Опубликовано: 560

Вернисаж в подземке

Вернисаж в подземке

На эскалаторе в прошлое больше чем на полстолетия. В далеком 1955 году первые станции метро называли "подземными дворцами". Ленинградцы выстраивались в очереди, как в музей. Обилие мрамора, гранита, колонны, светильники - все поражало воображение. Но мало кто знал - изначально станции должны были выглядеть совсем иначе.

Уникальный юбилейный вернисаж в петербургской подземке. Только в течение двух месяцев пассажиры смогут увидеть несостоявшиеся проекты. "Малахитовая", а вовсе не бежевая "Нарвская", "Автово" со светящимися изнутри колоннами.

Их было 123 архитектора, мечтавших создать собственный облик ленинградского метро. Это почти по 15 проектов на каждую станцию. Заявки шли со всего Союза, но вопреки ожиданиям победили не столичные, а ленинградские зодчие. Ведь главным критерием было соответствие общему городскому стилю.

Но большинство архитекторов копировали московские станции. У них просто не было другого примера. Лишь немногие видели иностранный сабвэй, и то это был разрушенный послевоенный берлинский метрополитен. Надо было создавать что-то принципиально новое.

"Когда проектировались эти станции, они проектировались не для заезжих иностранцев, а для ленинградцев. Чтобы в метро они чувствовали себя так же уютно и удобно, как в своей квартире или комнате", -  рассказал начальник музея петербургского метрополитена Владимир Клочков.

Победители были выбраны, проекты утверждены. И вдруг за каких-то полтора года до сдачи первой линии ленинградского метро выходит постановление "Об излишествах в архитектуре". А это значит, что все надо срочно переделывать. И вот 30 колонн на станции" Автово" ставят уже мраморные, они странно смотрятся на фоне уникальных из литого стекла. Дешевле и проще становится оформление "Балтийской" и "Владимирской". Доходит до смешного - срочно делают скромнее и меняют на кафель облицовку почти готовой "Пушкинской".

Советник директора института "Ленметрогипротранс" Николай Кулагин говорит: "Боковые стены сперва запроектировали с лепными разными украшениями, одну стенку даже успели украсить, а когда вышло это постановление, то излишки даже срезали".

Ну и главное изменение коснулось сразу всех станций. Ленинградское метро строилось во славу Вождя Народов. Сталин присутствовал в каждом вестибюле в виде статуй, барельефов, медальонов, мозаики и живописных полотен. Нарвская и вовсе называлась в проекте "Сталинской". Но к открытию метрополитена в ноябре 55-го следы восхваления Вождя остались лишь на трех станциях. В ходе реконструкций исчезли и они.

Источник: сайт Вести.Ru.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи