Опубликовано: 2100

Кто "крышует" браконьеров

Кто "крышует" браконьеров

“Караван” уже не раз писал о тревожной ситуации с осетровыми в Урало-Каспийском бассейне. И о том, что борьба с браконьерством ведется так плохо, что преступники буквально оккупировали казахстанскую часть Каспия.

После публикаций “Каравана” в Атырау побывали делегации из правительства республики, Генеральной прокуратуры. Президент страны дал поручения по наведению порядка в рыбной отрасли.

И чиновники пытались найти ответ на вопрос: как победить браконьерство?

Охранников много, а толку нет

Охрана рыбных запасов возложена на рыбную инспекцию Минсельхоза, но с браконьерством борются водная полиция ДВД, финансовая полиция, Пограничная служба КНБ, природный резерват “Акжайык”, в рейдовых мероприятиях участвуют сотрудники ДКНБ, транспортной инспекции. Но все вместе они проигрывают бой с браконьерами.

Недаром говорят: "у семи нянек дитя без глазу"

У каждой службы свое объяснение низких показателей. Рыбоохрана сетует на скудость материально-технического обеспечения службы – нехватку быстроходных судов, автотранспорта, недостаток кадров, не поставишь вдоль многокилометрового берега посты инспекторов. На такие же проблемы жалуется водная полиция ДВД Атырауской области.

Техническое превосходство браконьеров гораздо весомее. Даже пограничные катера не могут угнаться за нарушителями.

Но уже давно у всех на слуху: борьба не приносит результатов потому, что охотники за ценной рыбой находятся под защитой коррумпированных сотрудников правоохранительных структур. Причем, похоже, не только наших, отечественных, но и иностранных.

Вооруженные до зубов браконьеры из Азербайджана и Дагестана стреляют без предупреждения. В нынешнюю весеннюю путину в заповедной зоне чужаки добыли 649 осетровых рыбин общим весом 22 центнера. Это вещдоки лишь одного рейда, инициированного прокуратурой. Азербайджанские браконьеры орудовали на двух промысловых судах.

Но вот вопрос: каким образом вооруженные иностранцы умудрились беспрепятственно пройти в воды Казахстана? Почему государственная граница для них – прозрачна?

Икорные миллиарды

Рейды “Каравана” с рыбоохраной убедительно показали: браконьеры действуют нагло и уверенно. И им не важно, что в результате их деятельности осетровых с каждым годом становится все меньше.

Если в 1975 году в Урало-Каспийском бассейне выловили более 8 тысяч тонн красной рыбы, то в прошлом году – лишь 50 тонн. За последние три года, то есть с 2007 по 2009 год, за пределы республики было вывезено 40 тонн рыбы осетровых пород и 4 тонны черной икры. Такова официальная статистика, озвученная заместителем Генерального прокурора республики Асхатом ДАУЛБАЕВЫМ. Если казахстанский теневой оборот осетрины и черной икры мерить деньгами, то сумма выходит просто колоссальная – ежегодно (!) более трех миллиардов тенге.

Генеральный прокурор республики Кайрат МАМИ заявил о том, что ловля и переработка рыбы осетровых пород, изготовление черной икры стали криминальной сферой деятельности.

– Правоохранительные органы тоже причастны к теневому бизнесу, потворствуют организованным преступным группировкам, действующим в этой сфере экономики, – сообщил он.

Вывод этот – на поверхности. В Мангистауской области, например, не было направлено в суд ни одного (!) уголовного дела, связанного с браконьерством. И в Атырау большая часть уголовных дел, заведенных водной полицией Атырауского областного ДВД, – это преимущественно задержания за продажу рыбы осетровых пород. Но ведь ее кто-то выловил? А вот этого как раз никто и не выясняет…

Выявляют лишь для “галочки”?

Все в области и за ее пределами знают о существовании целых селений, занятых нелегальной ловлей рыбы, – это прибрежные поселки Жанбай и Забурунье Исатайского района. Но районная рыбоохрана и Исатайского, и Жылыойского районов выявляет лишь единичные нарушения. Может, и то для “галочки”?

Между тем сотрудники спецслужб выявили преступную группу, в которую входили ответственные сотрудники ДВД Атырауской области, организовавшую подпольный цех по заготовке черной икры, ее контрабандную авиаперевозку в ближнее и дальнее зарубежье. Когда шайку “хлопнули”, у них нашли свыше 70 килограммов икры.

Западня для осетровых

Однако губят осетров не только браконьеры. Но и неразумные решения чиновников. С разрешения рыбоохраны нерест осетровым перекрывался… рыбаками производственных кооперативов.

В январе нынешнего года в Казахстане начал действовать закон, по которому рыболовство в Урале от устья и до нерестилищ в верховье реки в период нереста красной рыбы запрещалось. На деле вышло совсем наоборот. Когда осетры и севрюги двинулись на нерест, то на их пути оказалась настоящая западня – сети промысловиков.

– Министерство сельского хозяйства республики и его профильный Комитет рыбного хозяйства не только не запретили рыболовство, но и “абсолютно неадекватно отреагировали на соответствующее поручение правительства”, – сообщил Асхат ДАУЛБАЕВ.

Есть и еще одна странная лазейка для любителей осетрины – квоты научного лова. В прошлом году на проведение научно-исследовательских работ в Урало-Каспийском бассейне было рекомендовано изъятие 676 тонн. Данный объем был согласован государственной экологической инспекцией, но Урало-Каспийская бассейновая инспекция рыбного хозяйства барским жестом лимит на научно-исследовательские работы завысила в шесть раз – до 4045 тонн!

В нынешнем году, по словам прокуроров, квота на вылов осетровых для их воспроизводства доведена аж до 9 тысяч тонн! Представители Генеральной прокуратуры справедливо усомнились в необходимости ловить СТОЛЬКО рыбы для научных целей!

И ладно был бы от этого толк. Много лет назад в регионе опробовали технологию “доения” рыбы осетровых пород: через крохотный надрез из белуги извлекали икру, которую использовали для искусственного воспроизводства мальков, а саму “мамашу”, особо не пострадавшую, выпускали в реку. Сейчас для получения икры используются химические препараты, после их применения рыба гибнет...

Браконьеров – в тюрьму!

Министр сельского хозяйства Ахылбек КУРИШБАЕВ признал факт коррумпированности сотрудников рыбоохраны: из восьми руководителей бассейновых инспекций рыбоохраны было заменено четыре, а в Атырау было уволено все руководство инспекции, и предложил ввести мораторий на ловлю осетровых – чтобы не разбираться, кто ловит законно, кто нет.

У атыраусцев свои предложения: закрыть нелегальный рынок сбыта осетровых, конфискованную икру уничтожать. Ввести запрет на продажу сетей и орудий лова из запрещенных к применению синтетических мононитей.

За незаконную добычу рыбы – сажать в тюрьму!

Кроме того, на законодательном уровне определить один государственный орган – рыбную инспекцию. Остальным запретить рейдовые мероприятия на воде.

Каждый должен заниматься своим делом: пограничники – охранять границу, органы внутренних дел – вести следствие по делам браконьерства, а прокуратура – выступать в качестве надзорного органа. Может быть, не лишним будет воспользоваться и опытом России, в которой создали рыбоохранный спецназ, оперативный отдел “Пиранья”?

Все предложения хороши. Но если вас, уважаемые начальники, очень беспокоит судьба уральского осетра, то, может, действительно вообще объявить мораторий на вылов этой рыбы лет на пять? И за это время восстановить популяцию ценной рыбы. Потомки нам спасибо скажут.

Светлана НОВАК, Атырау

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи