Опубликовано: 3609

Сердолик – отблеск алого заката

Сердолик – отблеск алого заката

Крым – ласковое солнце и теплое море, густые хвойные леса и неприступные горы, потухшие вулканы и затерянные развалины таинственных древних городов…

Среди буйства растений и пения птиц, зарослей диких маков и тюльпанов скрываются лагуны и бухты, полные чистой голубой воды, и маленькие города и поселки, среди которых особенно знаменит Коктебель – здесь в начале XX столетия обосновался знаменитый Макс Волошин, принимавший у себя то Михаила Булгакова, то Осипа Мандельштама, то Александра Грина, то Марину Цветаеву.

И каждого гостя  гостеприимный хозяин одаривал необычной местной галькой, какой в то время была усыпана бухта у подножия потухшего вулкана Карадаг. Казалось бы, странно – к чему великим людям простые камешки, может, здесь есть скрытый умысел, язык символов?

Но на самом деле все проще: галька была не простой, а самоцветной, и еще в царские времена ее активно использовали для создания мозаичных панно и столешниц для дворцов Эрмитажа и Петергофа. Красно-оранжевая, просвечивающая, она словно вобрала в себя яркость крымского солнца, навсегда запечатлев дивные рассветы и закаты, щедро делясь теплом со своими владельцами, вдохновляя их на создание величайших произведений русской литературы…

Из досье:
Сердолик – разновидность халцедона тонковолокнистого строения. Твёрдость 6,5-7,0 по шкале Мооса, плотность - 2,6 г/см3, блеск стеклянный.

Другие названия камня и его разновидностей: смазень, каднос, карнеол, сардер, линкурий.

Сердоликовая галька, столь любимая Волошиным, с тех пор считается истинным драгоценным символом Серебряного века. Но и ранее сердолик был оценен светочами русской литературы – так, у А.С. Пушкина было два сердоликовых перстня.

Судьба их запутанна – один, на котором было вырезано три крылатых Амура, поэт носил с детства, но однажды проиграл жене декабриста Марии Раевской-Волконской; сердолик вместе с ней побывал в сибирской ссылке, а потом попал в музей Пушкина в Петербурге.  Второй, подаренный графиней Воронцовой, Пушкин носил до самой смерти и оставил своему другу поэту Жуковскому; от Жуковского украшение перешло к его сыну, затем – к писателю И. Тургеневу, который завещал его Льву Толстому с последующей передачей «достойнейшему русскому писателю».

Увы, Полина Виардо не вняла последней воле Тургенева: перстень попал в музей, а оттуда во время Революции бесследно исчез…

Однако назвать сердолик исключительно талисманом искусства было бы огромной погрешностью от истины. Ведь камень этот, появившийся в истории еще в эпоху палеолита в виде примитивных орудий труда, издавна стал одним из «основных» самоцветов, какие были особенно почитаемы человеком.

Он был популярен повсюду – например, в Древнем Египте сердолик считали застывшим закатом солнца, посвящали богине Исиде и использовали и для украшения гробниц фараонов и в качестве лекарства, множество украшений и сосудов из сердолика было у царицы Клеопатры. В Древнем Риме  на сердоликах вырезали геммы – объемные изображения богов, героев и императоров, бывшие в ту поры самыми модными украшениями.

У Тамерлана, который называл себя «покорителем Вселенной», была сердоликовая пряжка; гетман Украины Разумовский использовал вырезанную на сердолике печать; золотые украшения и пояса с сердоликами находят в скифских курганах. сердолик ценился в Индии, где считалось, что камень способствует внутреннему развитию человека, а беременные женщины должны были носить сердоликовые амулеты, чтоб будущего ребенка ожидало счастье.

Уже в IV в. н.э. сердолик считался одним из самых ценных камней, наравне с жемчугом и алмазами – он был дороже золота, серебра, сапфиров и топазов. сердолик упоминается в древнейшей русской книге о самоцветах – Изборнике Святослава; стоит ли упоминать, что на Руси сердолик был одним из самых любимых камней, им украшали и одежду, и конскую упряжь, и царскую золотую посуду, и перстни, и ожерелья, и серьги…

В Европе средних веков в то же время сердолик употреблялся очень часто – причем служил и талисманом, и ювелирной вставкой, и материалом для резных  кубков, статуэток, крестов, блюд, и, растертый в порошок или прикладываемый к больному месту – целебным снадобьем.

Не забыт был сердолик и позже, когда прозрачные драгоценные камни несколько потеснили полудрагоценные – сердолик все равно использовали для мелких вставок в шкатулки, табакерки, мозаичные панно для королевских дворцов и резиденций, вырезали вновь вошедшие в моду камеи и инталии, делали вазочки и сосуды.

А в конце XIX столетия из сердолика вновь стали делать и печати, и украшения, и пояса, и пуговицы, и мелкие галантерейные предметы вроде подсвечников, вазочек, мундштуков, пепельниц или портсигаров; так, Фаберже создал целую коллекцию статуэток животных из поделочного камня – нефрита, горного хрусталя, розового кварца и, конечно, оранжево-розового сердолика…

Может создаться мнение, будто бы сердолик – камень легкомысленный, место которому – за стеклом витрины богатой гостиной или на золотой цепочке часов или браслета. Однако при этом сердолик издавна связывали с духовным началом в человеке.

Этот самоцвет многократно упомянут в Библии – он был заложен в основу Нового Иерусалима, нашивался на нагрудник первосвященника, украшал корону Люцифера до его падения. На Руси сердолик сравнивали с пламенем веры – им украшали кресты и инкрустировали оклады икон и Евангелий, делали потиры и панагии, расшивали митры и фелони. 

Сердолик, называемый из-за цвета камнем крови и жизни, был посвящен великомученику Варфоломею, и печальное совпадение видится в том, что в день этого святого в свое время в католической Франции была устроена кровавая Варфоломеевская ночь.

При этом и мусульмане чрезвычайно преданы сердолику – верят, что на мизинце правой руки сердоликовый перстень носил сам пророк Мохаммед, наместник Аллаха, и говорил, что рука, носящая сердолик, не оскудеет.

Другой знаменитый мусульманин, имам Джафар, утверждал, что по воле Аллаха все желания того, кто носит сердолик, исполнятся. Поэтому правоверные мусульмане не гнушаются перстней из сердолика, на которых вырезаны священные изречения из Корана – такое украшение считается священным талисманом.

При всем этом надо заметить, что сердолик – камень удивительно цельный. Его сложно, как скажем сапфир, топаз или нефрит, спутать с другими самоцветами – он не отличается огромным разнообразием расцветок, и быть может потому легко узнаваем и любим.

Цвет сердолика разнится от оранжевого с белым отливом до красно-бурого, причем оранжевые сердолики раньше звали «линкуриями», оранжево-красные, цвецта сырого мяса – «карнеолами», от слова «карнис» (плоть), а красно-коричневые – сардерами.

Интересно, что древние представления о том, что сердолик тесно связан с солнцем, имеют под собой реальную основу – дело в том, что сердолик добывается в  россыпях, расположенных как на поверхности земли, так и в более глубинных слоях почвы, и яркий красноватый оттенок сердолик получает только после того как окажется «снаружи», под длительным воздействием солнечных лучей, как в крымской бухте.

Если же камешку «не повезло», то еще в незапамятные времена ему помогали люди, прокаливая в закрытых железных сосудах для увеличения густоты и яркости цвета.

Лечебная роль сердолика огромна – причем это один из немногих самоцветов, чье благотворное воздействие подтверждается официальными научными источниками.

Еще до Великой Отечественной Войны в России было выяснено, что сердолик обладает слабой радиоактивностью, что делает его эффективным средством для заживления ран, нарывов, опухолей, чирьев и других нарушений кожного покрова.

А в тяжелые для страны времена это качество было использовано в госпиталях – лекарств «настоящих» почти не было, но к ранам прикладывали нагретые кусочки сердолика, и через некоторое время воспаление спадало, язвы и раны быстро затягивались, и очередной солдат шел на поправку…

Конечно, свойства сердолика «открыли» не в XX веке – задолго до появления замеряющих уровень радиоактивности приборов и каких-либо приборов вообще сердоликом лечили всяческие болезни, и не только нарывы, сепсис, гангрену и кожные повреждения, но и зубную боль, малокровие, плохое зрение.

Доказано, что сердолик мощнее, чем такой полезнейший самоцвет, как янтарь – сердоликотерапия даже выделена в отдельную ветвь нетрадиционной медицины. Этот камень восстанавливает обмен веществ, повышает иммунитет, в виде бус лечит базедову болезнь и купирует  воспаление щитовидной железы, очищает кровь и лимфу.

Считается, что для заметного улучшения зрения надо каждый день в течение 15 минут созерцать сердолик; а оранжевый сердолик кладут на глаза при головной боли. С помощью красного сердолика лечат и предохраняют импотенцию и бесплодие, работают с нервными болезнями, регулируют ежемесячные приливы крови у женщин.

Желтый сердолик «отвечает» за работу желудка и кишечника, он полезен при несварении, запоре, а также проблемах других органов живота – почек и селезенки. Кроме того, сердолики полезны при бронхиальной астме, малярии, ревматизме.

Единственное «но» – сердолик не стоит носить постоянно, не снимая ни днем ни ночью, и особенно людям, страдающим от злокачественных опухолей или новообразований, потому что чрезмерное превышение «дозы» сердоликового излучения чревато.

Если говорить о магическом воздействии сердолика, то прежде всего это признанный талисман любви.

Мужчинам помогали более темные камни, женщинам – камни посветлее и поярче; считалось, что сердолик одновременно притягивает к своему владельцу симпатию лиц противоположного пола и помогает отыскать и удержать истинную любовь, и в то же время не дает поддаться приворотным чарам, хранит от разгульной и порочной жизни.

К тому же сердолик – прекрасный семейный талисман, он вновь воспламеняет страсть между супругами, сохраняет мир и покой, уберегает от неверности. В делах  материального плана сердолик тоже полезен – он приносит успех, расстраивает козни недоброжелателей, помогает решить в свою пользу любые судебные споры.

Для ораторов и политиков сердолик незаменим – этот камень делает носящего его красноречивым и обаятельным, улучшает память и проницательность. Изделие из сердолика хорошо иметь живущим за городом – это оберег, отводящий от жилища стихийные бедствия и удары молнии. Вообще сердолик издавна считается амулетом, который защищает от любого зла и влияния недружелюбных людей. сердолик полезен людям искусства – он раскрывает врожденные таланты, помогает в поиске призвания; неудивительно, что он был так популярен среди поэтов и писателей.

В целом, это один из тех самоцветов, которые называют камнями абсолютного счастья – со всех сторон он помогает своему хозяину, во всех областях жизни от здоровья до личного благополучия эффективен.

Оправлять сердолик лучше всего в серебро или мельхиор, хотя в древности его обрамляли золотом; носить либо на шее в бусах, кулоне или ожерелье, либо на среднем пальце в кольце или перстне. Астрологически сердолик подходит практически всем, особенно Близнецам, Льву, Деве и Весам.

Говорить о сердолике, приводить любопытные слухи, загадочные легенды и исторические факты можно, кажется, бесконечно – но гораздо лучше приобрести амулет из красно-оранжевого камня и на собственном опыте убедиться в правоте Парацельса и Мохаммеда, Клеопатры и Агриппы, Святослава и Пушкина: сердолик действительно достоин внимания, и на подробное перечисление его полезных свойств и энергетических качеств уйдет не одна страница.

А можно и пойти иным путем – отправиться в Крым в августе, когда погода становится поистине райской в этом чудесном уголке Земли, и  отыскать в песке сердоликовой бухты красно-оранжевый камешек.

Говорят, их осталось совсем немного, все растащены туристами и предприимчивыми местными жителями – и все же они еще сверкают на морском берегу, и пристрастный любитель самоцветов имеет шанс найти свой «ферлямпикс», как говорил Волошин.

Однако и найденный у моря грубоватый камешек, и тонкой ювелирной работы вставка одинаково заключают в себе шум моря и теплоту разморенной земли, рассветные блики и алые закаты, и еще многое, что емко выражено в самом названии – не зря этот камень назвали «ликованием сердца», звонким словом сердолик.

[X]