Опубликовано: 4400

Охота на Кастеева

Охота на Кастеева

На этой неделе вокруг имени легендарного художника Абылхана Кастеева в Алматы разгорелись нешуточные страсти. По словам дочери художника, после столетнего юбилея мастера подделки его работ стали всплывать с пугающей регулярностью.История первая

– В конце года прошла выставка в дирекции художественных выставок. Там был портрет Амангельды Иманова на коне, который якобы принадлежит руке отца, – рассказывает “Каравану” Гульдария КАСТЕЕВА. – Я посмотрела, работа на самом деле была не его. Там висело еще около десяти картин, и ни одна не принадлежит кисти отца. Интересуюсь: кто коллекционер? Вышла молодая женщина, рассказала, что картины ей достались в наследство. Мы попросили, чтобы она сняла эти работы с выставки. А тут в сентябре предоставляют работы в Государственный музей искусств им. А. Кастеева, чтобы дали заключение уже на 46 работ. На самом деле ни одна не была папиной, но везде его подпись и дата. Владелец их покупал у разных лиц. Представьте, нас убеждают, это отцовские работы! Мы-то, дети Кастеева, еще живы, помним, как папа писал. Хотя иногда уже сложно установить подлинность, до того сейчас мастерски подделывают.

По словам дочери художника, бум подделок начался после 2004 года – столетия Абылхана Кастеева. В год к ней обращаются по 5–6 раз за определением подлинности полотен. И в основном, по ее утверждению, “настоящих работ меньше”.

– За всю жизнь отец создал примерно 4000 работ, может, и больше, включая зарисовки, этюды, портреты. В семейном архиве у нас работ 300–400. Папа при жизни, конечно, многим дарил работы, очень много заказывали совхозы, колхозы, фабрики. А потом, когда произошел развал Союза, кто понимал – тот забирал себе, а кто не понимал – выкидывал. Был даже случай, когда одну большую картину Заманбек Нуркадилов где-то нашел и подарил музею…

История вторая

История с почти полусотней подделок тянет уже на криминал, поэтому за разъяснением мы обратились к и. о. замдиректора по науке Государственного музея искусств им. А. Кастеева кандидату искусствоведения Светлане КОБЖАНОВОЙ.

– Мы не можем утверждать, что это копии! Ситуация такая: нам принесли большое количество графических работ Кастеева. Собралась комиссия экспертов, Гульдария в том числе. Мы оказываем почтение дочери художника. Вообще в музейной практике это большая редкость, чтобы человек взял и всю коллекцию принес. Как такового, решения экспертного совета о подлинности работ не было. Его не могло быть по той причине, что мы не брали работы на экспертизу. Мы проверили их только… визуально! Попросили владельца принести одну-две работы, чтобы с ними поработать: сличить подпись, посмотреть на годы создания, сходить в наши фонды, это долгая кропотливая работа.

К слову, художественные произведения, которые выставляются на аукцион, обязательно должны пройти искусствоведческую экспертизу, которая занимает примерно месяц.

– Делаем экспертизу тех произведений, которые вызывают сомнения. Причем, когда у нас нет аналогичных работ в хранении, экспертизу не делаем, так как работаем на сопоставлении образцов. Владелец также может поехать в Москву и провести там независимую экспертизу. Если Гульдария помнит с рождения то, что ее папа делал, если она берет на себя такую ответственность, то это ее личное дело. Мы за то, чтобы провести экспертизу!

Покупка произведений искусства, как известно, одно из самых выгодных капиталовложений. Возможно, экономический кризис надоумил кого-то взяться за кисть и подражать великому Кастееву?

Те же, кто ценит подлинники – настоящие работы мастера, могут посмотреть на них в мемориальном зале Музея им. А. Кастеева в Алматы. Там экспонируется около 20 его картин, среди которых самые известные: “Высокогорный каток Медео”, “Турксиб”, “Насильственный увоз невесты” и другие. 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи