Опубликовано: 1500

Надрывной проект

Надрывной проект

Широко разрекламированное и помпезно запущенное производство тракторов в Павлодаре лопнуло как мыльный пузырь. Вместо обещанного захвата тракторного рынка было выполнено лишь 10 процентов плана первого года работы. Этим все и закончилось.

“В Казахстане возродилось тракторостроение”, “Традиции известного в СССР Павлодарского тракторного завода (ПТЗ) продолжаются” – примерно такими громкими фразами зазывали людей на презентацию “отверточного” производства колесных тракторов “Беларус МТЗ-82.1”. Ну как тут не поверить, если Минский тракторный завод (МТЗ) объявил ТОО “Автоспецмаш-Павлодар” своим официальным представителем в нашей республике?! Более того, в церемонии открытия принял участие премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский.

Директор ТОО “Автоспецмаш-Павлодар” Виталий Акименко залогом успеха своего предприятия называл то, что, дескать, мы не просто коммерсанты, а самые настоящие технари, занимающиеся ремонтно-восстановительными работами на собственной базе. Ее переоборудовали под сборочное производство по чертежам специалистов МТЗ. Минчане и “вели” первое время производство. Опыт у них перенимали бывшие работники Павлодарского тракторного завода – ПТЗ. Он был открыт 40 лет назад и производил модель ДТ-75М. В кризисные 1990-е годы гигант, как и все наше машиностроение, встал на колени. И в новом веке так и не смог с них подняться. Неоднократные попытки предпринимались (вплоть до возможной сборки здесь “фиатов” и “шкод”), но все безуспешно…

Автоспецмашевцы намеревались собрать за первый год одну тысячу тракторов, на следующий год – вдвое больше. Перспектива казалась вообще заоблачной – ежегодный выход пяти тысяч единиц. Это, безусловно, не сравнится с былой мощностью ПТЗ в 55 тысяч машин, но в советское время и ареал распространения был гораздо шире. На вооружение была принята модель МТЗ-82.1. Она универсальна и готова работать круглый год в любом хозяйстве. К тому же настало время для обновления парка тракторов Казахстана, потому что 80 процентов машин выработали свой ресурс. Потребность страны в новых тракторах намеревалось удовлетворить павлодарское предприятие.

Реальность же оказалась далеко не радужной. ТОО “Автоспецмаш-Павлодар” собрало всего-навсего 110 тракторов, то есть чуть более 10 процентов от годового плана. На этом производство было приостановлено. А потом настал период выплаты кредита на сумму почти три миллиона долларов, взятых в экибастузском филиале одного из коммерческих банков...

“С целью поддержки “Автоспецмаш-Павлодара” было организовано несколько встреч с другими банками о финансовой поддержке ТОО, – рассказал нашей газете начальник областного управления предпринимательства и промышленности Ермаганбет Булекбаев. – Но, к сожалению, в связи с недостачей залогового имущества у фирмы ничего не получилось”.

Затем была создана комиссия при Министерстве индустрии и торговли. Там было определено, что тракторное производство “беларусов” будет организовано на базе другого завода – в Западно-Казахстанской области. В итоге Минский тракторный завод прекратил отношения с ТОО “Автоспецмаш-Павлодар”. Такая вот грустная история с “возрождением” тракторостроения в Павлодаре.

Ризабек ИСАБЕКОВ, фото автора, Павлодар

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи