Опубликовано: 961

Выставка «Сокровища Казахстана» открывает этой осенью новый сезон искусства в Лондоне

Выставка «Сокровища Казахстана» открывает этой осенью новый сезон искусства в Лондоне

С 1 по 8 сентября 2010 года в главных выставочных залах аукционного дома Christie's, расположенных в центре Лондона, пройдет выставка казахского и русского искусства XX века из собрания Государственного музея искусств Республики Казахстан имени А.Кастеева и частной коллекции.

Шедевры казахского и русского искусства позволят зрителю проследить историю становления и развития казахской национальной школы живописи.

Экспозицию пятидесяти полотен из музея Кастеева дополнят двадцать пять работ из частной коллекции известного казахстанского мецената Нурлана Смагулова, в которой широко представлено искусство казахстанских «шестидесятников» и современных художников, сообщает Казинформ.

Выставка станет уникальным событием в Западной Европе - это будет первая масштабная экспозиция музейной коллекции, состоящей из настоящих шедевров, не имеющих аналогов в мире. До сих пор собрание было практически недоступно для международного зрителя и только благодаря закрытию музея на реконструкцию, у Christie's появилась эксклюзивная возможность привезти в Лондон истинные сокровища Казахстана - монументальные полотна казахских художников и шедевры русских мастеров из постоянной экспозиции музея. Все картины из государственной коллекции можно будет снова увидеть в музее Кастеева, который будет открыт для публики в начале 2011 года.

Лондон выбран местом для экспозиции не случайно, ведь он является мировым центром искусства, который, так же, как и Казахстан, стоит на перепутье разных культур.

По словам Алексея Тизенгаузена, главы международного департамента русского искусства Christie's, выставка станет долгожданным и значимым событием для культурной жизни Лондона. «В Лондоне уже достаточно широко сформировался интерес к русскому искусству. Мы два раза в год проводим здесь русские торги Christie's. Европейскому зрителю уже знакомы имена русских художников - Павла Филонова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Зинаиды Серебряковой, чьи работы включены в экспозицию. Мы очень надеемся, что теперь тут запомнят имена и казахстанских художников Абылхана Кастеева, Сергея Калмыкова, Канафии Тельжанова, Салихитдина Айтбаева, и выставка будет встречена с большим энтузиазмом и положит начало длинной истории знакомства Лондона с казахским искусством».

История музейной коллекции глубоко уходит корнями в 1930-ые годы, когда более двухсот работ из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея были переданы в Алма-Ату как часть культурного обмена между республиками. Таким образом в коллекцию музея попала широко известная «Беспредметная композиция» (1910-ые гг., на иллюстрации справа) Ольги Розановой (1886/87-1918). Картина, относящаяся к супрематическому периоду творчества художницы, построена на взвешенных цветовых взаимоотношениях. 

Позже собрание музея также пополнялось работами, купленными у частных коллекционеров. В музее имеется несколько произведений автора «Купания красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина(1878-1939). Среди них - «Натюрморт» 1920 года.

Эта совершенная пластическая четкость формы, ее своеобразная, непрерываемая чистота является для зрителя равнозначной четкости выражения авторской мысли. Полотно было куплено у Надежды Добычиной, владелицы знаменитого художественного салона, где впервые был выставлен «Черный квадрат» (1915 г.) Казимира Малевича (1878-1935), эвакуированной в Алма-Ату в начале Второй мировой войны.

Большую часть коллекции составляют работы, приобретенные на всесоюзных и республиканских выставках и напрямую у художников или их семей. Безусловными шедеврами являются монументальные полотна Молдахмета Кенбаева (1925-1993 гг.) «Беседа» (1958 г.) и Канафии Тельжанова (р. 1927 г.) «На земле дедов» (1958 г.) и «Кокпар» (1960 г.), переданные музею после участия в республиканских выставках. Кенбаев и Тельжанов, получившие образование в Москве и Ленинграде, мастерски используют приемы реализма для передачи национального духа и представляют собой переходный период перед возникновением казахского национального стиля в 1960-ых. Своего рода манифестом художественных идей 1960-ых стала картина Салихитдина Айтбаева (1938-1994 гг.) «Счастье» (1966 г.), в которой нашли свое отражение элементы, впоследствии ставшие центральными для национальной школы живописи: плоскосность, обобщение, цветовая насыщенность и образная символика.

Уникальность музейного собрания и искусства в Казахстане в целом заключалось отчасти в географической отдаленности Алма-Аты от центра СССР. Если в Москве любое небольшое отступление от официальных стандартов социалистического реализма считалось чуть ли не изменой Родине и могло грозить ссылкой, то в Алма-Ате такой крайности не существовало.

Художники, оставаясь в рамках соцреализма, тем не менее, могли быть более экспериментальны в своих поисках национального пластического языка. К тому же, очень часто московские и ленинградские художники, преследуемые властями за «формализм» и «приверженность западной традиции», ссылались именно в Казахстан.

Среди русских художников, представленных на выставке, многие жили и работали в Казахстане: с 1934 года Владимир Стерлигов лишился права проживать в крупных городах и провел несколько лет в Алма-Ате, где заложил начало своему знаменитому чашно-купольному методу, а Сергей Калмыков и Павел Зальцман приехали в Алма-Ату театральными художниками и остались жить и работать в казахской столице.

Отдаленность от центра не только позволила местным авторам быть более экспериментальными, но и кураторам музея отдавать предпочтение именно художникам-авангардистам. Таким образом, музей Кастеева одним из первых стал активно собирать произведения художников, входивших в прогрессивное объединение начала двадцатого века «Бубновый валет». В различное время его членами были такие художники, как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Александра Экстер, и представленные на выставке Павел Кузнецов, Петр Кончаловский, Роберт Фальк  и Александр Куприн.

Также, несмотря на завещание художника продавать или дарить работы только Русскому музею, сестра Павла Филонова согласилась передать несколько рисунков алма-атинскому музею, так как на тот момент только там могли выставить работы Филонова на своей экспозиции.

В  акварельном листе «Смена смене. Формула комсомола» (1925)  Филонов  придал образу современника вселенскую значимость, которая считывается и сразу, и постепенно, благодаря плотному сосуществованию разномасштабных фигур, голов, букв и всевозможных геометрических форм. Всё здесь подчинено знаменитому «принципу сделанности».

Работы из частной коллекции Нурлана Смагулова дополняют выставку шедевров из музея Кастеева. В частном собрании находятся более тридцати живописных работ Жанатая Шарденова (1927-1992), чья виртуозная изобразительная манера делает художника поистине уникальным. Он передает красоту природы густыми мазками, создавая рельефную поверхность, - стиль, который сложно отнести к какой-либо категории или движению.

Работы современных художников Абдрашита Сыдыханова и Кенжебай Дуйсенбаева также включены в экспозицию и показывают, насколько поиски национальной формы, национального духа актуальны и по сей день.

[X]