Опубликовано: 1700

Стравинский и Шанель: роман в черно-белых тонах

Стравинский и Шанель: роман в черно-белых тонах

Только что вышедший на британские экраны новый фильм "Коко Шанель и Игорь Стравинский" открывается сценой одного из самых известных и самых скандальных эпизодов в истории мирового искусства.

Под улюлюканье и свист, возмущенные крики "Убирайтесь обратно в Россию!" и вмешательство полиции проходила на сцене парижского театра Champs d'Elisee 29 мая 1913 года премьера балета “Весна Священная”. Для пришедшей на обычный абонементный спектакль почтенной буржуазной парижской публики радикализм дягилевского Ballet Russe казался шоком, а то и издевательством: нервная, резкая музыка Стравинского; дикая, языческая трясучка танца в хореографии Вацлава Нижинского; совершенно непривычные декорации и костюмы Николая Рериха.

Впрочем, нашлись и те, кто воспринял спектакль с восторгом. В их числе была и попавшая в театр совершенно случайно, по приглашению подруги, ничего не знающая о русском композиторе Габриэль Шанель. Она только-только начинала к тому времени выбиваться из скромных модисток во владелицу магазинов одежды и начинающего модного модельера.

Тогда Шанель и Стравинский не встретились, но в 1920 году, спустя семь лет (и какие семь лет!) - во время очередной попытки Дягилева восстановить постановку "Весны священной" их знакомят в Париже. 

Теперь положение их совершенно иное. Габриэль (теперь уже Коко) Шанель - владелица модной фирмы и сети магазинов в Париже и на Лазурном берегу - начинает работу над своими первыми и ставшими самыми знаменитыми в мире духами Chanel № 5. Стравинский - бедствующий эмигрант, вынужденный вместе с больной туберкулезом женой и четырьмя детьми ютиться в крохотной парижской квартирке. Шанель финансирует спектакль и предлагает Стравинскому с семьей поселиться в своем роскошном загородном доме.

Достоверный вымысел

Эти факты известны из истории. Все остальное содержание фильма - страстные любовные отношения между двумя харизматическими личностями – художественный вымысел. В основу фильма положен роман британского писателя Криса Гринхалджа "Коко и Игорь". И хотя сам писатель признает, что достоверных документальных доказательств существовавшей между его героями связи нет, сомнений, тем не менее, она у него не вызывает:

"Я считаю, что отношения между ними существовали, и любовный роман между моими героями можно считать установленным фактом. Свою уверенность я обосновываю на трех свидетельствах. Биографы Стравинского Стивен Уолш и Роберт Крафт, который жил и работал с композитором всю вторую половину его жизни, на основании того, что им говорил сам композитор, убеждены: отношения эти существовали. Шанель уже на закате жизни в одном из интервью тоже рассказывала об этом романе. И хотя никаких писем, никакой переписки, никаких дневников, подтверждающих это нет, но слова людей, близко и хорошо знавших и Шанель, и Стравинского, стали для меня достаточным основанием для моей уверенности. Ну и к тому же факты говорят сами за себя: оба они находились в вилле Шанель под Парижем, он жил там с женой и четырьмя детьми. Жена была больна туберкулезом и по сути дела прикована к постели. Любовник Шанель умер годом раньше. Психологически, эмоционально оба они искали чего то нового, и отношения между ними в такой обстановке были совершенно естественными, если не неизбежными", - рассказал в интервью "Пятому этажу" Крис Гринхалдж.

Но одно дело получить если не доказательство то уверенность в существовании романа, и совсем другое - наполнить его реальным содержанием, придумать отношения, о которых достоверно практически ничего неизвестно. Крис Гринхалдж продолжает:

"Я исходил из концепции, из определенной модели. Они ведь прожили параллельные жизни, разница в возрасте у них всего год и умерли они в один год. Второе родство между ними - чувственность их профессий. Страстью Стравинского была музыка, страстью Шанель - духи, и это чувственное соответствие стало ключом в моем подходе. И третья образная идея - использование черно-белых тонов. Черно-белые клавиши рояля и неизменная черно-белая отделка платьев Шанель. Параллельные жизни, чувственность, черно-белые тона - именно на этом я выстроил образную систему персонажей. Шанель - очень независимая, даже жесткая женщина, но вместе с тем в жизни ее были грусть и печаль. Она очень рано потеряла родителей, потеряла своего возлюбленного. Стравинский жил музыкой, но и он остро нуждался в эмоциональной поддержке. Жена Катерина была его двоюродной сестрой, они были вместе с 15 лет, отношения между ними были теплыми, но без страсти, и Шанель подарила ему эту страсть", - убежден писатель.

Музыка, духи, черно-белые тона

Экстраординарные харизматические личности, музыка, духи, черно-белые тона, - все эти заманчивые образы перевести на язык кинематографа взялся живущий во Франции голландский режиссер Ян Кунен, до сих пор известный больше всего, пожалуй, своей криминально-сюрреалистической драмой "Доберман".

"Меня в этом проекте привлек сценарий, но больше всего пожалуй музыкальная вселенная Стравинского. Ведь судьба его до сих пор никак не была отражена в кино, и мне показалось очень важным сделать его и его музыку ближе и понятнее широкой публике. Очень интересным показалось сочетание страсти и творчества, но и, конечно, отношения между мужчиной и женщиной в 20-е годы. Ведь Коко по настоящему современная женщина: она ведет огромный бизнес, она меценат, поддерживающий искусство - ничего подобного женщины в то время себе не позволяли. Стравинский в то же время человек более рациональный и развитие отношений между ними было для меня чрезвычайно интересным", - рассказывает режиссер.

Актерский треугольник

В таком личном, очень интимном фильме ключевым является выбор актеров. И тут - во всяком случае, в женской роли - режиссеру невероятно повезло. Французская актриса Анна Муглалалис - исполнительница роли Коко Шанель - вот уже несколько лет является рекламным лицом фирмы Chanel и музой ее главного дизайнера Карла Лагерфельда:

"Эта роль - подарок судьбы. Впервые мне довелось готовиться к роли так долго, целых восемь лет, причем совершенно этого не осознавая. Все эти годы я собирала информацию о Шанель, не представляя себе, что в один прекрасный день мне доведется воплотить ее на экране. На первый взгляд у меня с ней нет ничего общего, но, беспрестанно думая о ней, я вдруг почувствовала себя этой женщиной. Ее отношения со Стравинским - по сути дела символ меняющегося времени, знак идущих на смену друг другу веков. В то же время я слышу в этой истории перекличку и с сегодняшним днем. Во время съемок меня не покидало ощущение, что проблемы и дилеммы наших героев - те же, что и у нас", - считает Анна Муглалис.

Роль Игоря Стравинского сыграл датский актер Мадс Миккельсон, более всего известный по своей роли главного злодея в бондовском фильме "Казино "Рояль". Задача ему предстояла, прямо скажем, непростая: перед началом съемок он должен был серьезно улучшить свой минимальный французский, освоить несколько фраз на совершенно неведомом ему русском и научиться, если не играть на рояле и дирижировать, то, по крайней мере, убедительно делать вид, что он музыкант до мозга костей.

Но главное, что привлекло его в роли - сложнейшая психологическая ситуация в которую - вместе со страстью и любовью - вовлек его роман с Шанель:

"У Стравинского не было выбора, и его это не радовало. Он приехал из России, он вырос в патриархальной среде, он привык к тому, что женщины знают свое место. Шанель олицетворяет свободу и независимость, согласиться с которыми он не може, но которые тем не менее, необоримо влекут его. Он подпадает под ее очарование и позволяет ей взять себя под свою протекцию. Для него это большой удар, но именно так складывается его ситуация", - говорит о своем герое актер.

Как соль на раны воспринимает подарок Шанель жена Стравинского, разумеется, догадывающаяся о том, что происходит между ее мужем и гостеприимной, но не очень деликатной хозяйкой-француженкой. Исполнительница роли Катерины - российская актриса Елена Морозова - настоящее открытие фильма.

Вместе с музыкой она привносит в фильм уже не поддельное, как в неуклюжих попытках Мадса Миккельсона говорить по-русски, а подлинно русское очарование.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи