Опубликовано: 3100

Чиновники проблем видеть не хотят?

Чиновники проблем видеть не хотят?

Незрячий Совет РАХИМБЕКОВ (на фото)уже почти год судится с чиновниками, которые должны по своим прямым обязанностям обеспечивать его социальную защиту. Но защищать себя инвалиду пришлось самому.Совет-ага с трудом передвигается по комнате, ловя руками воздух и ощупывая препятствия на пути. Он кажется беззащитным, но этому человеку хватило силы воли бросить вызов бюрократической системе.У него 100-процентная потеря зрения,

но он разглядел очень важную проблему в социальной защите инвалидов.

– Сколько по стране таких же, как я, незрячих? Они сидят в своих комнатах, отрезанные от мира, довольствуясь лишь тем, что изволят дать с барского плеча чиновники из социальной защиты. Хотя даются льготы и пособия не из их кармана и не по их личному желанию. Есть законы, где все прописано, есть обязанности, которые они должны выполнять. Почему они их игнорируют? – говорит Совет Рахимбеков.

А почему слепые газет не читают?

Трудно себе представить жизнь в темноте, с закрытыми глазами. В такой ситуации мир вокруг становится лишь набором звуков, запахов и ощущений, когда человек, с которым ты элементарно ведешь беседу, для тебя лишь голос, и каждое сказанное им слово – единственный источник информации.

Поэтому люди, лишившиеся зрения, практически выпадают из жизни. Совсем трудно, когда человек одинок, у него нет рядом родственников, которые могли бы стать его глазами в этом мире. А таких немало.

Государство не оставляет их на произвол судьбы, из бюджета выделяются огромные деньги на социальную поддержку, такой человек должен быть окружен вниманием как минимум десятка людей: чиновников, врачей, социальных работников, которые получают за это зарплату. Но ситуация, в которую попал незрячий пенсионер Совет Рахимбеков, наглядно показала, как у нас строится социальная защита. Не попросишь – не дадут, не увидишь – твои проблемы. Мало того, эти “помощники” еще и обвинить могут незрячего человека в том, что он… не читает газет, в которых публикуются законы.

Именно за то, что не прочитал, не узнал о том, что полагается инвалидам, Совета Рахимбекова, можно сказать, “наказали” – на 1 миллион 845 тысяч тенге!

Куда делись “социальные” миллионы?

В 2004 году Совет Рахимбеков на основании заключения медико-социальной экспертизы получил I группу инвалидности пожизненно. Тогда же была установлена его полная нетрудоспособность и необходимость в постоянной посторонней помощи. В 2006 году, оставшись без помощи родственников, пенсионер был вынужден найти себе индивидуального помощника, которому ежемесячно платил по 30 тысяч тенге. Деньги немалые, учитывая, что источник доходов один – пенсия.

– Мне еще повезло, что у меня хорошая пенсия, – 58 тысяч тенге. А если бы не было такой пенсии? Как выжить?

 Без помощника Совет-ага обходиться вообще не мог. Как обслуживать себя, ничего не видя вокруг, как дойти до врачей, в тот же акимат, департамент социальной защиты? Пришлось экономить на всем остальном. В течение пяти лет Совет-ага выплатил своему помощнику почти два миллиона тенге! Даже не подозревая, что оплачивать эту услугу обязано государство.

Еще в 2005 году был принят Закон “О социальной защите инвалидов”, где сказано, что уполномоченный орган должен был предоставить ему индивидуального помощника, услуги которого должны быть оплачены из республиканского бюджета. Но об этом ни сотрудники акимата, ни социальные работники, ни врачи-окулисты, постоянно имеющие дело с незрячими людьми, инвалиду не сказали. Хотя наведывался он к ним постоянно. И ни один человек не поинтересовался, как же живет этот абсолютно незрячий человек.

– Лишь в прошлом году я узнал о том, что должен получать помощь от государства, – случайно услышал по телевизору, – рассказывает Совет-ага. – Оказывается, я должен был еще пять лет назад написать заявление, но никто не предложил мне этого сделать. Теперь у меня возник вопрос: куда делись почти два миллиона тенге, которые я должен был получать на индивидуального помощника? Ведь государство выделяет деньги! Сколько еще таких же незрячих людей борются с проблемами в одиночку и даже не знают о том, что им полагается государственная помощь? Поэтому, несмотря на проблемы со здоровьем, я решил подать иск в суд.

“Фемида, как и я, незрячая?”

Чтобы вести борьбу с чиновниками, которые не признавали своей вины, пенсионеру пришлось немало походить по судебным инстанциям. Даже зрячему это нелегко. Для него же каждый выход за порог своего дома – уже подвиг. Непросто добраться до суда по городу, который приспособлен лишь для тех, кто видит, – через дороги, бордюры...

Но доказать свою правоту пенсионер не смог. Его иск к департаменту по контролю и социальной защите по г. Алматы, акимату Алмалинского района и городской поликлинике № 3 удовлетворен не был. Требования выплатить материальную компенсацию в размере 1 миллиона 845 тысяч тенге (ровно столько отдал пенсионер за социального работника за пять лет из своего кармана) и моральный ущерб в размере 100 тысяч тенге судом были отклонены.

Но Совет-ага руки не опустил. Он дошел до Верховного суда!

– В декабре прошлого года я поехал в Астану, попал на прием к председателю Верховного суда Бектасу БЕКНАЗАРОВУ. Он меня внимательно выслушал. И через несколько дней состоялось предварительное заседание коллегии по надзору, я там присутствовал. А в январе этого года должна была состояться расширенная коллегия по моему делу. Мне сказали, что я могу не приезжать, ведь это сложно. Хоть человеческое отношение я почувствовал! – рассказывает Совет-ага.

10 января надзорная судебная коллегия Верховного суда вынесла постановление: “Заслушав возражения представителя ответчика Токтаубаевой, заключение прокурора Косетовой, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении ходатайства Рахимбекова, изучив материалы дела… надзорная коллегия считает ходатайство обоснованным…”, “Обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение…”.

Лишь после того, как Верховный суд вступился за инвалида, районный суд в Алматы удовлетворил требования инвалида, но… частично. Выплатив вместо 1 миллиона 845 тысяч всего 150 тысяч тенге за материальный ущерб.

 Но принципиальный Совет-ага не принял эту компенсацию. Он подал апелляцию и готов и дальше отстаивать свою правоту…


По данным централизованной базы данных инвалидов в Казахстане более 12 тысяч инвалидов первой группы по зрению


От редакции

Возможно, что теперь, когда эта история стала достоянием гласности, надзорные органы проверят, как производятся выплаты инвалидам. Случайно ли в департаменте социальной защиты не сообщили инвалиду о причитающихся выплатах или нет?


Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи