Опубликовано: 1600

Звуки мужские и женские: уроки ораторского искусства-3

Звуки мужские и женские: уроки ораторского искусства-3

Наполнив свой голос энергией (об этом мы говорили здесь), пора подумать о форме. Иначе говоря, перейти к речевому уровню.

«Гласные звуки интимнее связаны с внутренней жизнью человека, с его душевными переживаниями, чувствами, симпатиями, антипатиями. Звуки же согласные отражают в себе, в своих жестах, мир внешних явлений» (Михаил Чехов, «О технике актера»).

Как известно, звуки бывают гласными и согласными. Они настолько отличаются друг от друга, что я порой называю их женскими и мужскими.

Гласные создают мелодию, интонацию, ритм речи. Чем больше в том или ином языке гласных, тем он мягче и благозвучнее: к примеру, итальянский.

Согласные же выражают смысл. Всем понятно, что подразумевает сокращение «тчк», но догадаться о значении звукосочетания «оа» совершенно невозможно. Нота? Зона? Лодка?

Неслучайно, когда мы напеваем мелодию, мы вполне можем обойтись гласными.

А в иврите и арабском языке, которым свойственна четкая структура и маскулинность, вообще не существует букв для обозначения гласных звуков.

Итак, начнем с гласных звуков, ибо в приличном обществе дам принято пропускать вперед.

Прежде всего, у каждого из них есть свое местоположение в теле.

«У» находится внизу, в районе половых органов.
«О» – внутри живота.
«А» – в груди.
«Э» – в горле.
«И» – в голове.

Представьте себе местонахождение каждого звука. Начнем снизу: «Уууууууу!»

Произносите «У», четко артикулируя губами, вытягивая их в трубочку, и одновременно представляйте себе, что говорите из нижней части тела – из области между первым и вторым энергетическим центрами.

А теперь включим воображение и вспомним детскую игру «Ассоциации».

Если бы звук «У» был цветным – каким был бы его цвет? А форма? А размер? Запах? Каков он на ощупь? Какое у него настроение? Звук какого музыкального инструмента он напоминает? Какие ощущения вы испытываете, произнося «У»?

Исследуйте «У» как можно подробнее, а затем поднимитесь наверх, к диафрагме, и познакомьтесь с «О».

Затем поднимитесь в центр груди и познакомьтесь с «А».

Идите еще выше – в горло – и познакомьтесь с «Э».

И, наконец, взойдите на вершину – внутрь головного резонатора – там вы встретите «И».

А теперь встаньте перед зеркалом и, неспешно разводя руки так, словно вы собираетесь обнять свое отражение, произнесите: УОАЭИ-ИЭАОУ. Вверх-вниз, вверх-вниз...

Познакомившись с вышеописанными гласными, переходим к дифтонгам, или двойным звукам: йу, йо, йа, йе. Я знаю, что их принято обозначать буквами ю, ё, я, е, но для наглядности... вернее, для лучшей слышимости, я пишу их так, чтобы стало понятно, как образуются эти звуки.

Дифтонги бывают либо восходящими, либо нисходящими. Восходящие мы уже увидели, а нисходящие – это хорошо знакомые нам междометия уй, ой, ай, эй.

Итак, произносим:

Уйуйуйуйуйуй.... ойойойойойой... айайайайайай... эйэйэйэйэйэйэй... И, наконец, на самой высокой ноте – ииииииииииЙ!

Поздравляю! Мы и впрямь прочувствовали гласные всем телом! Теперь уж мы ни за что их не перепутаем, не потеряем и не проглотим!

Освоив гласные, переходим к согласным. Изначально они появились как результат подражания природных звукам: рычанию, шипению, свисту, стуку, цоканью, звону.

Займемся звукоподражанием и мы, начав с самых мягких и приятных в произношении – так называемых «сонорных» звуков – М, Н, Л.

Для начала помычим. Разумеется, с открытой гортанью и в четырех положениях рта. Изучите звук «М» так же внимательно, как прежде изучали гласные звуки.

После «М» переходите к «Н». Чем отличаются эти два звука по характеру? Великий режиссер Михаил Павлович Чехов утверждал: «Согласный звук «м», углубленно, медитативно проникает в явление, постигая его сущность. «Н», напротив, касается впечатления легко, скользит по его поверхности, не проникая в него глубоко».

Вы согласны с Чеховым, или иначе воспринимаете «М» и «Н»?

Теперь переходите к «Л» – этот звук лллллльется...

Вслед за «Л» как следует поРРРРРычим!

После сонорных звуков наступает очередь губных: «Б», «П», «В», «Ф». Знакомясь с ними, вытяните губы, сложив их трубочкой, подуйте, словно хотите погасить свечу – и артикулируйте с силой.

Затем переходите к взрывным: «Х», «К», «Г». Начните с «Х», потому что это практически звук без звука, образованный выдохом. Произнося «Х», легко раскрывать гортань. При звуках «К» и «Г» она обычно закрывается. Ваша задача – научиться произносить их с такой же открытой гортанью, как и «Х».

Теперь поцокайте языком: «Ц»!

Самые сложные звуки – шипящие и свистящие, поэтому оставим их на десерт вместе с «Д» и «Т».

Итак, пошипите твердо «Ш» и мягко «Щ», посвистите «С», почирикайте «Ч», пожужжите шмелем «Ж» и комаром «З».

Остались «Д» и «Т». Потарахтите «Дддддд», постучите «Тттттт» – и постарайтесь произносить их чисто: «Д», а не «Дз», «Т», а не «Тс» – весьма распространенная привычка, увы.

Если вы изучите каждый согласный столь же внимательно, сколь прежде изучали гласные, – ваша дикция станет такой же четкой, как у настоящего диктора!

В заключение этого краткого экскурса в страну звуков я хочу привести замечательное стихотворение, которое я нашла в книге З.В. Савковой «Искусство оратора»:

Шипящий звук «Ша»
ЗаШурШал, заШептал,
А «Жэ» – словно Жук, закруЖась, заЖуЖЖал.
ЗаВеяли Ветры Весенние в «Вэ».
ЗаФыркал вдруг «эФ», расфуфырился: «Фэ!»
СвиСтящий Согласный звук «эС» – заСвиСтел, '
За ним Звонко, Звонко, Звук «Зэ» – ЗаЗвенел.
Раскатистый «эР» – не напРасно «соноРный»:
Рычит и Рокочет в Работе упоРной!..
Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый «Бэ».
Пришел ПоПросить быть Потише звук «Пэ»...

Что ж – потише так потише.

Пусть звуки отдохнут – а нам пора переходить к словам.

Продолжение следует... 

[X]