Опубликовано: 4 3811

Супер Баха – крутой казахстанский пацан

Супер Баха – крутой казахстанский пацан

В понедельник в Алматы состоялся пресс-показ молодежной комедии «Супер Баха», поставленной на «Казахфильме» им. Шакена Айманова режиссерским дуэтом – Тулегеном Байтукеновым и Тимуром Касымжановым.

Новый фильм, снятый в жанре комедийного комикса, адресован в первую очередь подрастающему поколению. Это довольно забавная история о трех закадычных городских старшеклассниках, которые то и дело подвергаются нападкам со стороны местных хулиганов-сверстников. Особенно достается Бахе – меланхоличному недотёпе-очкарику. Он и мяч-то не может как следует паснуть детворе, играющей в футбол во дворе дома. А что уж говорить о наглой шпане! Перед ее натиском не больно-то устоишь, особенно когда «отморозки» силой отбирают у таких, как Баха, карманные деньги и мобильные телефоны. А тут еще в школе появилась очаровательная новенькая одноклассница. Но и перед ней Баха предстает не в лучшем свете. Понятное дело – хочется тинэйджеру быть сильным и ловким. Вот и грезится ему совсем иная картина, где на долю Бахи выпадает уникальная миссия – стать супергероем. Чему в немалой степени помогает изобретенный его другом чудодейственный эликсир, способный дать человеку сверхвозможности. В борьбе трех друзей с хулиганами и главным негодяем этой киномистерии Сакеном, жаждущим реальной власти, и закручена драматургическая пружина фильма.

Скажем прямо: сюжет не новый. Главное здесь – как он обыгран, каким мировым кинохитам «Супер Баха» передает приветы. И тут следует отметить, что авторы первого казахстанского кинокомикса проявили свою изобретательность в подаче материала, используя прикольные анимационные вставки. Они и есть самое главное украшение этой картины. Порадовал также целый ряд удачных шуток и гэгов: сбитый мячом спутник, застрявшая в зубах злодея пуля, «пытка» отвратительной музыкальной попсой... Честно, смешные моменты, как и подобает комедии, были. Были даже и трогательные – например, с опавшим лепестком розы на столе. А вот эпизод в юрте, куда Баха приходит к деду, показался слегка нарочитым, как и некоторые прозвучавшие из уст аксакала фразы. Они, пожалуй, из другого кино. Придавать излишне философский смысл комиксу – неблагодарное занятие. Разумеется, сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Но ведь и так всё ясно и понятно без патетических возлияний и назиданий.

А к пословице обращаюсь по примеру самих же авторов. Их герой Баха, отведав волшебного зелья (к слову, прекрасен кадр с «действием» в организме молекул эликсира), начинает активно использовать в своем лексиконе народные поговорки. Звучат в фильме и умные мысли конкретных высоколобых мужей, например Ницше. Режиссеры (а они же еще и сценаристы фильма) хотели объять необъятное. Поэтому в фильме много чего «наворочено». И порой весьма умело. Особенно любопытно было смотреть фильм в первой его половине. Новизна кинематографического почерка подкупила сразу же. Но постепенно, когда киноязык стал понятен, началась «пробуксовка» нескольких линий. Хотя развитие сюжета до последнего кадра у меня как у зрителя все равно вызывало определенный интерес.

Конечно же, я была пристрастна изначально. Чего ж греха таить – очень хотелось увидеть творение Тулегена Байтукенова, известного алматинского журналиста. Он, как и его сорежиссер Тимур Касымжанов, «вгиков» не заканчивал. Но в кино разбирается. Его журналистский почерк читателям хорошо знаком: тонкий, ироничный (а порой и едкий), наблюдательный. Тулеген не первый, кто пришел в режиссуру из кинокритики. Пожалуй, здесь уместно было бы вспомнить имя Франсуа Трюффо. А что? Он тоже с двадцати лет писал о кино, обратив на себя внимание резкостью суждений. Сотрудничая с журналом «Кайе дю синема» и другими изданиями, Франсуа опубликовал более сотни статей. Режиссеры-мэтры заявляли тогда: «Критиковать-то легко! А вы сами попробуйте снять кино!» Трюффо взялся! Сначала это были три короткометражки. И уже в 27 лет режиссер сделал свою первую большую картину «400 ударов» – историю злоключений парижского школьника-фантазера Антуана Дуанеля, которому так не хватает понимания и тепла...

К чему я это всё? Да к тому, что в этом дебютном фильме юный актер Жан-Пьер Лео, равно как и его товарищи по съемочной площадке, исполнили свои роли глубоко, проникновенно и убедительно – комар носу не подточит! Замечу, большинство наших молодежных фильмов последних лет, снятых новичками-режиссерами, грешат одним и тем же: очень неровно работают у них в кадре молодые исполнители. Что-то, естественно, у них получается, но в целом претензий к актерской игре уйма. Это касается и довольно добротно сделанной ленты «Сказ о розовом зайце», и социальной драмы «999», и, конечно же, пары эксцентричных комедий – «Кайрат-чемпион. Девственник номер 1», «Два пистолета. Неуловимый Бриллиант».

В том же списке и предыдущая – дебютная – картина Тимура Касымжанова «Дерибас». После премьерного показа этого фильма в декабре 2007 года я поинтересовалась у постановщика, какие учебники по режиссуре он изучал. И Тимур ответил: «Сложный вопрос. Пытался читать Станиславского. Это об актерском искусстве, но ведь через актера режиссер может понять себя. В принципе, напишите, что я – самоучка». Себя понять – мало, надо объяснить актеру его задачу, добиться от него ее исполнения. Умение работать с артистом – одна из главных составляющих режиссерского ремесла. Для Тимура «Супер Баха» – уже второй опыт работы в большом кино. Прогресс по сравнению с первой картиной, что называется, налицо. По всем компонентам режиссерской деятельности.

Кто кому больше помогал – Тимур Тулегену или наоборот, – вопрос, конечно, интересный. Но тандем состоялся, и неплохой. Да и историю режиссеры придумали прикольную, занимательно ее смонтировав. И оператор у них снимал здорово, и художники постарались, и музыкальное оформление удалось. Жаль, что «перегибы» относительно актерских работ видны невооруженным глазом. Даже профессиональный артист Толепберген Байсакалов, который покорил меня в «Тюльпане», в «Супер Бахе» много переигрывал. Спору нет – можно сослаться на жанр и «спрятаться» за гротеск. Всё ясно, но органики недостает. Органики! То ли во время кастинга авторы (и не только этой картины) не могут рассмотреть подходящие к роли кандидатуры, то ли дело в самой режиссуре, в подходе к актерам. Ну ведь находил же Абдулла Карсакбаев талантливых ребят на главные роли в свои (теперь уже ставшие легендарными!) фильмы: «Меня зовут Кожа», «Алпамыс идет в школу», «Путешествие в детство»... Вспомните этих мальчуганов: какая естественность существования на экране, какая гибкость в игре! Наверное, рука Мастера им помогала. Для меня вообще актер в кадре – главная составляющая фильма. В этом смысле всем нашим молодым режиссерам есть куда еще стремиться...

После просмотра «Супер Бахи» в разговоре с главным редактором «Казахфильма» Дидаром Амантаем я заметила, что буквально на днях посмотрела фильм «Древо жизни» – триумфатора недавнего Каннского кинофестиваля. Боже, как там работают дети – главные герои фильма! Причем не уступая Брэду Питту. Фантастика! Думаю, нашим мастерам не мешало бы поучиться на таких классных примерах. На что мой собеседник тут же парировал: «Так там и бюджет был не такой, как у нас!» Бюджет здесь ни при чем. Трюффо, как и все французские режиссеры-нововолновцы, снимали свои первые фильмы на копейки. Поэтому и вышли на улицы: в павильонах ставить дороже было. Это теперь, чтобы завоевать зрителя, режиссеры стремятся «нагрузить» свои истории яркими спецэффектами и «заморочками». В случае с «Супер Бахой» этот эксперимент удался. Но как оценит фильм публика? Вопрос риторический...

Источник: Известия Казахстан

КОММЕНТАРИИ

Нурсултан 17.06.2011

Ну почему наши не могут снять просто хороший фильм? Игра актеров оставляет желать лучшего. Ничего интересного в фильме не нашел. Извините, фильм откровенное го*но. придумали своего героя. Правда придумали мало чего, скорее не аккуратно слизали с запада. Фильм может быть и для детей, но между "кунг фу панда 2" и "Супер Бахой" племянники единогласно выбрали первое. Даже на бесплатный показ этого фильма лично сам вряд ли пошел бы. Такое ощущение что у всей съемочной группы "руки из жопы растут". Желаю успехов в дальнейшем. Но сам не верю в этот успех, в нашей стране принято обвинить зрителя в том, что он ничего не понимает в искусстве и у него недалекий ум, вместо того чтобы прислушаться. От этого и нет развития кинематографии у нас. Год за кодом выпускаем всё новый и новый позор. Назовите хотя бы 1 на ваш взгляд хороший фильм снятый за последние 10 лет, и я назову вам 10 причин почему это снова позор. Молодежи хватило суперидиотического фильма "Кайрат чемпион", так не надо трогать детей очередным "суперидиотом".Снимайте просто хорошие фильмы, а для этого слушайте зрителя, он плохого не посоветует. Огромное спасибо.

С уважением, Нурсултан

Асель 20.06.2011

А мне фильм понравился. Наконец-то и у нас появляются свои кинофильмы и нам есть что обсудить. Естественно, всем угодить невозможно, на вкус цвет всего населения никогда не угодишь. Но тем не менее, фильм получился ярким, легким, интересным, быстрым современным. И ребята играют неплохо. СуперБаха красавчик!

Ginzo 21.06.2011

Ужасная рецензия. Не верьте ни одному слову. Фильм - отвратителен, примитивен, глуп.

Видимо, журналистка Галина Леонова из "Известий" потеряла чувство реальности. Вместе с режиссерами фильма "СуперБаха".

Алибек 05.03.2012

Мне очень стыдно, просто позор. Надеюсь этот фильм не покажут за пределами Казахстана.

[X]