Опубликовано: 820

Страсти по Рублеву: 650 лет со дня рождения иконописца

Страсти по Рублеву: 650 лет со дня рождения иконописца

В этом году отмечается 650-летие со дня рождения Андрея Рублева.

В июле 1988 года, в честь тысячелетия Крещения Руси, Рублев был причислен к лику святых. Между тем, об авторе «Троицы» известно крайне мало. Даже дошедшее до нас имя Рублева – Андрей – не подлинное, а монашеское, принятое им при постриге уже в зрелом возрасте. Но именно оно стало для всего мира символом древнерусской иконописи, рассказывают «Новости культуры»

В 1964, когда Тарковский снимал «Андрея Рублева», Николаю Бурляеву было восемнадцать. Роль колокольных дел мастера Бориски он до сих пор считает главной работой своей жизни. И речь не только о кино.

«Очень многих заставил "Андрей Рублев воцерковиться, приблизиться к Господу. И меня, и Андрея Тарковского, и консультанта фильма Савву Ямщикова, и практически всю группу. Кстати, кое-кто из тех, кто работал над этим фильмом, потом стали духовными лицами», – говорит народный артист России.

Родиться 650 лет назад Рублеву помог писатель Илья Эренбург. В конце 1950-х Спасо-Андроников монастырь, где похоронен иконописец, был приговорен к сносу. Чтобы спасти храм, Эренбург «придумал» день рождения Рублева и с трибуны ЮНЕСКО предложил отметить 600-летие с этого дня в 1960 году. Монастырь «помиловали», дату отпраздновали, а уже через четыре года Тарковский снимал там эпизод «Андрея Рублева». Это был первый фильм о будущем святом в советской безбожной России. В 1988 Рублева канонизировали как святого, и это был уникальный случай. Ведь точно о нем не было известно ничего. Какие совершал подвиги, чудеса, если чудеса, конечно, имели место? Единственным чудом, которое признавали абсолютно все, была икона Пресвятой Троицы, которую Рублев написал для Троицкого Собора Троице-Сергиевой Лавры.

«Жития преподобного Андрея Рублева нет. Известны только косвенные свидетельства, что именно здесь он подвизался и как монах, и как подвижник веры, и ученик преподобного Никона, игумена Радонежского», – рассказывает насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Иаков.

Росписи церквей в Москве, Владимире и Троице-Сергиевой Лавре – вот все, что известно об Андрее Рублеве. Кто были его родители, где он учился иконописи, когда принял монашеский постриг? Для ученых это загадки. О «Троице» сегодня знают гораздо больше, чем об иконописце.

«Из Троице-Сергиевой Лавры они перекочевали – то ли он один, без Даниила Черного, то ли вместе – сюда для исполнения росписи Спасского Собора. И они в старости один за другим умерли. Вот все, что мы знаем», – замечает директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов.

В 2003 году в алтаре Спасского собора Андроникова монастыря археологи обнаружили захоронение двух монахов. Судмедэксперты установили, что они жили в конце XIV века – тогда же, когда жили Андрей Рублев и его ученик Даниил Черный. Исследователи считают, что это и есть останки знаменитых иконописцев. Тем более, что в их костях были обнаружены металлы, которые прямо свидетельствуют об их профессии.

«Белила свинцовые. Там написано даже так: это или иконописцы или металлурги», – поясняет настоятель храма Спаса Нерукотворного в Спасо-Андрониковом монастыре протоиерей Вячеслав Савиных.

Идентификацией найденных останков занимались десятки ученых, в том числе специалисты, изучавшие останки семьи Романовых. И только директор музея Геннадий Попов не спешит признавать их результаты.

«Разговоры о том, что Андрей Рублев как-то выделялся среди старцев Спасо-Андроникова монастыря, и уже в преддверии будущего открытия Грабаря... Вряд ли его могли похоронить в алтаре», – полагает он.

Споры вокруг фигуры Андрея Рублева продолжаются уже много лет и не только в связи с местонахождением его могилы. До сих пор не разрешен вопрос, будет ли когда-нибудь «Троица» Рублева хотя бы на время – для поклонения верующих – перенесена в Лавру, для которой была написана. Об этом просил еще патриарх Алексий Второй, но реставраторы Третьяковской галереи пока возражают. На этом фоне приобретает новое звучание и кажется пророческим первоначальное название, которое дал своему фильму Тарковский – «Страсти по Андрею».

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи