Опубликовано: 7400

Талгат Мусабаев: Меня обвиняют, что я продался россиянам

Талгат Мусабаев: Меня обвиняют, что я продался россиянам

Председатель Национального космического агентства Казахстана Талгат МУСАБАЕВ рассказал “КАРАВАНУ” о запусках “Протона”, о том, как собирал специалистов для создания аэрокосмической отрасли, зашивал рану миллиардеру Деннису Тито и о том, почему он до сих пор “не курит бамбук”...Наш разговор с этим поистине легендарным человеком, отличающимся к тому же крутым нравом, мы начали с воспоминаний о Ле-Бурже-2013. Так уж получилось, что

автору этих строк посчастливилось побывать на этом грандиозном авиационном салоне, проходившем в июне под Парижем, где Казахстан впервые был представлен своим самолетом. Первый человек, кого журналисты увидели после тяжелого транзитного перелета был... Талгат Мусабаев с группой сотрудников Национального космического агентства. Полусонные, уставшие, мы не сразу поняли, что уже на следующий день Мусабаев будет для нас недосягаем, как космос... И как мы потом сильно будем сожалеть, что не задали ему там и тогда свои вопросы.

Парадокс Байконура

– Мы в Ле-Бурже много работы сделали, – начал интервью “Каравану” Талгат Амангельдиевич. – Казахстан ведь находится на начальной стадии становления своей аэрокосмической отрасли. Между тем у многих сложилось ложное представление, что мы все имеем и ничем не пользуемся. Парадокс заключался в том, что на нашей земле построен самый лучший космодром мира, но руководством СССР было всё сделано так, что коренное население Казахстана близко не допускалось к космической отрасли. На нашей огромной территории не было ни одного вуза, ни кафедры, готовящих специалистов в этой отрасли. Было потеряно время с 1991 по 2007 год, когда никто фактически не занимался космической деятельностью. Была лишь ее видимость, когда Аэрокосмический комитет лишь переписывался с Роскосмосом по поводу того, где в городе Байконыре можно поставить ларек, урну или посадить дерево. И мне, человеку, который столько лет жизни отдал тому, чтобы слетать в космос, было обидно осознавать, что на моей-то родине с космосом – полный ноль! И когда Президент подписал Указ о создании Национального космического агентства 27 марта 2007 года, фактически был назначен я один... Нужно было собрать кадры, наметить структуру, скелет отрасли. Мы не должны были копировать космическую отрасль России, Китая или Америки. Они ушли от нас так далеко, что их не догнать.

– Что уже создано и что будет создаваться в отечественной космической отрасли?

– Это и создание космических систем, спутниковых телекоммуникационных систем, через которые идет вещание телевидения, радио, передача данных, Интернета, мобильной связи. Это и развитие спутниковой системы дистанционного зондирования Земли, с которыми должна быть плотно сопряжена наземная инфраструктура. И этим должны заниматься высокопрофессиональные специалисты. Откуда только я не приглашал их! Пригласил всех, кто хотя бы знал авиационные и космические термины в Казахстане, потом пригласил граждан Казахстана из России, которые окончили специализированные вузы, иностранных специалистов.

“Протон” нам друг,  но истина дороже

– Я слышала, на левом берегу в Астане строится целый космический городок?

– Правительством выделено 30 гектаров земли под Национальный космический центр. Там будет и сборочно-испытательный комплекс, и вся система наземной инфраструктуры, система дистанционного зондирования Земли. Будет вводиться в действие система высокоточной спутниковой навигации. Там разместится само здание наземного космического управления… А у народа благодаря вашим коллегам, журналистам, складывается впечатление, что мы народные деньги тратим и ничего не делаем. Я тут больше здоровья потерял, чем когда в космос летал. Потому что приходится не только национальные интересы страны отстаивать, но и нашим ура-патриотам объяснять каждый свой шаг. Мне лично ничего не надо: у меня есть и звания, и пенсия, которую мне Президент дал, дом в Алматы. Однажды Карим Масимов (тогда еще молодой) на своем молодежном сленге высказался, что Талгат Мусабаев мог бы давно “курить бамбук”, имея в виду мои заслуги... А я чего-то еще стараюсь делать для страны. Но наши же журналисты, не все, конечно, порой стараются выставить меня в неприглядном свете... Та же история с высказыванием о болашаковцах: я ведь не только о пивбарах говорил, но вырезали только это и показали... Среди болашаковцев немало и хороших ребят. Но зачастую бывает так: окончит “Болашак” чей-то балашка, куйеу-балашка или жиенчик – и сразу, без заслуг, подавай ему должность! Потому и топчемся на месте!

– После аварийного запуска ракетоносителя “Протон-М” в Казахстане усилились антироссийские настроения. Каково ваше отношение к этим событиям?

– Не стоит разводить панику. В Кызылординской области уже проведено пять этапов детоксикации и можно говорить, что опасности для населения нет. Я лично сам выступал сторонником сокращения пусков “Протонов” с Байконура: из-за этого в декабре прошлого года даже разразился скандал: МИД России даже присылал ноту! А меня тут, на родине, обвиняют в том, что я “продался россиянам”. Я вообще против запусков “Протонов”! Но – за профессиональное решение вопроса. Мы должны понимать, что Байконур без пусков не нужен России вообще. Они его бросят сразу, и это будет пустыня!

“Космический нянь”

– Поговаривают, что ракетно-космический комплекс “Байтерек” теперь будет создаваться на базе ракетоносителей “Зенит”, разрабатываемых в Украине?

– По соглашению 2004 года оговорено создание ракетно-космического комплекса “Байтерек” на базе ракетоносителей “Ангара”. Но не оговорены сроки создания самих ракетоносителей, которые должны были заместить злополучные “Протоны” и другие ракеты на гептиле. Между тем сегодня стоимость самого проекта РКК “Байтерек” уже увеличилась в семь раз! С 232 миллионов долларов – до 2 миллиардов!

К тому же в России в 2011 году без согласования с нами запланировано строительство такого же комплекса на космодроме “Восточный”. Если “Ангара” и будет, то она в первую очередь полетит с российского космодрома. А мы оставим себе “памятник нашей бесхозяйственности” стоимостью в 2 миллиарда долларов. 10 октября 2012 года в Москве даны поручения главами двух государств о создании РКК “Байтерек” на основе ракетоносителя “Зенит”.

– Вы были командиром корабля, которому доверили первого космического туриста – миллиардера Денниса Тито. Скажите, туризм такого вида – очень тяжелое занятие?

– Это был самый сложный полет! Мне приходилось не только быть командиром корабля, а еще и опекать туриста. Он ведь умудрился себе голову рассечь, и на станции впервые в истории космонавтики я провел ему операцию по зашиванию раны в невесомости. А при посадке у Тито чуть не случился инфаркт. Хорошо, с ЦУПа дали команду, наблюдая за кардиограммой Тито, я быстро вложил ему три таблетки в рот…

Ежегодно космическую гавань Казахстана посещают 60 тысяч туристов. Гости знакомятся с музеями и наблюдают запуски ракет. Было бы хорошей идеей организовать в будущем на примере США туры на посещение нашей космической гавани во время пуска ракет.

Нештатные ситуации

– Где вам легче работать: в космосе или на земле?

– В космосе очень сложная работа, но там совсем другие требования: меня долго не допускали к полетам в космос, это были долгие годы тренировок. На земле в нынешнее время приходится иметь дело совсем с другими понятиями, сталкиваться с непониманием того, что ты делаешь.

– Собираетесь ли написать книгу о вашей космической одиссее?

– Когда мне писать, я свою работу еле успеваю делать. Батурин, помощник Бориса Ельцина, которого я тоже в космос возил, как-то сказал мне: “У тебя нештатных ситуаций в космосе на десятерых космонавтов хватит! Тебе бы романы писать!”.

– Сегодня, к сожалению, уже не встретишь детишек, мечтающих стать космонавтами.

– Сейчас дети мечтают стать олигархами! На чем воспитывается молодежь? Что читает? У нас исчезло стремление достичь чего-то великого, прославить родину…

– Как вы думаете, для чего будет осуществлен следующий полет казахстанского космонавта на орбиту?

– Это очень сложный вопрос. Так как одного полета казаха в космос уже недостаточно: важна цель, для чего это нужно? Если нам все же удастся положительно решить этот вопрос, то осуществление полета в космос казахстанского космонавта будет способствовать не только повышению политического имиджа страны, но и развитию в стране фундаментальных и прикладных исследований на мировом уровне.

Чтобы смысл был, духовность

– Руководитель одного из космических предприятий – “Гарыш Сапары” – задержан финполицией. Насколько это событие бьет по имиджу отрасли?

– Это постыдная история. Там, где появляются деньги, найдется место коррупции. Это зеркальное отражение общества. Суд поставит в этом деле все точки над “i”. Конечно, это пятно на отрасли. Специалист он неплохой. Других у нас нет, к сожалению.

– Вы фильмы о космосе смотрите? Недавно в “Гравитации”, говорят, американская актриса Сандра Баллок одним взмахом руки уничтожила МКС...

– “Гравитацию” не смотрел. Я только Шварценеггера признаю. В целом увлечение иностранными фильмами не приветствую: это в основном фильмы-пустышки, мозгозабивательство. Мне нравится, чтобы смысл был, духовность.

– О чем мечтаете?

– Я, как человек, который с детства мечтал стать сначала летчиком, как дважды Герой Советского Союза Талгат Бигельдинов, в честь которого меня и назвали, а потом после 12 апреля 1961 года мечтал полететь в космос – считаю себя очень счастливым человеком. Прожил несколько жизней в одной. Стал дважды героем – Героем России и Халык Кахарманы. Я был и студентом, и инженером, и летчиком, и космонавтом. И теперь вот волею судьбы стал чиновником. Но не по содержанию, а по форме. Сейчас я мечтаю лишь об одном: поставить отрасль на такую высоту, чтобы это была точка невозврата, иначе все усилия пропадут даром…


Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи