Опубликовано: 930

Жоэль Шапрон: "У кино Центральной Азии большой потенциал"

Жоэль Шапрон: "У кино Центральной Азии большой потенциал"

С 4 по 14 августа в швейцарском  городе Локарно проходил 63-й Международный кинофестиваль.

Предлагаем вашему вниманию интервью с одним из лучших специалистов по кино бывшего СССР и Восточной Европы, отборщиком Каннского международного кинофестиваля кинофестиваля в Локарно, членом жюри сочинского Кинотавра-2010, частным гостем московских вечеринок Жоэлем Шапроном.

Он содействовал созданию секции «Открытые Двери Локарно», которая в этом году посвящена Средней Азии.

Интервью было записано накануне фестиваля.

Наша Газета.ch: Почему же все-таки Центральная Азия?

Жоэль Шапрон: Программа наша существует уже 7 лет и субсидируется швейцарским министерством иностранных дел. Фестиваль в Локарно каждый год предлагает новый регион. В прошлом году это были Китай, Тайвань и Гонконг; в позапрошлом – несколько стран Латинской Америки.

В этот раз директор локарнского кинофестиваля Оливье Пере решил предложить регион, который был важным для Локарно 10 лет назад, и им стала Центральная Азия. За это время слава региона несколько поутихла, но ведь там наверняка что-то происходит?! Оказалось, что именно так. Несколько поездок в регион, и мы познакомились с творческой молодежью, талантливыми режиссерами, которые приехали к нам в Алматы из соседнего Кыргызстана, Узбекистана, которые снимают, творят. Думаю, мы не разочаруемся.

Как проходили встречи «в поле» и зачем они были нужны?

В последней поездке мы провели четыре дня в Казахстане, из которых два посвятили казахским продюсерам и режиссерам, день представителям из Кыргызстана и еще день узбекским режиссерам. С помощью киностудии «Казахфильм» нам удалось встретиться с 40 продюсерами и режиссерами, которым мы предложили участвовать в нашем фестивале.

Это были очень интересные встречи как с малоизвестными пока, так и с популярными уже людьми, за плечами которых кинофестивали и конкурсы, например, Ермек Турсунов, режиссер фильма «Келин» («Невестка»), который у наших зрителей будет возможность посмотреть.

Как вы знаете, эта казахстанская картина вошла в шорт-лист на премию Оскар. Мы поехали в регион, чтобы лично познакомиться с кандидатами на участие в фестивале. Мне кажется, очень важно было не просто объявить конкурс, а вот так вот разговаривать с ребятами, отвечать на вопросы, заниматься своего рода «агитпропом».

Что даст ребятам участие в этом конкурсе проектов?

Мы хотим предоставить казахским, кыргызским, узбекским и так далее режиссерам и продюсерам возможность ознакомиться с процессом производства на Западе, познакомиться с людьми, которые реально могут им помочь в производстве картин, и поучаствовать в фестивале в Локарно, одном из самых крупных в мире мира.

Иными словами, стать частью международного кинематографического процесса. Очень часто бывает так, что у режиссеров и продюсеров есть какой-то опыт, но он локальный. В этом отношении фестиваль, конечно, очень полезен, ведь мы берем на себя абсолютно все расходы, связанные с их приездом, и даем новый опыт и знания.

Кто может принять участие в конкурсе проектов?

Все, кто имеет хоть какой-то опыт в кино – значение при отборе имеет, прежде всего, сам проект.

А что, в данном случае, значит «проект»?

Проект - это заявка до 10 страниц с полной аннотацией: тут должно быть резюме режиссера, где описан его опыт и фильмография, список актеров для фильма, планируемого к съемке, технический персонал, место и время съемок, бюджет и источники финансирования, и так далее.

Т.е. непросто идея, а полный пакет, который здесь на западе принято рассматривать, когда речь идет о финальном решении. Западным продюсерам важно понимать, насколько им это нужно, смогут ли они помочь или нет, большой это бюджет для такой картины или маленький, и так далее. Ведь цель конкурса – отобрать такие заявки, которые бы дальше получили развитие. Все заявки мы принимаем на английском и на французском языках, их следует направлять  напрямую в отборочный комитет в Локарно.

Какие проекты вы ожидали? Были ли специальные пожелания?

Единственное пожелание было - чтобы были представлены абсолютно все жанры: комедии, документальное, анимационное кино, драмы, городские картины, степные картины, артхаус, коммерческие ленты.

Мы стремились к тому, чтобы отобранные 12 проектов как можно больше и разнообразней представили регион Центральной Азии. Я, в общем-то, неплохо знаю кино этого региона и уверен, что все жанры, которые я перечислил, там есть.

Каким образом проходил отбор?

При фестивале работал специальный отборочный комитет, где мы рассматривали заявки, ориентируясь на солидность проекта и на его жанр. Важны были три компонента: режиссер, продюсер и сюжет. Однако и это было не принципиально.

Главное, чтобы мы видели, что у проекта есть реальный шанс конкретизироваться и реализоваться. Мы знаем также, что у многих режиссеров были трудности с поиском финансирования, с поиском продюсеров, так что эти вопросы мы рассматривали в каждом случае отдельно. Мы также не ставили ограничений на число проектов, подаваемых одним человеком. Чем больше идей, тем лучше.

Уже сейчас на фоне заявок и картин, которые представлены на фестивале в этом году, что Вы можете сказать о кино Центральной Азии, на каком этапе развития находится киноиндустрия региона?

Если говорить о Казахстане, то на ум сразу приходит кинопремия «Оскар» и фильм Ермека Турсунова «Келин» («Невестка»), который мы уже упоминали чуть раньше. Я думаю, что это большое достижение для казахстанского кино, как и для любого другого, попасть в шорт-лист киноакадемии.

Это говорит о том, что есть перспективы у кино из региона, есть на него спрос. Однако казахстанскому кино не достает разнообразия. Сравнивая с Россией, где на голубом экране можно увидеть отечественные блокбастеры, драмы, сложное кино, кино только для взрослых, кино для своих, кино для молодежи, крупные анимационные проекты, документальные ленты, Казахстану еще предстоит работать и работать в этом направлении.

Ведь там уже сейчас снимается от 60 до 80 картин в год. То, что в Казахстане и государство, и частные инвесторы проявляют интерес к кино - хороший знак. Значит, есть перспективы не только для киноиндустрии, но и для экономики страны. Мы надеемся нашим фестивалем тоже помочь этому делу и поддержать хорошие проекты, которые пока существуют только на уровне идей, творческих планов. Ведь есть зритель, который ждет.

А пока шел фестиваль и горел голубой экран на Piazza Grande в центре Локарно, организаторы помогли погрузиться европейскому зрителю в загадочный и непохожий мир центрально-азиатских картин, очень редких для проката даже в своих странах.

Были представлены 12 фильмов, многие из которых имеют фестивальное прошлое. «Бешкемпир», «Кайрат», «Келин», «Подарок Сталину», «Повелитель мух», «Трасса» и другие – современное кино региона с фокусом на каждой стране, до сегодняшнего дня незнакомое нам и резко отличающееся от своего советского предшественника.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи