Опубликовано: 790

"Весь мир – театр" - выставка в Третьяковке

"Весь мир – театр" - выставка в Третьяковке

 Как показывает история, страсть собирателя, с которой он создает свою коллекцию, чаще всего идет во благо самой истории. Об этом рассказывает и выставка, которая открылась в Третьяковской галерее.

Её экспонаты собраны Михаилом Ларионовым. Знаменитый русский художник-авангардист свою коллекцию в шутку называл «мусор», но именно этот сор превратился в уникальное собрание, которое в 1989 году было передано в Третьяковскую галерею. В коллекции Ларионова 10 тысяч раритетов. На новой выставке в залах Третьяковки - всего три сотни, но все они связаны с театром!

Рассказывают «Новости культуры».Коллекционированием Михаил Ларионов увлёкся ещё в России. Но когда Дягилев пригласил его вместе с Гончаровой в антерпризу, он расстался со своим собранием, как думал, на время. Во Франции художник продолжал коллекционировать всё, что казалось ему интересным. Всё это в беспорядке складывалось в его парижской мастерской. Главным для Ларионова было имя автора и качество работ. Причём, настоящие шедевры художнику удавалось обнаружить даже на блошином рынке. Ларионов не был снобом. Он собирал гравюры, не обращая внимание на какие-либо утраты. Так он приобрёл два портрета Роберта Нантейля , известного гравера.

«С точки зрения цивилизованного коллекционирования - это абсолютно бросовые вещи. Они обрезаны до безобразия. Они испорчены. Не уверена, что его интересовали сильно персонажи. Но найти на развале, на Блошином рынке такие вещи - мастерство никуда не делось», - рассказывает куратор выставки Нина Маркова.

В коллекции Ларионова оказались гравюры Калло и работы классиков французской литографии середины XIX века Домье и Гаварни.

Лубки Малевича, созданные им во время Первой мировой войны, и народные картинки Роббера Бонфиса, который пытался подражать русской традиции. Как коллекционер Ларионов оказался всеядным. И в его коллекции можно обнаружить всё, что угодно. Лишь кураторы отобрали работы на выставку по темам, каким-либо образом связанным с театром.

«Мы тоже решили не быть снобами. Мы показали всё. Вот кто-то уже сказал, что есть оттенок, запах блошиного рынка. Есть он, да. И мы его не пытались спрятать. Вот такая коллекция, так она сложилась», - говорит Нина Маркова.

Как и многие художники в начале XX века Ларионов увлекался японской гравюрой. В его собрании есть - даже работы Кутагавы Утамаро. Но открытием для исследователей стали китайские лубки.

«Наши специалисты консультировались со специалистами японоведами, китаеведами, вьетнамоведами. Они просто облизывались, особенно глядя на китайский лубок», - объясняет заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Лидия Иовлева.

Китайские лубки издавались к Новому году. Ими обклеивали весь дом. Они оберегали хозяев и имели ритуальное значение. Но на следующий год старые лубки уничтожались и создавались новые. Еще одним открытием стали также ханойские лубки.

В России в некоторых коллекциях представлены вьетнамские деревенские лубки, а вот городские встречаются впервые. Коллекция Ларионова пока до конца еще не исследована. Так что знакомство с ней будет продолжаться.

Рисунок с сайта http://www.showchina.org

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи