Старинная пластика и женская грация – «Шотландская симфония» вновь на сцене Мариинки
![]() |
«Он перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев», – говорил Морис Бежар о Джордже Баланчине. Сегодня в репертуар Мариинского театра после двадцатилетнего перерыва возвращается «Шотландская симфония». Одно из самых поэтичных творений зрелого Баланчина перенес на петербургскую сцену американский хореограф Бен Хьюс. Партия «новой |
Постановщик спектакля Бен Хьюс репетирует с солистами даже во время прогона. Главные партии в «Шотландской симфонии» готовят сразу восемь пар. Каждый день Хьюс по тринадцать часов проводит в репетиционном зале.
«Я никогда не работал так много, и у меня не было так много пар. С каждой я работал индивидуально. Баланчинские балеты сложны скоростью, точной фразировкой, активной работой стоп. А в "Шотландской симфонии" еще существует такое понятие как полетность и невесомость. Как в космосе», – говорит балетмейстер.
В середине восьмидесятых «Шотландская симфония» шла в репертуаре Мариинского. Еще живы старые костюмы, они задействованы и в новой постановке. До сих пор в Мариинке помнят, как Сьюзен Фарелл учила солистов «танцевать музыку».
«Ноги должны работать очень четко, как часы, а руки должны быть подвластны ветру музыки, акцентам, аккордам. Они должны не останавливаться, а продлевать, все время жить», – рассказывает педагог-репетитор Мариинского театра Ирина Чистякова.
Секретам «Шотландской симфонии» Сьюзен Фарелл учила и Бена Хьюса в «Нью-Йорк Сити балле». Каждый нюанс должен быть выверен с максимальной точностью – это главное требование Фонда Баланчина при переносе балетов. По сравнению с другими шедеврами Баланчина, «Шотландская симфония» всегда остается немного в тени. Вместо традиционного Стравинского и Чайковского – Мендельсон и ярко выраженный национальный колорит. Хореограф поставил балет в 1952 году, после гастролей в Эдинбурге.
«Впечатления от шотландских парадов, которые были каждый вечер. Шотландские барабанщики, мужчины в килтах, плюс тяга к романтическому миру», – замечает исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра, балетмейстер-репетитор Юрий Фатеев.
Художник по свету Владимир Лукасевич также работал над старой постановкой «Шотландской симфонии», но сейчас ему пришлось делать все с чистого листа. «Наша задача – сделать точно по партитуре Баланчина. В том виде, в каком он существовал», – поясняет он.
Для Ульяны Лопаткиной «Шотландская симфония» – это вызов самой себе. Главная героиня напоминает Сильфиду. Этого балета в репертуаре Лопаткиной нет – слишком воздушная, нереальная, далекая от земли. Впрочем, в «Шотландской симфонии» героиня соткана не только из воздуха. Музы Баланчина были реальными женщинами. Он посвящал и дарил им свои шедевры. Современные балерины это всегда помнят.
«"Шотландская Сильфида" допускает много разных вариантов, версий и интерпретаций. Она более естественная, более живая, более человечная. При этом сохраняется флер изысканности старинной пластики в сочетании с настоящей эмоцией, настоящей женской грацией. В ней есть что-то неуловимое от современной женщины», – считает Ульяна Лопаткина.
Евгений Иванченко, впервые увидел «Шотландскую симфонию», когда только пришел в театр. Мечтал, что когда-нибудь станцует главную партию. Ждать пришлось пятнадцать лет. «Здесь именно физически тяжело. Дыхание срывается. Когда много раз повторяешь, все уже в ногах, уже об этом не думаешь, и появляется легкость. Только тренировки, бесконечные репетиции – по шесть часов в зале репетировали», – рассказывает солист Мариинки.
Это уже одиннадцатая постановка Баланчина в Мариинском театре. И, кажется, не последняя. «Мистера B» здесь любят не только балетная труппа, но и зрители. Во всяком случае, лишних билетиков на премьеру точно не будет.
Фото с сайта http://www.vashdosug.ru
Оставить комментарий
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи