Опубликовано: 3400

SOS! Гибнет все живое!

SOS! Гибнет все живое!

Жители станции Новый Шамалган умоляют акима Алматинской области Анзара МУСАХАНОВА срочно приехать в их поселок. Они считают: местное озеро, река и сам поселок – на грани экологической катастрофы. Вода в озере как будто забродила, стало грязно-розовой, а тошнотворный запах отравляет людям жизнь.Почему вода стала грязно‑розовой?

О том, что случилось с озером – излюбленным местом отдыха сельчан, знает каждый житель поселка Новый Шамалган. Ведь когда-то многие здесь проводили выходные, а от рыбаков и вовсе не было отбоя. Когда вода поменяла цвет – сельчане уже и не помнят. Говорят, тревогу били еще несколько лет назад, тогда озеро вдруг стало красным. Потом в поселке стали погибать лошади, коровы, что паслись недалеко от водоема. На берегу озера находили мертвых птиц. Но люди могли лишь предполагать, что причина – в загрязненной воде. С их слов, никто не проводил вскрытия животных, не выяснял, что же случилось с коровами и лошадьми.

– Озеро уже давно такое, воняет страшно, – говорит житель дома по улице Суюнбая, Адилет.

Мы побывали на озере – от удушливого запаха закружилась голова, запершило в горле. В мутной воде плавает грязная пена, как будто вода забродила. Неподалеку без присмотра пасется скот. На наших глазах коровы пили воду из ручья, который тоже не отличался чистотой.

“Пусть комиссия приедет, понюхает”

Жители близлежащих улиц считают, что всему виной – два предприятия, расположенные на общей территории. Их построили в поселке несколько лет назад. Как говорят сельчане, труба с территории этих заводов сбрасывает в ручей, впадающий в озеро, воду сомнительного качества. Жители улицы Заводской проводили нас к тому самому ручью, что протекает рядом с их домами. Вода – грязно-серого цвета, с удушливым запахом сероводорода.

– Мы переехали из Алматы в Шамалган, на чистый воздух, а получили постоянную головную боль, – рассказывает жительница улицы Елизавета Эдуардовна. – Поздно вечером и рано утром стоит страшная вонь. Мы приглашаем комиссию из акимата Карасайского района и экологов приехать именно в это время, пусть посмотрят, понюхают, почувствуют, как нам здесь “хорошо” живется… У всей нашей семьи начались проблемы с носом, горлом. Супруг стал задыхаться. А если в реку наступишь ногой, грязь потом не отмывается. И такая вода бежит в озеро.

Отходы сливали прямо в ручей

Как оказалось, еще три года назад бывшие владельцы двух предприятий – ТОО “Азия Агрофуд” и “Фуд дистрибьюшн компани” (одно – по переработке муки и крахмальной патоки, другое – по производству спирта и спиртных напитков) – сливали отходы производства в близлежащий ручей Коянкус.

– Ситуация с загрязнением воды произошла не вчера, предыдущие владельцы компаний “Азия Агрофуд” и “Фуд дистрибьюшн компании” не имели очистных сооружений и сбрасывали отходы в ручей Коянкус, – говорит представитель управления экологии Карасайского района Серик САПАРГАЛИЕВ. – Это было в 2008 году. Мы обязали заводы установить очистные сооружения, хозяева заплатили штраф. “Азия Агрофуд” в этом году построила себе очистные сооружения. Что касается спиртового завода, у них идет биологическая очистка воды, и сбрасывается так называемая условно чистая вода. Пока не доказано, что именно эти компании загрязняют озеро. Ежегодно в плановом порядке мы их проверяем.

– Тогда откуда же взялся жуткий запах, почти малиновый цвет воды, ведь других стоков в озеро нет?

– Возможно, загрязняющие вещества скопились на дне и при поступлении воды в озеро поднимаются на поверхность, – предположил эколог. – Сейчас люди требуют, чтобы мы закрыли заводы. А как мы это сделаем? В одной компании работают 400, в другой – 200 человек...

Во всем виноват… закон?

Воду на анализ из ручья и озера специалисты взяли только в минувший понедельник, сейчас она проходит экспертизу. А ведь это нужно было сделать давно, когда жители села стали бить тревогу, звонить в сельский и районный акиматы, в СМИ. Почему не сделали раньше? Эколог объясняет… законом о частном предпринимательстве, согласно которому, чтобы взять пробы воды из водоемов, необходимо основание – акт о назначении проверки, зарегистрированный в прокуратуре.

Мол, без этого документа результаты экспертизы будут недействительны! Спиртовый завод тоже должен быть заранее уведомлен о внеплановой проверке.

А если речь идет о жизни и смерти людей? Они на протяжении долгих месяцев пьют отравленное молоко, дышат отравленным воздухом. Кто будет отвечать за испорченное здоровье людей?

Во вторник, 27 сентября, мы вновь позвонили районному экологу Серику Сапаргалиеву. На наш вопрос, какие мероприятия будут проводиться по очистке озера, он сказал, что вопрос пока не решен. Возможно, озеро будут осушаться и прочищаться. Но эту работу должны проводить не экологи, а местные исполнительные органы.

Однако если озеро покраснело давно, почему аким сельского округа не занимался этой проблемой? Почему вопиющая ситуация никак не может разрешиться? Так и напрашивается ответ, что кому-то это просто на руку…

ВОПРОСЫ министру охраны окружающей среды Нургали АШИМОВУ: в курсе ли вы о ситуации с водоемами Нового Шамалгана? Какие меры будут приняты, чтобы оградить жителей поселка от зловонных отходов?

ВОПРОС генеральному прокурору РК Асхату ДАУЛБАЕВУ: кто будет отвечать за длительное загрязнение природы и подорванное здоровье жителей Нового Шамалгана? 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи