Опубликовано: 2000

В сетях браконьеров

В сетях браконьеров

…Один из мощных острых крюков длиннющей снасти впился в севрюгу мертвой хваткой. Извивающуюся пропоротую рыбину инспекторы рыбо­охраны выпускать обратно в Урал не стали. Бесполезно – все равно не выживет… В этих краях вообще метра проплыть нельзя – везде сети. Браконьерские сети.

Сети – налево, сети – направо

Рейд, организованный инспекцией рыбоохраны, снова показал, что, несмотря на патрулирование водоемов Атырауского региона, браконьеры успевают понаставить сетей видимо-невидимо.

Наша “эскадра” – катера КС-110 и лодки с подвесными моторами – отходит от причала поста рыбоохраны и направляется в верховье реки. С берега на подкрепление выдвигаются полицейские на легковых автомобилях. Напротив села Тендык водные “машины” замедляют ход.

– Будем искать сети, – говорит начальник Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Райымбек Сулейменов. – Наша задача – выявлять, задерживать браконьеров и вычищать реку.

Якорь зацепил сеть, и инспекторы вытаскивают ее, набитую бьющимися о борт судна воблой, судаками. А на берегу замечаем человека. Когда инспекторские лодки рванули в его сторону, он сразу юркнул в густые заросли джингила. В кустах нашли самопальные лодки – “корыта”, а еще мешки, баклажки...

Вилы в воде

Движемся дальше. Течение сильное, сазаны тут прямо выпрыгивают из воды. Браконьеры не гнушаются варварскими методами и устанавливают в таких местах снасти. Обнаруженную снасть длиной в ширину Урала инспекторы тянут осторожно. Неловкое движение – и металлические, без зазубрин, крюки вопьются в руки. Ни одна рыбина от крюков не увернется, они вонзятся в нее вилами. И севрюга, и внушительных размеров сазан оказались насквозь пропоротыми.

– Это так называемые самоловные снасти, – поясняют нам. – Сети свободно продаются, даже одноразовые, китайские. А снасти изготавливают сами. На одной такой грозной “удочке” размещают до 50 крюков.

Может, наложить табу на продажу сетей всем желающим? Запрет ничего не даст, будут плести сети из шпагата, они будут даже лучше, чем китайские, отвечают инспекторы.

Возвратившись на базу рыбоохраны, подсчитали “улов”: 16 сетей и снастей, 45 килограммов рыбы частиковых пород и севрюга весом четыре килограмма.

Кто “стучит” браконьерам?

В Прикаспии пытаются ликвидировать, точнее, снизить масштабы браконьерства. Сейчас в регионе горячая пора – ценные промысловые рыбы идут в верховье метать икру. Вот и спешит браконьер поставить сети и собрать добычу. А что же органы, призванные предотвратить все поползновения на расхищение национального богатства?

Организован и штаб под руководством нового начальника Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Комитета рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства Райымбека Сулейменова. Как поясняет начальник отдела инспекции Олег Тушканов, в штаб, заседающий еженедельно, входят руководители правоохранительных и контролирующих структур. На реках Урал, Кигач и северо-восточном побережье Каспийского моря организовано 19 стационарных и передвижных круглосуточных постов. Перед рейдами соответствующая информация не распространяется, но зачастую избежать ее утечки не удается. Инспекторы выходят на прочесывание Урала, а браконьеров будто ветром сдувает. Так, 28–29 апреля на вертолете МИ-8 был совершен облет береговой полосы Каспийского моря. Проверяли самые “злачные” браконьерские места – у сел Жанбай, Забурунье. И что? Ни байд, ни лодок.

Как же браконьеры умудряются сети и снасти ставить? На автодорогах – то на уральской, то на индерской – периодически задерживаются автомобили с нелегальным грузом “живого серебра”. Кто загрузил рыбой под самую завязку? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять – с помощью обычной удочки с парой крючочков тонны сазанов и леща не наловить. Новый начальник инспекции поделился подозрением, что, возможно, кто-то из рыбоохраны потворствует браконьерам. Правда, за руку никого не поймали…

Сколько конфисковано. А сколько не конфисковано?!

В свою очередь инспекторы говорят, что масштабы охвата контролируемой ими водной территории фактически несоизмеримы с их возможностями. И приводят такой пример: на одного инспектора (в Атырау 92 сотрудника рыбоохраны) приходится 16,2 километра водной территории – “пока мы едем с проверкой в одну сторону, браконьер ставит снасти на другой”.

– Людей не хватает, выставить рыбоохранные посты по всему периметру Урала невозможно, – сетует начальник инспекции Сулейменов.

Еще, как сказали нам в рыбоохране, по самым скромным прикидкам недостает трех морских и 19 речных судов, а еще – 49 автомашин. Но даже несмотря на ограниченные возможности, только за четыре месяца этого года конфисковано 2665 сетей и снастей, изъято более 17 тонн рыбы. И это, повторимся, только то, что удалось обнаружить. А сколько не удалось? Откуда же на базаре осетрина? Купить ее по 1200 тенге за килограмм – не проблема. Да и браконьеров так просто не возьмешь…

Рейд мы повторили через сутки. Вдруг повезет? Вновь инспекторы вытаскивали сети со снастями, выволакивали из кустов новые “корыта”. Но браконьеров опять так и не встретили.

Светлана НОВАК, Олег СВИДИН (фото), Атырау

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи