Премьера прошла с большим успехом. Юные зрители с большим вниманием следили за приключениями Ивана Царевича, переживали за положительных героев спектакля. А когда герои спектакля советовались с юными зрителями (с народом, — как говорил Царь (арт. Евгений Ефремов) зал дружно отвечал во всю силу своих 500 голосов. Покорила всех баба Яга в исполнении артистки Татьяны Костюченко.
Мы задали несколько вопросов режиссеру спектакля — Алексею Алексеевичу Орлову.
— Сказку об Иване Царевиче и Сером Волке мы, понятно, знаем с детства. Что легло в основу вашего спектакля, Алексей?
— Две сказки — об Иване Царевиче и Сером волке, и о молодильных яблоках. Как известно, отец у трех братьев при смерти, и они оправляются за средством, которое может его исцелить – за молодильными яблоками, которые своровала Жар-птица. И вот наш герой Иван путешествует в поисках яблок из царства в царство и по дороге совершает много подвигов: спасает землю от змея Горыныча, спасает Елену… А когда его убивают завистливые братья, Ивана оживляют Серый волк и баба Яга.
— Получается, злой Серый Волк у нас положительный герой?
— Я вам больше скажу. Есть такая былина о князе Вольге Святославовиче. Основными отличительными его чертами являются способность к оборотничеству, умение понимать язык птиц и зверей. Князь-богатырь один мог победить большое войско, потому что мог превращаться в различных зверей и растения. Вот у меня и родилась мысль, что наш Серый Волк – и есть Вольга Святославович. Он собирает дружину, чтобы защищать русскую землю…
— Я знаю, что во время спектакля ваши герои будут употреблять не только русские, но и старославянские слова…
— Меня очень интересует возрождение русского языка в том виде, в котором он был только до революции. Образность его букв. Ведь тогда каждая буква имела смысл, в разных сочетаниях слов смысл варьировался. Иногда бывает очень интересно расшифровать то или иное слово. Мы видим его глобальный, вселенский смысл. Меня это потрясает.
— Например…
— Возьмем близкое нам слово культура. Куль – это мешок. Т – утверждение – это что-то твердое, незыблемое. У – принадлежность чему-то. Ра — божественный свет, жизнь. Вспомните бога Ра. То есть получается, слово культура мы можем перевести как «твердый мешок божественного света».
— Потрясающе.
— Получается, слово «культура» гораздо выше, чем слово «искусство». Ведь мы говорим «искусственный», и это правильно. А культура – это незыблемо. Или, вы знаете, что в свое время запретили слово «кон». Изъяли его у Даля. А ведь кон – это основа всей философии русской культуры. Вспомните – испокон веков, на кону, закон… То, что за коном – не правильно, а мы сейчас живем по за-кону, то есть вне правды.
— И много у вас в спектакле будет таких интересных старославянских слов?
— Язык у нас будет все же современный, иначе придется везде заменять слово «говорить», например, словом «глаголить», что будет резать слух, дети не будут понимать, о чем идет речь. Но некоторые старорусские слова зрители в спектакле услышат. Например, «казню» вместо «убью». На мой взгляд, надо постепенно приучать детей к тем правильным словам, которые имели образный смысл. Я хотел сделать спектакль шире, чем просто детская сказка, сделать русский эпос, чтобы дети, переживая за героя, поняли, что необходимо защищать свою землю, чтить своих родителей, заботиться о них, как поступает Иван. Ведь Иван отправляется в свое далекое путешествие на поиски молодильных яблок для того, чтобы спасти умирающего отца. Вольга Святославович по большому счету собирает дружину, чтобы защищать русскую землю…
— А какие актеры заняты у вас в спектакле?
— Виталий Куприянов – Иван Царевич, Юрий Гнусарев – Серый волк. Баба Яга – Татьяна Костюченко. Это придуманный мною персонаж. Она рассказывает детям сказку и постепенно включается в действие, помогает Ивану достать живую и мертвую воду. В конце спектакля все ее встречают как героиню.
— Немного странно… Ведь баба Яга в русском фольклоре как правило все же отрицательный персонаж, строит всяческие козни. А здесь спасительница…
— Хочу сказать, что в русском фольклоре вообще никогда не было ярко отрицательных героев. Просто одни были более, а другие менее добрые. Даже Кощей и баба Яга никогда не были особо злыми. Это потом сказки и их героев, на мой взгляд, упростили. Герой несет либо добро, либо зло, промежуточных оттенков не стало.
— А какую музыку вы использовали в спектакле?
— Она у нас сборная. Есть древнеславянские мелодии, есть современные славянские… Тема волка у нас, например, патриотическая – мы взяли песни из ансамбля Николая Емелина.
— На какой возраст рассчитан спектакль?
— Для ребят с 4-5 класса и дальше, хотя как вы видели на премьере, и малыши смотрели спектакль с удовольствием, что-то, видимо, понимая в нем на своем уровне. Надеюсь, родителям, бабушкам и дедушкам тоже будет интересно.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы ожидается сильный снегопад
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу