Опубликовано: 1900

Тайна Чингисхана в иероглифах

Тайна Чингисхана в иероглифах

 Имя великого Чингисхана нужно произносить на выдохе. И гордиться, что кровь его потомков хоть в каком-то процентаже пробегает в жилах почти каждого "центральноазиата".

Но что-то такое неосязаемое (назовем это внутренним голосом), подсказывает, что фильм "Тайна Чингис Хана" не повторит судьбу своего главного героя.

Бабочка и боевой конь

В аннотации сказано, что фильм - есть боевик. Приключенческий. В основе картины - роман "По велению Чингисхана" Николая Лагунова. Поэтому относиться к фильму как историческому полотну не нужно. Хотя со мной, наверное, не согласятся представители тувинских СМИ.

В картине про великого воина достойное место должны занимать батальные сцены. В них, кстати, участвовали 300 солдат регулярной монгольской армии и 50 каскадеров-конников. Однако самой красивой была сцена с бабочкой, которая опустилась на морду боевого коня во время скачки. Еще хороша была сцена со стрелой. Сам Тенгри воспротивился всем законам баллистики и враг, скрывающийся от стрелка за спинами воинов, был поражен стрелой, пущенной в небо. В остальном, было традиционно жаль лошадей.

Единый Закон

Дарование Чингисханом Единого Закона народу степи шло через кровь. Люди всегда сопротивляются, когда их ведут прямой дорогой к благу. История знает много таких примеров. Вот и здесь раздор с братьями произошел из-за принципиальности героя. Здесь было и братоубийство, и месть за женщину. И все потому, что не все хотели признавать Закон.

И когда уже решены были, казалось бы, все вопросы законности и братства, Чингисхан, желающий мира, но идущий войной, вдруг идет покорять. Именно вдруг. Потому что уже забыты прежние обиды, покорились непобедимые найманы, да и вообще, наступило время собирать камни. Но тут под знамена великого Темучина вновь собираются многочисленные воины, начинается история великого хана и заканчивается картина.

Вопросы веры

Однако, на мой взгляд, были и другие мотивы раздора: не единожды Темучина объявляют варваром без веры. И не раз он обращается к Тенгри, чтя его как единственного бога. Но во всех ключевых сценах фигурирует католик Иван. Может быть, это даже реверанс в сторону францисканского монаха Джованни Монтекорвино, который перевел Новый Завет на монгольский язык. Но именно он, не выпуская креста, призывал не убивать, настаивая на том, что все двуногие - братья. И именно он унес к стенам какого-то города рукопись о жизни Темучина в иероглифах, записанную китайским учителем сына героя. Историю жизни, личную, а значит - тайную.

Когда парил орел

Тема биографии великого воина - очень благодарная. В первую очередь, потому что в ней полно "белых пятен". Так что любой творец может сколь угодно долго предлагать миру вариации, которые так никогда и не победят тему. Просмотр располагал к параллельному обсуждению во время длительных демонстраций парящего в небе орла.

Чтобы не отвлекаться на животрепещущие темы скачкообразных изменений цен на нефть, говорилось о Темучине. Это очень правильный ход, он экономит время. Чтобы можно было сразу уточнить у соседа, для чьей именно сестры так и не украли лошадь и кто именно убил шамана. А также подумать над мотивами поступков главного героя.

Якутский бриллиант

Моя мама смотрит сериалы. Нормальное явление. Но каждая серия любого "мыла" напичкана рекламой. Поэтому именно мама узнала о том, что любой купивший билет на фильм "Тайна Чингис Хана" получает возможность участия в розыгрыше якутского бриллианта. По этому поводу она даже высказалась, в том смысле, что уже и так на просмотр заманивают.

А я скажу не таясь, что это первая и единственная причина данную картину посмотреть.

***

Чингисхана умом не понять и кинолентой не измерить?

Уже давно прошло время завоеваний XII-XIII вв., которые должны были объединить в руках одного человека территории Евразии, как говорится "до самого конца земли и моря". Ибо, таково было веление Тэмучжина, в дальнейшем нареченного Чингисханом. А историки все не перестают исследовать эту противоречивую и одну из наиболее влиятельных личностей человечества, писатели посвящают ему свои романы, а режиссеры, разумеется, фильмы.

Только в России, в последнее время с перерывом в 2 года появилось два фильма, показывающих Чингисхана - владетеля мира во всей его красе. Первый фильм "Монгол" Сергея Бодрова-старшего вышел в 2007 году и произвел фурор. Но не успели остыть страсти по нему, как якутский режиссер Андрей Борисов представил свою трактовку жизни великого правителя степей в фильме "Тайна Чингис Хаана".

Надо сказать, что снимать фильм о такой значительной фигуре, большая ответственность, неподъемная ноша и, в принципе, неблагодарное дело. Каждый народ сохранил в памяти свою историю о Чингисхане и здесь практически невозможно пересказать его жизнь без искажения правды. Если само имя только на русском языке имеет несколько вариантов написания Тэмуджин, Темучин и т.д.

И как бы ни был снят фильм, очевидно, всегда найдутся критики, которые будут указывать на ту или иную историческую неточность.

Но фильм "Тайна Чингис Хана" продемонстрировал крепкий пинок всем канонам и общеизвестным фактам.

Скорее всего, Андрей Борисов, ведомый своей национальной принадлежностью к свободным северным народам, представил слишком вольную, да что греха таить, практически альтернативную трактовку жизни Чингисхана. Более того, замахнулся на разгадку тайну его судьбы.

Итак, зритель идет на историческую картину, чтобы не только насладиться пейзажами бескрайних степей, гор, рек на большом экране, но, и, в конце концов, понять в чем же заключается загадка Чингисхана. Однако не получает даже элементарного эстетического удовлетворения от проведенных вне дома двух часов. Фильм не имеет никакой повествовательной канвы, потому и не затягивает в себя зрителя, спустя 9 веков.

А тем временем зритель нетерпеливо ерзает в кресле, и спустя десять минут от начала фильма, когда ему показывают какие-то абстрактные кадры о природе, все не теряет надежды, что вот-вот сейчас случится завязка, а затем - кульминация и развязка. Ан, нет.

Весь фильм состоит из множества нарезок из видов природы, массовок со всадниками и воинами, вперемешку с размышлениями вслух главных героев: Темуджина, его сводного брата Джамухи, а порой и что-то прорицающего/кого-то проклинающего шамана.

В результате, можно ставить следующий диагноз картине: Андрей Борисов попытался объять необъятное, и его фильм просто развалился как карточный домик из-за изобилия тем и героев. Они в процессе фильма взрослеют и, соответственно, меняются, а тем временем в головах зрителей происходит настоящий сумбур - пока идет идентификация героев, кто кому какой родственник, и кого обозвали братоубийцей, и чьи войска кому мстят в очередной раз.

Да, в фильме есть красивые кадры и мелодичные звуки домбры, а также типичного гортанного пения, но они как-то больше напрягают, вместо того, чтобы радовать глаз и услаждать слух. Ведь хочется понять характер Чингисхана, который нельзя раскрыть через действия. А согласно видению режиссера, Чингисхан в свои взрослые годы только и делает, что сидит на возвышенности, перебирая то камни, то песок, и горюет, что вынужден подчиниться надуманному велению бога неба Тенгри - вершить судьбы людей, объединить степь, и, конечно, большой ценой, с человеческими жертвами.

Чингисхан, который по воле судьбы был сыном смелого воина Есугай-баатура и уже как его последователь принял вызов судьбы - стать правителем, и где-то в глубине души знал, что должен изменить мир - предстает безвольным и слабым.

Но как он сумел достичь орлиных высот впоследствии? Более менее правдоподобной версии зрители от фильма-клипа, фильма-заставки, фильма-былины так и не дождались. А ведь над картиной работали три государства - Россия, США и Монголия, и снимался он и в пустыни Гоби, и в Хакасии, и в Якутии и на Алтае.

А в итоге получился слабенький недоношенный "синема-ребенок": и не документальный (из-за множества неверно изображенных исторических моментов), и до художественного не дотянувший.

Финал фильма оказался также бездарен, как неожидан и нелеп. Он не заканчивается, а просто прерывается, когда Темуджин подходит к Великой Китайской стене, сразу же после того, как ему подчинился его сводный брат Джамуха, который, кстати, по сюжету обладал большим даром предвидения, благородностью и многими другими славными качествами, присущими истинному лидеру.

Поэтому фильм "Тайна Чингис Хана" скорее можно сравнить не с "Монголом", а разве, что с "Кочевником", над которым также работало несколько государств, и бюджет был немалый 10 млн долларов ("Кочевники" - 24 млн долларов, "Монгол"- 15 млн евро - прим.авт.), а в результате вышел фильм-клип с крупными планами и музыкой степи.

В кино ходили Дина Саблина и Олеся Иванова

Иллюстрации с сайтов www.afisha.kz и www.kino.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи