России, среди его учеников – чемпионы мира и призеры Олимпиад Николай Гуляев и Олег Божьев. – Прим. автора). Но до Азиады, где он обещал медали, Васильковский не доработал. Уверена, что он не выполнил бы взятой на себя задачи – он теоретик и не смог бы подготовить спортсмена с нуля. Теперь Васильковский ушел, и с кого будут спрашивать за результат? Кстати, чемпионаты Казахстана по конькобежному спорту уже несколько лет проводятся в российском Челябинске. Да за эти деньги уже давно бы построили не один стадион!

“Чувствовала: всех порву!”

– Помните свои первые детские конькобежные ощущения?

– Сколько я себя помню, всегда была на коньках. В детстве, как только ходить научилась, мне на валенки надевали железные полозья на ремешках. Позже по почте из Чехословакии заказали фигурные коньки, в которых я несколько дней ходила по дому. Восторг от них сохранился на всю жизнь.

– Какая победа в вашей карьере самая памятная?

– Все победы одинаково тяжелы: как в детстве, когда все закладывалось, так и во взрослом возрасте. Запомнились соревнования в Перми в 1989 году. Там проводились зимние Всесоюзные игры, где соревновались конькобежцы в возрасте до 20 лет. На той Спартакиаде я победила на всех пяти дистанциях. До сих пор помню те внутренние ощущения: выходила на лед, и мне казалось, что “порву” всех. То же происходило в Киеве в 1990 году на Спартакиаде народов СССР. На дистанции 3000 метров я стала второй, но перед “полуторкой” была уверена в себе на 100 процентов. Тренер сказал, чтобы я размялась, но я просто вышла за стадион и прошлась пешком. Думаю, зачем разминаться, и так готова. Надела коньки и выиграла.

“Не было ни доктора, ни медикаментов”

– Говорят, что главное – вовремя закончить со спортом.

– Я ушла из большого спорта вовремя. Сейчас встречаю коллег, которые говорят, что могли бы еще побегать. Может, я не достигла результатов, которых могла достичь, но эти задачи не подкреплялись ни материальной базой, ни медицинской – у нас в команде не было ни доктора, ни медикаментов. Закончив со спортивной карьерой, первое время я просто отсыпалась. Ни разу за это время мне не снилось, что я где-то бегу, с кем-то соревнуюсь.

– Никогда не жалели, что связали свою судьбу со спортом?

– Сейчас об этом сложно говорить. С 13 лет я получала зарплату. Она была даже выше, чем у моей мамы, – на целых 10 рублей. Правда, я тогда не понимала, что такое деньги. Первую свою получку потратила по-девчачьи: на колечки, сережки.

Подполковник стала тренером

– После завершения вашей карьеры прошло уже восемь лет. Чем занимались все эти годы?

– После ухода из спорта в 2002 году меня, как члена общества “Динамо”, то есть офицера, перевели в наше УВД на должность инспектора по делам несовершеннолетних. У меня уже была выслуга, и я несколько лет до пенсии отработала в полиции.

– Два года назад вы начали заниматься тренерской работой…

– Честно говоря, после стольких лет в спорте у меня не было желания даже просто зарядку делать, не то что на лед выходить. Я и спортивную форму не надевала, ходила в джинсах. Теперь поняла, что тренировать интересно и в спортивном костюме комфортно.

Тренером начала работать в 2008 году. В нашей областной школе зимних видов спорта есть тренер Елена Степаненко, которая ведет детскую конькобежную группу. Я зашла к ней однажды и спросила: “Можно вам помочь?”. Она мне в ответ: “Да ты что! Конечно!”. Сейчас занимаюсь со старшей детской группой.

У меня часто спрашивают насчет перспектив моих учеников. Понимаете, областная школа зимних видов спорта работает с 2005 года, но у нас до сих пор нет своей базы. Конькобежцы из других городов выступили уже на нескольких соревнованиях в этом сезоне, а мы в Павлодаре не имеем своего льда. Недавно побывали в Алматы, покатались там всего несколько дней, но, несмотря на это, наша 12-летняя Кристина Ганиева заняла второе место среди девочек 1994 года рождения. Помогли ее одаренность и общая летняя физподготовка. Часть казахстанских спортсменов катается на “Медеу”, другие – в Челябинске. Мы же вышли на лед только в середине ноября.

“Личная жизнь – это работа”

– О чем сегодня мечтает Людмила Прокашева в спорте и в личной жизни?

– Сегодня моя личная жизнь – это работа. Так сложилось, что пока с супругом мы не имеем детей. Поэтому хотелось бы, чтобы у моей работы был дом – то есть спортивная база. Говорю не только о конькобежцах – обо всех зимних видах спорта.

– К вопросу о доме. Говорят, что вы в свое время отдали квартиру коллеге?

– Было такое. Выделенную мне квартиру можно было не отдавать, а продать. Но я не сожалею. Женщина вела баскетбольную секцию, воспитывала двоих детей одна, без мужа. Наверное, так поступила бы не только я.

Пользуясь случаем, поздравляю всех читателей “Каравана” с Днем независимости! Желаю крепкого здоровья и призываю верить только в лучшее!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи