Опубликовано: 1715

Уникальная фотовыставка в Усть-Каменогорске

Уникальная фотовыставка в Усть-Каменогорске

«Мемориальное зодчество казахов

Восточного Казахстана 19-20 века» - так называется фотовыставка, открытая в новом выставочном зале недавно распахнувшего двери комплекса музея-заповедника в Усть-Каменогорске.

В основу выставки положены материалы доктора архитектуры Искандера Байтенова, профессора Казахской Академии архитектуры. Как рассказал директор комплекса Николай Зайцев, «профессор Байтенов любезно согласился предоставить местным этнографам материал своего исследования».

Археологи и этнографы музея изучили материал, обобщили, адаптировали его для выставки, подготовили красочные иллюстрации. «Когда я погрузилась в материал, то с радостью поддержала идею доступно рассказать и наглядно показать широкой аудитории расположенные в регионе древние архитектурные памятники», - говорит археолог, а теперь уже куратор и гид выставки Галина Петенева.

«В свое время я занималась темой раннего средневековья - тюркскими памятниками. И здесь я узнала, как зодчество развиваться стало впоследствии, мне стало очень интересно. Мы благодарны Искандеру Байтенову, что он откликнулся на нашу просьбу. Ведь архитектура - это очень емкая сфера деятельности человека. Мы можем узнать уровень инженерной мысли и эстетику времени и народа, «прикладные» особенности, знания, материалы, как возводились сооружения, что использовалось и т.д. и т.п. 

Нам это показалось интересно - это напрямую связано с казахской этнографией, и в том числе распространением мусульманства в регионе. В течение пяти лет Искандер Байтенов приезжает сюда, объезжает нашу область, выявляет и фиксирует эти памятники. Он исследует четыре района области - Зайсанский, Катон-Карагайский, Урджарский и Тарбагатайский. Любопытным фактом оказалось то, что местные традиции оказали очень сильное влияние на мусульманскую архитектуру 19 века - начала 20. В частности, особенностью является деревянное зодчество, в Катон-Карагайском, Тарбагатайском районах. Сооружение возводилось без единого гвоздя. На выставке представлено мемориальное сооружение в виде сруба - вырубались выемки, в пазы вставлялись бревна. Иногда устанавливали купол. Сооружения были четырех, шести и восьмигранные. К местным особенностям мемориальной архитектуры казахов можно отнести и просто каменную насыпь, характерную для наших горных районов, над которой уже впоследствии сооружается мусульманская постройка».

Но сама экспозиция уникальной фотовыставки, как подчеркивает Галина Петенева, начинается не с мусульманского памятника зодчества, а с самого древнего в регионе мемориального сооружения - это мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу. 8-11 век. Это раннее средневековье. Башня находится в излучине реки Аягоз. 

Так называемая мемориальная башня, или постройка типа ДЫН - самое раннее мемориальное сооружение в Восточном Казахстане. В отличие от всех остальных мемориальных построек того периода и (более позднего) она сооружена из камня - плитняка, скрепленного глиняным раствором.  Внутри в камере, фиксируются два захоронения. Башня Козы Корпеш и Баян Сулу выделяется своим размером. Башня квадратная, с коническим завершением. В регионе подобных каменных сооружений раннего средневековья не выявлено.

По материалам профессора И.Байтенова, впоследствии мемориальные постройки возводились из сырцового кирпича, и самым высоким сооружением из этого материала является мавзолей Балтыбека кажи, что в Урджарском районе. Причем, он является самым высоким сырцовым строением не только на востоке страны, но и в  Казахстане  - 16 метров. Правда, на сегодняшний день сооружение очень сильно «заплыло». Основание у мавзолея 16-гранное. А вот захоронений там не выявлено.

К наиболее простым типам мемориальных сооружений зодчества периода 19 -начала 20 веков относятся мемориальные ограды. Они были двух форм - круглые и квадратные. Яркий пример круглой, сводчатой мемориальной ограды, является сооружение Бейбасар би. Оно украшено двумя поясами декоративной кладки - это 19 век. Там фиксируется три захоронения. К этой круглой мемориальной ограде пристроена квадратная мемориальная постройка. Внутри у входа воткнута деревянная жердь с тканью. Это так называемый актык - дань памяти этому предку.

Этнографы обращают внимание на тот факт, что у казахов, как прежде, так и по сей день, очень сильна связь с предками, почитания предков. Несмотря на законы шариата, что над могилой правоверного вообще ничего нельзя сооружать, именно в Казахской Степи, возникает эта традиция - глубокого почитания предков. И эта традиция остается незыблемой и по сей день. В этой связи очень интересен мемориал зодчества казахов 19 века - мавзолей Шахантай батыра. Первоначально там была просто каменная насыпь (согласно воле усопшего). Он завещал, чтобы у него вообще ничего не было над могилой. Мавзолей  же был сооружен его благодарными потомками только впоследствии. Между прочим, эта особенность - очень сильная связь с предками - распространена на территории всей Средней Азии, говорит этнограф.

К числу удивительных культовых сооружений относится мечеть Курман кажи. Мемориал середины 19 века, состоит из двух построек, но, к сожалению, вторая часть, где происходило моление, разрушена. Сохранилось только входное помещение. «Сам Курман кажи был выдающейся личностью. Проживал здесь, на востоке страны. Вначале карьеры был военным, воевал с китайцами. Затем отошел от военной службы, совершил хадж в Мекку, принял священный сан и построил эту мечеть. О его щедрости, человечности, заботе о людях до сих пор местные жители хранят память», - говорит она.

Куратор фотовыставки отмечает, что распространение мусульманства на территории востока страны связано с определенными яркими личностями. Ведь здесь, на востоке страны, было распространено одно из направлений христианства - «несторианство». Это зафиксировано документально. Что же касается ислама, то в Казахстане он получает распространение в 13-14 веках.

«Мавзолей Зейнуллы - более поздняя постройка: начало 20 века. Здесь наряду  с погребальной камерой есть еще и молельная. Построена уже архитектором Байзибеком Сатпаевым. У него много построек фиксируется в Зайсане, Семее.

«Примечательно здесь то, что это - единственная постройка, которая облицована жженым кирпичом. Все остальное у нас сырцовое, - продолжает Галина Петенева. - Вот мавзолей Мухамеджана, где при реставрации использовали современный кирпич. Есть еще одна находка: И.Байтенов выявил еще один мавзолей Мухамеджана, второй. Один из них, наиболее известный, указан в энциклопедических изданиях. Мавзолей Космола - памятник 17 -18 века.

У него есть удивительная особенность: он выполнен из сырцового кирпича, уложенного тремя рядами, между которыми нет абсолютно никаких связок. Кирпичи стоят просто на земле. Отсутствие фундамента - является особенностью мусульманского мемориального зодчества. Это повсеместно, начиная от мавзолея Космолы и заканчивая мавзолеем Ахмеда Ясави

Мавзолей Космола - наиболее ранний памятник, где нет перевязки в швах. Он интересен параболическим куполом. Внутри фиксируется несколько захоронений.

Кстати, наиболее распространенными типами мемориальных построек на территории региона являются такие, как мавзолей Баба. Это круглые постройки с коническим куполом, купол складывается с напуском складки. Проекция достаточно высокая со смотровыми окнами».Уже позже это строение скрыл мавзолей из нового кирпича, возведенный потомками, чтобы сохранить память.

«Связь с предками у казахов настолько сильна, что они заключают глинобитные старинные мавзолеи в силикатные одежды - и это национальная местная традиция», - акцентирует археолог.  

На фотовыставке в Усть-Каменогорске представлены интересные шедевры зодчества казахов трехвековой истории.  

Источник: Казинформ.

Загрузка...

[X]