Опубликовано: 8500

Риски 2014 года: нефть, тенге и терроризм

Риски 2014 года: нефть, тенге и терроризм

Досым САТПАЕВ – директор “Группы оценки рисков”, кандидат политических наук: Политические и экономические риски в Казахстане в 2014 году будут довольно разнообразны. При этом некоторые из  них не находятся под контролем руководства Казахстана, так как больше связаны с внешними факторами.Смена власти: быть или не быть?

Думаю, что одним из существенных рисков для страны является затягивание вопроса по поводу возможных контуров смены власти в стране. Хочется надеяться, что в 2014 году эти контуры будут наконец обозначены. Отсутствие определенности по этому вопросу увеличивает напряженность внутри элиты, среди инвесторов и в казахстанском обществе.

В 2013 году было только заявлено о желании Президента оставаться на своем посту до декабря 2016 года. Но горизонт политической неопределенности намного дальше.

Экономика: не наступить на грабли в ВТО

Довольно нестабильным является положение Премьер-министра РК Серика АХМЕТОВА. После жесткой критики Президента деятельности министров и акимов возникли предположения о его скором уходе со своего поста. Но вне зависимости от того, кто будет занимать премьерский пост в 2014 году, казахстанское правительство и наша экономика столкнутся с серьезным испытанием – экзаменом на прочность. Речь идет о возможном вступлении респуб­лики во Всемирную торговую организацию (ВТО). Настораживает кулуарность самих переговоров об этом. Как будто речь идет не о долгосрочном экономическом будущем страны, а о малозначительном событии. Все это может привести к эффекту таких же граблей, на которые мы уже наступали, кулуарно создавая Таможенный союз. В результате в 2013 году Казахстан впервые жестко заявил об ущемлении своих экономических интересов в рамках ТС. Без всякого сомнения, ущемление будет и в рамках ВТО, где нас все-таки больше хотят рассматривать в качестве источника сырья и дополнительного рынка сбыта, чем в качестве равноправного партнера.

Курс тенге: девальвация продолжится?

Что касается курса тенге, то процесс медленной девальвации национальной валюты уже начался и, скорее всего, будет продолжен в 2014 году. На этот процесс будут оказывать влияние многие факторы: и конъюнктура цен на сырье, и экономическая ситуация в соседней России, и новая политика Национального банка РК. Кстати, в следующем году должно завершиться создание Единого накопительного пенсионного фонда под контролем Нацбанка, который станет главным игроком в пенсионной системе страны. Но пока мало кто представляет, как этот игрок будет действовать и по каким правилам игры.

В свою очередь, тренды последних лет говорят о росте протестных настроений в разных социальных, демографических, профессиональных, национальных и прочих группах. Это значит, что риск локальных протестов довольно высок. Еще одной серьезной угрозой является то, что ощущение социальной несправедливости постепенно распространяется среди различных слоев населения. В первую очередь речь идет о социальных аутсайдерах, в том числе среди молодежи, которая не нашла себе места в  действующей политической и социально-экономической системе. Отсюда вытекает проблема нерегулируемой внутренней миграции в города, что формирует маргинальную и агрессивную среду.

Терроризм: наш мир уже не будет прежним

В то же самое время, с точки зрения роста террористических рисков в Казахстане, в 2014 году в зоне особого внимания будет Афганистан, где в следующем году может начаться вывод войск антитеррористической коалиции. Интересно, что представитель Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Центральной Азии Сабер АЗАМ недавно заявил, что после вывода войск из Афганистана на постсоветское пространство хлынет большое количество беженцев. По его данным, около 6 тысяч афганцев уже сейчас готовы пересечь границу и бежать из страны. Если этот прогноз реализуется, то одной из наиболее привлекательных стран Центральной Азии для афганских беженцев может быть скорее экономически благополучный Казахстан, чем Таджикистан или Узбекистан. Но проблема будет заключаться не только в самой миграции афганских беженцев. В прошлом году Комитет национальной безопасности Казахстана уже озвучил информацию о том, что более сотни выходцев из Казахстана воюют на стороне различных зарубежных террористических организаций, в основном в Афганистане. Появились они и в Сирии. Их возвращение назад в республику представляет собой серьезную угрозу для национальной безопасности страны.

Цены на сырье: падение или еще большее падение?

Неясной остается ситуация с мировой конъюнктурой цен на сырье. В первую очередь на нефть. А ведь именно она является главным регулятором многих экономических процессов внутри страны, поскольку наш бюджет традиционно разрабатывается исходя из цены на нефть. Например, на 2014–2016 годы в бюджете страны цена на нефть заложена в размере 90 долларов за баррель. Учитывая то, что падение или рост сырьевых цен зависят от многих, в том числе и непредсказуемых, экономических и политических факторов в мире, самостоятельность нашего правительства при принятии долгосрочных решений очень ограничена.

Сейчас следует внимательно понаблюдать за разногласиями по этому вопросу Ирана и Саудовской Аравии – Тегеран пригрозил развязать ценовую войну и снизить стоимость нефти до 20 долларов за баррель за счет увеличения ее добычи, если Саудовская Аравия не сократит свою долю в ОПЕК и не освободит место для иранской и иракской нефти. Понятно, что это блеф. Но Тегеран надеется, что в 2014 году будут частично сняты экономические санкции с Ирана со стороны Запада, что позволит стране нарастить нефтедобычу. В любом случае, падение цен на нефть ниже 50–60 долларов за баррель уже будет составлять проблему для Казахстана. Хотя самый худший экономический сценарий для республики обычно составлялся при цене 30 долларов за баррель. Но в 2014 году это будет маловероятно.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи