Опубликовано: 1879

Ребенок - потребитель

Ребенок - потребитель

Как объяснить ребенку, что счастье не только в покупках, модных гаджетах и новых игрушках?

Не так давно мы с моей 11-летней дочкой говорили о том, что ей хотелось бы получить в подарок к Новому году. 

Список начинался с модных духов в форме яблока (примерно 2500 руб.), затем шли роликовые кроссовки (около 3000 руб.), кукла из мультфильма про монстров (1700 в интернет- магазине), джинсы из определенного магазина (1500, если подождать до распродажи) и разные мелочи – заколки, обручи для волос, серьги… 

Свой выбор девочка обосновала так: «Мам, мне же надо чем-то выделяться в классе. А чем мне выделяться, если не модными джинсами и кроссовками?» На предложение выделяться умом, умением лучше всех рисовать и доброжелательным отношением к окружающим дочка отреагировала скептически: «У нас в классе на такое внимание не обращают. Вот если бы у меня было сразу два айфона и один айпед…» 

Наша Маша всегда была неравнодушна к подаркам. В пять лет мы перестали брать ее в магазин, чтобы избежать скандалов. В семь – с ней стало можно договориться. В десять – она освоила Интернет, и это существенно осложнило ситуацию. А потом атмосфера в классе стала такой, что ребята, у которых нет телефона за 20 тысяч рублей, превратились в неудачников. «Лузеров» – так они говорят. 

И чем дальше, тем яснее для меня становится печальный факт: дети, которые что-то выклянчивали у своих родителей, встречались даже в дефицитные советские времена. Но сейчас, в начале XXI века, само общество делает все возможное, чтобы превратить наших детей в потребителей. Если у тебя нет модных кроссовок, говорящей куклы, компьютера, смартфона с прямым выходом в Интернет, ты никто. И попробуйте убедить своего ребенка, что умение рисовать лучше всех – это круче, чем планшет последнего поколения. Что делать? Предлагаем воспользоваться нашей инструкцией.

Не спешите винить детей

Ребенок, который постоянно что-то выпрашивает, создает для родителей массу неудобств. Вам приходится противостоять бесконечным «хочу» и «мне надо». Вы чувствуете себя отвратительно, когда понимаете, что зарабатываете недостаточно, чтобы удовлетворить все капризы маленького потребителя, и с ужасом думаете о том, что же будет дальше, когда ему исполнится пятнадцать. 

Он частенько ставит вас в неудобное положение перед родными и знакомыми. Не говоря уже о том, что вам хотелось бы привить детям совсем другие ценности и представления о мире. Но задумайтесь вот о чем: тысячи умных взрослых людей с прекрасным образованием делают все возможное для того, чтобы ваш ребенок требовал все больше и больше покупок. 

Маркетологи во всем мире разрабатывают специальные рекламные кампании, ориентированные на детей. И если еще 20 лет назад эти стратегии были нацелены в основном на подростков, то сейчас – уже на пяти-шестилетних! Маркетологи часто называют детей потребителями «три в одном». Во-первых, дети приобретают что- то на свои карманные деньги. Во- вторых, ощутимо влияют на решения родителей при покупке продуктов, одежды, мобильных телефонов… 

Список можно продолжать бесконечно. В-третьих, предпочтения в области брендов и производителей формируются еще в детстве, и, став взрослым, ребенок будет долгие годы сохранять верность любимой марке. А значит, не торопитесь обвинять во всем ребенка. Поймите, ему нелегко сопротивляться давлению окружающих, и постарайтесь его поддержать. Отсюда следующий совет.

Помогите ребенку

Подумайте: может ли ваш ребенок в одиночку противостоять такой атаке? Разумеется, нет. Поэтому первое, что стоит сделать родителям, это осознать причину происходящего. А потом помочь ребенку справиться с той лавиной информации, которая обрушивается на него каждый день.

1.  Не искушайте детей. Представьте такую ситуацию: вы приходите в магазин и видите платье, которое не можете купить, хотя знаете, что оно вам пойдет и будет сидеть идеально. Или замечаете на дороге машину, о которой давно мечтаете. Или проезжаете мимо просторного особняка, который стоит в окружении вековых сосен, и понимаете, что именно в таком месте хотели бы жить. 

И вы расстраиваетесь, потому что ваше желание неосуществимо – по крайней мере, в ближайшем будущем. 

Мы – взрослые люди и умеем планировать свои доходы и расходы, мы можем все рассчитать и решить, что машину мы купим через три года, а платье – ближе к весне, когда скидки достигнут 70%. Но тем не менее настроение у вас все равно портится. Потому что даже самые разумные люди могут контролировать свое поведение, а вот желания и чувства – нет.

Будьте милосердны к собственным детям. Не думайте, что бесконечными отказами вы сможете воспитать в ребенке силу воли. Если вы знаете, что во время похода по магазинам он будет выпрашивать то одно, то другое, не берите его в магазин. Купите все по списку, а потом выберите что- нибудь маленькое и приятное для него – линейку или фломастеры. И все довольны. 

Старайтесь избегать тех мест, где детей подстерегает особенно много соблазнов. К примеру, если идете в выходные в кино, то выбирайте отдельно стоящий кинотеатр, а не тот, что расположен в большом торговом центре. 

2. Как можно меньше рекламы. Если ваш ребенок весь выходной сидит у телевизора, просматривая сотни рекламных роликов, нет ничего удивительного в том, что он постоянно требует то говорящих кукол, то чудесных йогуртов, то мороженого в форме банана, причем в кожуре из белого шоколада. Если ребенок маленький, выключайте телевизор на время рекламы или смотрите программы в записи.

Еще один вариант – скачивать детские фильмы и передачи из Интернета и смотреть на компьютере. Со школьниками уже можно по- взрослому разговаривать о том, что такое реклама, как она создается и для чего. 

Поищите в Интернете информацию о том, сколько стоит одна минута рекламы в эфире центральных каналов. Расскажите об этом детям. Объясните, что карамельно-розовые йогурты с живыми фруктами выглядят так аппетитно, потому что изображение создано на компьютере при помощи особой программы – специально для того, чтобы все мальчики и девочки захотели его съесть и потребовали у своих родителей. А то, что находится в баночке, даже по цвету будет отличаться от картинки. 

3. Можно поиграть в такую игру: угадай, что сейчас будут рекламировать. Утром в воскресенье, когда все ребята хотят посмотреть мультфильмы, какие ролики мы увидим? Шоколад! Хлопья! Куклы! Сок! А днем, когда ребята пошли гулять, а у телевизора уселись бабушки? Лекарство от головной боли! Стиральный порошок! Холодильники! А вечером, когда папа смотрит футбольный матч? Бритва! Пиво! Автомобили! 

4. Поговорите еще о таком эффективном рекламном ходе, как размещение продукта в кино, сериалах, телепередачах. Если в сериале, который нравится вашей дочке, героиня моет голову только определенным шампунем или принимает только один вид витаминов, это не значит, что эти товары самые лучшие, модные или крутые. Это всего лишь значит, что производители этих товаров очень дорого заплатили телеканалу. Специально для того, чтобы все мальчики и девочки потребовали у родителей именно эти витаминки. 

5. С подростками можно поговорить на еще более серьезную тему: почему общественное мнение поощряет нас к тому, чтобы как можно больше покупать? Потому что это мнение формируется под влиянием крупных продавцов и производителей. Им выгодно, чтобы люди работали как можно больше и покупали как можно больше, благодаря этому производители сказочно богатеют день ото дня. Спросите своего подростка: хочешь ли ты становиться винтиком в этой огромной системе? Еще одним осликом, который бесконечно бегает по кругу? Ты хочешь жить так, как ты считаешь нужным? Или так, как тебе диктует реклама? Предложите подростку подумать над этим и сделать выводы.

Простые советы

Как ограничить аппетиты ребенка?

Если детям больше 7–8 лет, договоритесь о еженедельной сумме на карманные расходы. Эти деньги ребенок может тратить по своему усмотрению, ничего сверх этого он не получит.
Опыт показывает, что ребенок - потребитель особенно усердствует в отпуске. Выдайте ребенку на расходы ту сумму, которая кажется вам разумной. Объясните, что больше в течение отпуска дети ничего не получат. Как тратить, они решают сами: могут все спустить в один день, могут растянуть на весь отпуск, а могут потратить дома после возвращения.
Неплохой вариант: родители объявляют, что в конце месяца могут купить для ребенка что- то на определенную сумму. В течение месяца ребенок составляет список того, что хочет получить, а 30-го числа выбирает самое нужное.
Приучайте детей аргументировать свои просьбы. Аргумент «хочу» или «это у всех есть» не принимается. Если ребенок сможет доказать вам, что ему действительно необходим новый фотоаппарат, вы его купите.

Сведите к минимуму нежелательные контакты

Вы наверняка замечаете, что в вашем окружении есть люди, которые не лучшим образом влияют на отношение ребенка к покупкам. У сына есть друг, который постоянно хвастается новыми гаджетами, доводя вашего ребенка до слез? 

Сделайте все возможное, чтобы у сына появились другие знакомства – отдайте в новую секцию или кружок, поощряйте общение с теми детьми, кто не зациклен на бесконечных покупках.

Главное средство воздействия - ваш личный пример

Мы можем сколько угодно рассказывать детям о том, что такое хорошо и что такое плохо, но все-таки они больше верят делам. Если мама носит только те джинсы, где на попе нарисована эмблема известной марки, а папа покупает в кредит дорогой «статусный» автомобиль и все семейство потом пять лет с трудом расплачивается за него, скорее всего и ребенок будет заядлым потребителем. 

Наша Маша как-то спросила у меня, почему я уже четвертый год езжу на одной и той же машине. Я ответила, что машина мне нравится и мне на ней удобно. А иногда я и вовсе еду на метро или иду пешком. И мне все равно, что об этом думает наша соседка на статусном автомобиле и с эмблемой на попе.

Смиритесь с тем,что в каких-то случаях вам придется уступить

Да, иногда вам придется выбирать – ваши принципы или спокойствие ребенка. Конечно, если речь идет о дорогих вещах, которые в любом случае за пределами ваших возможностей, вы будете вынуждены отказать. Но, если у всех до единого детей в классе есть мобильные телефоны, а у вашего – нет, он будет чувствовать себя по меньшей мере некомфортно. 

Готовы ли вы поставить ребенка в такое положение? И пусть телефон третьекласснику не нужен, пусть вы встречаете сына каждый день после школы, и он никуда не ходит один. В подобной ситуации нет готовых решений, и каждому родителю придется отвечать на этот вопрос самостоятельно.

Научитесь твердо говорить "нет"

Если дети выпрашивают то, что вы определенно не можете себе позволить, или то, что вы не намерены покупать ни при каких условиях, не отделывайтесь туманными фразами «может быть, потом» или «там видно будет». Говорите честно и аргументируйте свой отказ. Разумеется, ребенок не успокоится и будет клянчить снова и снова. Старайтесь не терять самообладания и как можно спокойнее повторяйте свое «нет».

Договоритесь с ребенком

Итак, юный потребитель требует новых покупок. Как и о чем с ним говорить, чтобы прийти к разумному соглашению? 

Шаг 1. Скажем, у вас требуют новый телефон, который в два раза дороже старого, купленного всего год назад. Ребенок чуть не плачет и клянется, что не может без него жить. Спросите, зачем ребенку эта вещь. Попросите подробно рассказать, что такого есть в этом гаджете. Если выясняется, что в нем очень хорошая камера, а ребенок увлекается фотографией, то возможно, просьбу стоит обдумать. Но часто оказывается, что новая модель по техническим характеристикам даже уступает новому телефону и дело лишь в престиже. 

Шаг 2. Ведите разговор так, чтобы ребенок сам понял: новая вещь нужна только для того, чтобы хвастаться, быть не хуже других и т. п. На самом деле он хочет, чтобы его уважали, любили, считали крутым. Поразмышляйте вместе: что нужно изменить в образе жизни, чтобы его самооценка была в порядке вне зависимости от покупок? А может быть, стоит изменить круг общения..? 

Шаг 3. Если переубедить ребенка не получается, отложите решение. Скажите, что вам нужно время, чтобы все обдумать. Попросите маленького потребителя тоже поразмыслить на досуге и приготовить для вас новые аргументы, потому что старые не показались вам убедительными. 

Шаг 4. Если дело для вас не столько в принципах, сколько в стоимости вещи, прямо скажите об этом ребенку. Договоритесь о том, что он сможет получить ее в подарок на Новый год или на день рождения, на окончание учебного года – при наличии хороших оценок. Или подумайте над тем, какие расходы, связанные с ребенком, можно сократить, чтобы все-таки совершить покупку. К примеру, если сын обещает, что сам подтянет математику и от услуг еженедельного репетитора можно будет отказаться, то через пару месяцев наберется нужная сумма. 

Шаг 5. Подпишите договор. Ребенок обещает вам золотые горы, если вы согласитесь купить ему набор бакуганов, но потом быстро забывает о своих обещаниях? Можно подписать договор. Содержание примерно такое: «Мама и папа обязуются купить своему любимому сыну Пете набор бакуганов. 

Петя обязуется играть в них только после того, как добросовестно сделает все уроки, наведет порядок в своей комнате и выбросит мусор. В будние дни Петя может играть в них до 21.00, в выходные – до 22.00. Если Петя нарушает условия договора, то лишается права играть в бакуганы на один день. Подписи сторон».

дети и карманные расходы

По данным Исследователь- ского центра рекрутингового портала Superjob.ru, многие российские родители дают детям деньги на карманные расходы.

59% опрошенных ограничиваются скромной суммой – до 500 рублей в месяц;
17% родителей дают детям от 500 до 1000 рублей в месяц;
8% – от 1000 до 2000 рублей;
3% – от 2000 до 3000 рублей;
2% – свыше 3000 рублей.

Сложный вопрос

Если в семье нет денег. Как объяснить это ребенку? Любой психолог согласится, что это одна из самых неприятных ситуаций – как для родителей, так и для детей. Прежде всего будьте честны. Дети тонко чувствуют обман и на интуитивном уровне улавливают ситуацию в семье. Возможно, вам кажется, что они не подозревают о проблемах, но скорее всего это не так. 

С младшими школьниками можно говорить о деньгах честно и по существу. Скажите, что денег в семье сейчас не так много, как хотелось бы. Назовите понятную для ребенка причину: папе временно сократили зарплату, мама сейчас в декрете и не ходит на работу, бабушка болеет и много денег тратится на лекарства. Даже если вы и сами пока не понимаете, сколько продлятся финансовые трудности, скажите ребенку, что проблема эта преодолима и с ней можно справиться. 

Назовите примерные сроки, когда все может наладиться. А под конец разговора обнимите ребенка и скажите, что денег в семье может быть немного, но это временное явление. А вот любви в вашем доме меньше не стало, и это – навсегда.



 

Загрузка...

[X]